Светлана Серебрякова
Проект для детей средней группы «Как готовятся к зиме дикие животные» по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ для детей средней группы
«КАК ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» Познавательное развитие.
Руководитель проекта: воспитатель Серебрякова С. Х.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители
Форма проведения: групповая
Сроки выполнения: с 16 по 27 ноября 2020 г. (краткосрочный)
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Актуальность проекта:
Публикация «Проект для детей средней группы „Как готовятся к зиме дикие животные“ по познавательному развитию» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Изучая живую природу, у детей развивается кругозор, сообразительность, словарный запас, выразительность речи. В результате сопереживания появляется любовь к животным, интерес к родной природе и эмоциональная отзывчивость.
Проблема:
Выяснилось, что дети группы в недостаточной степени имеют представление об условиях и образе жизни, повадках и питании диких животных наших лесов. Не все дети умеют составлять описательный рассказ о зимовке диких животных, многие не имеют обобщающие понятия.
Предпосылки к определению цели детьми:
В ходе наблюдения за изменениями в природе дети с воспитателем отмечают, что на улице становится холоднее, приближается зима. Люди к ней готовятся: покупают тёплые вещи, приготавливают на зиму заготовки, утепляют свои дома. Педагог задает детям вопрос: «А как животные готовятся к зиме?».
Цель:
Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных наших лесов.
Задачи проекта:
• Формирование представления детей о диких животных Российских лесов (волк, медведь, заяц, лиса, белка, еж) в зимний период (условия: голод, мороз, глубокий снег, недостаток пищи, образе жизни и приспособлении животных к зимовке (изменение шерстного покрова, питания, утепление жилища)
• Развитие познавательной активности, умения выделять характерные признаки животных, правильно называть их детёнышей
• Развитие связной речи, грамматического строя речи (составление описательного рассказа о животных, обогащение словарного запаса детей (введение слов и выражений при знакомстве с новыми произведениями)
• Развитие мелкой моторики рук в продуктивных видах деятельности, двигательной активности, умение действовать самостоятельно, ориентироваться в пространстве
• Создание условий для развития творческих способностей детей
• Воспитание у детей интереса и бережного отношения к живой природе
• Привлечение родителей к совместной с детьми поисковой деятельности для решения проблемы проекта
Предварительная работа:
• Подбор иллюстрированного материала по теме «Как звери готовятся к зиме»
• Подбор и изготовление дидактических, настольно-печатных, словесных, подвижных игр, схем, создание лепбука по теме проекта
• Подбор гимнастик и упражнений
• Беседы о диких животных
• Рассматривание картин, иллюстраций, картинок и игрушек
• Подбор методической литературы
• Подбор художественной литературы, загадок по теме
• Оснащение центра ИЗО: раскраски, трафареты-силуэты животных
• Подбор информации для родителей
Формы организации проекта:
Познавательные беседы и наблюдения
Различные виды игр
Организованно-образовательная деятельность по всем областям
Продуктивная и трудовая деятельности
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Сформируются знания детей о жизни диких животных в зимний период
• Обогатятся знания детей о сезонных изменениях в жизни животных, об особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания, питании диких животных. Закрепятся знания детей о детёнышах.
• Научатся понимать взаимосвязь между условиями среды и образом жизни диких животных
• Возникнет эмоционально-положительное отношение к животным
• Появится устойчивый интерес к жизни животных, чувство заботы.
Педагоги:
• Построение системы работы по теме.
• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
Родители:
• Появление интереса у родителей к проблемам познавательного развития детей.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задачи:
• Выявление у детей имеющихся знаний, степень заинтересованности данной темой
• Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта
• Изучение методической литературы
• Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных произведений, музыкальных игр, интернет - ресурсов по теме проекта
Работа с родителями:
Помощь в создание мини-библиотеки по теме проекта
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ
Задача:
Обогащение, расширение и закрепление представлений детей о диких животных и их детёнышах
Схема реализации проекта по образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры:
«Зоопарк»
«Больница для животных»
«Магазин игрушек»
«Семья три медведя»
«Цирк»
Дидактические игры:
«Когда это бывает?»
«Зимние запасы»
«Подготовь зайку и белочку к зиме»
«Кто лишний?»
Лото-ассоциация:
«Кто где зимует?»
Познавательное развитие
НОД: Ознакомление с окружающим миром.
«Как готовятся к зиме дикие животные»
Познавательные беседы:
«Кто живёт в осеннем лесу?»
«Как животные готовятся к зиме»
«Чем питаются дикие животные зимой?»
«Правила поведения в природе осенью»
Рассматривание иллюстраций.
Разгадывание загадок про диких животных.
Рассказы детей о жизни диких животных поздней осенью.
Опыты:
«Почему заяц зимой белый?»
«Почему белка меняет шубку зимой?»
«Какая шубка теплее?»
Просмотр м/ф:
"Храбрый заяц",
"Волк и теленок",
"Мешок яблок".
Дидактические игры:
«Кто где живет?»
«Чьи детки?»
«Собери картинку»
«Скажи наоборот»
Строительная игра:
«Терем для животных»
Презентации:
«Дикие животные»
«Как животные в лесу к зиме готовятся»
Речевое развитие
НОД. Развитие речи.
Составление повествовательного рассказа «Как лиса за зайцем охотилась»
Рассказ воспитателя о диких животных
Беседа с детьми
«Как животные готовятся к зиме»
Составление описательного рассказа (по схеме, алгоритм загадки. Рассматривание картинок.
Пересказ:
рассказа «Лиса», «ЁЖ»по Е. Чарушину
Дидактические и словесные игры:
«Домики»
«Чудесный мешочек»
«Угадай, кто я?»
«Подскажи словечко»
«Угадай по описанию»
Чтение художественных произведений:
«Прячутся», «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня» из книги В. Бианки «Лесная газета»,
А. Блок «Зайчик»,
М. Пришвин «Ёж»,
К. Д. Ушинский «Жалобы зайки»,
русские народные сказки: «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Теремок», «У страха глаза велики», «Заяц хваста»,
С. Старикович рассказы «Замечательные звери»,
Притулина «Где зимуют звери?»
А. Прокопьев «Белка»,
«Волчишко» Е. Чарушин
Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям:
к рассказам Пришвина, Чарушина
Чтение стихотворений:
И. Пивоварова «Заяц»,
В. Степанова «Рукавицы для лисицы»
Стишки и потеки о диких животных
Заучивание стихотворений: «Осень» А. Ерикеева
Считалки:
«Дети зайцев угощали»
Отгадывание загадок о животных
Викторина
«Как зимуют дикие звери»
(итоговое мероприятие)
Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
НОД «Зайчик серый стал вдруг белым»
«Рукавички для зайчика» (индивидуальная работа)
«Дикие животные» с помощью трафаретов (самостоятельная творческая деятельность)
Аппликация:
«Белочка» (из обрывной бумаги)
Лепка:
«Ежик»
Изготовление поделки:
«Ежик» (пластилин и семечки
Изготовление
книжек-малышек о диких животных.
Создание альбома
«Дикие животные» (родительско-детские работы)
Прослушивание музыкальных произведений:
Г. Левкодимов «Медведь»,
«Лисичка поранила лапу»
Разучивание песенки «Лиса по лесу ходила», «Зайчик»
Музыкальные игры:
«Зайка», «Плетень», «С барабаном ходит ёжик», «Звери и звероловы».
Театрализация сказки
«Три медведя»
Игра-драматизация
«Заюшкина избушка»
Физическое развитие
НОД: «Зарядка с любимыми игрушками» (дикие животные)
Подвижные игры:
Хороводная игра «Заинька»
«Зайка, лови!»
«Найди зайку»
«Назови животное»
«Зайцы и волк»
«Игра с медведем»
«Хитрая лиса»
«Белка в лесу»
«Бездомный заяц»
Игра-имитация «Кто как двигается?»
«Зайка беленький сидит»
«Лиса в курятнике»
«Волк во рву»
«У медведя во бору»
«Охотник и зайцы»
Утренняя гимнастика:
«Дикие животные»
Комплекс гимнастики после дневного сна
«Заинька-зайчишка»
Пальчиковая гимнастика:
«Дикие животные»
«Кто как зимует»
«Дом для зайца»
«Зайцы»
«Бездомный заяц»
«Сидит белка на тележке».
Гимнастика для глаз:
«Заяц»
Физкультминутка:
«Звериная зарядка»
«Весело в лесу»
«Лисята»
«Есть у каждого свой дом»
«Зайке холодно сидеть»
«Ёж с ежатами»
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Безопасное поведение в лесу», «Что рассказать детям о диких животных?»
2. Изготовление книжек - малышек «Дикие животные»
3. Оформление альбома родительско-детских рисунков «Дикие животные нашего края»
4. Закрепление разучиваемых в детском саду стихотворений
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЗАДАЧИ:
1. Итоговое мероприятие: Викторина «Как зимуют дикие звери»
2. Выявление полученных знаний о жизни диких животных.
3. Презентация результатов проекта в ДОУ
4. Выставка книжек-малышек «Дикие животные и их детеныши»
Используемая литература:
1. Образовательный процесс. Планирование на каждый день. По программе «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Сентябрь-ноябрь. Средняя группа.
2. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Технологические карты на каждый день. По программе «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Сентябрь-ноябрь. Средняя группа.
3. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день. По программе «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа.
4. Интернет-ресурсы.