Марина Шульц
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Я помню! Я горжусь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 59 «Теремок»
Проект
«Я помню! Я горжусь!»
Составил:
воспитатель средней группы «Теремок»
Шульц Марина Викторовна
Прокопьвский ГО,
2021
Содержание
Паспорт проекта 3
Актуальность проекта 4
Цель и задачи 5
Этапы реализации проекта 6
I. Организационный 6
II. Практический 7
III. Заключительный 8
Литература 9
Приложения
Темочки:
Паспорт проекта
Наименование проекта «Я помню! Я горжусь!»
Автор проекта Марина Викторовна Шульц (воспитатель высшей квалификационной категории группы «Теремок»)
Тип проекта Информационно - познавательный
Организация, на базе которой реализуется проект МБДОУ «Детский сад № 59»
Цели и основные задачи
Цель:
формирование интереса к историческому прошлому нашего народа о Великой Отечественной войне; воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа.
Задачи:
1. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная война»; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины.
2. Расширить знания о войнах-освободителях, ветеранах Великой Отечественной войны.
3. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
Срок реализации проекта Краткосрочный (4 недели)
Участники проекта Дети – педагоги - родители
Этапы реализации проекта - организационный;
- практический;
-заключительный.
Актуальность проекта
Не забывай кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край.
И как на землю падали солдаты убитыми…
Живой, не забывай!
В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю страны, трудно переоценить значение патриотического воспитания детей, укрепления связей поколений. Эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать противодействие, прямо противоположный эффект.
С детьми старшего дошкольного возраста мы решили реализовать проект, посвященный памятной дате - 75-летию Великой Победы. Хотелось «зажечь» в сердцах детей огонёк желания узнавать о событиях Великой Отечественной Войны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира – Великой Отечественной войне.
К сожалению, сегодня, наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц-опрос по выявлению представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные представления о героях Великой Отечественной войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Поэтому, было принято решение разработать и реализовать проект «Я помню! Я горжусь!».
Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируется чувство собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Цель и задачи проекта
Цель:
формирование интереса к историческому прошлому нашего народа о Великой Отечественной войне; воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа.
Задачи:
1. Объяснить, что значит понятие «Великая Отечественная война»; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины.
2. Расширить знания о войнах-освободителях, ветеранах Великой Отечественной войны.
3. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной воспитательной работы у детей сформированы элементарные знания о Великой Отечественной войне.
Расширены знания о войнах-освободителях, ветеранах Великой Отечественной войны.
Сформированы чувства патриотизма и гордости за Родину, за наш народ, за нашу Великую Победу.
Продукт проектной деятельности
Конкурс чтецов, посвященный памятной дате - 75-летию Великой Победы.
Выставка рисунков «Я помню! Я горжусь!».
Этапы реализации проекта
Великая Победа. Все, что стоит за этими словами, понятно людям старшего поколения. А как объяснить дошкольникам, что такое Великая Отечественная война, как донести до их понимания величие и самоотверженность нашего народа, завоевавшего Победу?
Конечно же, мы обратились к тем материалам, что хранят воспоминания о прошлом. А это: песни, книги, картины.
I.Организационный
1. Блиц-опрос детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. (Приложение 1)
2. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов о Великой Отечественной войне.
3. Подбор литературных произведений о войне.
4. Подбор репродукций, иллюстраций о Великой Отечественной войне.
5. Подбор музыкальных произведений на военную тему.
6. Подготовка цикла бесед о Великой Отечественной войне.
7. Разработка проекта.
8. Сотрудничество с родителями.
II. Практический
Образовательная деятельность «Великая Отечественная Война» (Приложение 1)
Чтение и обсуждение произведений о войне
1. «За Родину!», «Слава» С. А. Баруздин. (Приложение 3)
2. Книга «Твои защитники» Л. Кассиль
3. Разучивание стихотворений о войне. (Приложение 3)
4. Загадки на военную тематику. (Приложение 2)
Рассматривание репродукций и иллюстраций
1. Рассматривание репродукций и иллюстраций на военную тематику. (Приложение 4)
2. Рассматривание иллюстраций «Четвероногие помощники на войне». (Приложение 4)
3. Раскрашивание раскрасок на военную тематику. (Приложение 4)
Беседы о Великой Отечественной войне
1. Беседа: Четвероногие помощники на фронте. (Приложение 1)
2. Беседа. Тема «Они сражались за Родину». (Приложение 1)
Прослушивание музыкальных произведений на военную тему
1. «Три танкиста» слова Бориса Ласкина, музыка братьев Покрас.
2. «Синий платочек» слова Якова Галицкого и Михаила Максимова,
музыка Ежи Петерсбурского».
3. «Журавли» музыка Яна Френкеля, стихи Расула Гамзатова.
4. «День Победы» музыка Давида Тухманова, слова Владимира Харитонова.
5. «Землянка» музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова.
6. «Смуглянка» слова Якова Шведова, музыка Анатолия Новикова.
III. Заключительный
1. Конкурс чтецов, посвященный памятной дате - 75-летию Великой Победы.
2. Выставка рисунков «Я помню! Я горжусь!», совместное творчество родителей и детей.
В результате реализации проекта у детей сформировался интерес к историческому прошлому нашего народа - Великой Отечественной войне. Появилось чувство патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое нашего народа.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
…Приходим к «Неизвестному солдату»
И вспоминаем всех, кто пал в бою,
В том страшном сорок первом-сорок пятом
Сложил геройски голову свою…
Владимир Фабрый
Литература:
1. Воробьев, В. За историческую правду[текст] / В. Воробьев // Директор. - 2008. - № 7. - С. 82-83.
2. Голубев, О. Четыре года юности[текст] / О. Голубев // Юность. - 2008. - № 5/6. - С. 19—41.
3. Клименко, В. Мартин Борман - все еще загадка? [Текст]/ В. Клименко // Эхо планеты. - 2008. - № 15/16.-С. 42-43.
4. Козлов, П. Смелого пуля боится[текст] / П. Козлов // Природа и человек. XXI век. - 2008. - № 5. - С. 56-58.
5. Пашоков, II. Это поле победы суровой[текст] / Н. Панюков // Военные знания. - 2008. - № 7. - С. 14-15.
6. Твои защитники [Текст] / Л. А. Кассиль. - Москва : Детская литература, 1977. - 64 с.
Электронные ресурсы:
1. www.maam.ru
2. https://www.infourok.ru
3. https://www.bibliofond.ru
4. https://www.bestreferat.ru
5. https://vk.com/spisok_literaturi
6. https://www.litmir.me
7. https://spblib.ru/catalog/-/books/11741466-tvoi-zashchitniki
Приложение 1
Блиц-опрос для детей старшего дошкольного возраста
1. Знаешь ли ты, что такое война?
2. Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
3. Как страна празднует День Победы?
4. Что такое парад?
5. Кто победил в этой войне?
6. Кто такие ветераны?
7. Что такое памятник павшим воинам?
8. Что такое полевая кухня?
9. Кто такие фашисты?
10. Чем награждали героев?
11. Что такое солдатский треугольник?
12. Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что нужно для этого?
Беседа: «Они сражались за Родину»
Программное содержание. Закреплять представления детей о защитниках Отечества, уважительное отношение к ним; воспитывать любовь к Родине, развивать стремление выражать свое отношение к событиям.
Материал. Рассказ С. Баруздина «Шел по улице солдат» («За Родину!»); репродукция картины Е. Вучетич «Воин — освободитель»; конверт, бумага, ручка, цветные карандаши.
Методика проведения
Воспитатель читает рассказ С. Баруздина «Шел по улице солдат» («За Родину!»). Затем задает детям вопросы:
— Какие черты характера присущи воину?
— Возникает ли у вас чувство гордости за наших защитников Отечества?
— Хотели бы выбыть похожими на них? На кого?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукцию картины Е. Вучетич «Воин — освободитель». Задает вопросы:
— Что изображено на картине?
— Каким показан воин-освободитель?
Воспитатель. Главное, ребята, — это жить в мире. Наши воины защищают родную страну; звонкий детский смех, мирный труд всех людей. Я думаю, что у каждого из вас есть слова, которые бы вы хотели сказать людям. Я предлагаю вам написать письмо.
Воспитатель вместе с детьми пишет письмо. Например, «Здравствуйте, жители планеты Земля! Пишут вам дети из детского сада. (название детского сада и города). В нашем городе много красивых мест: стадионов, парков, озер, леса. Вы, наверное, как и мы, живете в самом красивом городе, где много очень хороших и добрых людей. Мы скоро пойдем в школу. Будем обязательно учиться на четыре и пять. Мы хотим вам пожелать мирного неба! Никогда не ссорьтесь, живите дружно! Не нужно, чтобы была война. Берегите мир на всей Земле!»
После того как будет составлен текст, каждый ребенок оставляет на листе бумаги маленький рисунок.
Образовательная деятельность:
«Великая Отечественная Война»
Цели: Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: песнями «Катюша», «День Победы». Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.
План занятия:
1. Слушание песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).
2. Рассказ педагога о празднике День Победы, о традиции русского народа с давних времён защищать Родину-мать. (Почему этот праздник радостный? Почему грустный? Кто отстоял нашу Родину от врагов? Какими были защитники нашего Отечества? Как люди чтят память о них)
3. Чтение стихотворения С. Михалкова «День Победы».
4. Слушание песни «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).
Беседа: Четвероногие помощники на войне
Наши четвероногие друзья — собаки и лошади, помогали воинам в сражениях с фашистскими захватчиками.
Собака умна, внимательная, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Её не зря называют верным другом. Она никогда не бросит хозяина в беде, не предаст его!
Попробуйте вспомнить, как в мирное время собаки помогают людям. Правильно! Собаки — великолепные сторожа, охотники, спасатели, поводыри слепых, помощники пограничников, милиционеров, пожарных.
Пастушьи собаки помогают пастухам пасти отары овец и стада коз. Они зорко следят, чтобы серый разбойник — волк не подкрался к стаду.
Собаки-спасатели выручают лыжников и альпинистов в горах, находят людей под завалами во время землетрясений и других стихийных бедствий.
Собаки-поводыри помогают слабовидящим и слепым людям: водят по улице, помогают обойти препятствия.
Ездовые собаки, запряженные в упряжку, перевозят грузы и людей.
Специально выдрессированные собаки несут службу на границе. Они помогают пограничникам находить нарушителей, преследовать их, искать оружие.
С давних времен собак использовали и в сражениях.
Как же помогали эти умные животные красноармейцам в боях Великой Отечественной войны?
Зимой собак запрягали в специальные упряжки, и они везли сани, на которых лежали раненые бойцы. На таких собачьих упряжках с полей боев вывезли очень много раненых! Но это еще не все!
Кинологи (специалисты по дрессировке собак) учили своих питомцев не бояться ни грохота орудий, ни взрывов снарядов и мин, ни бушующего пламени, ни столбов едкого дыма.
На спину специально обученной санитарной собаки прикрепляли сумки с медикаментами, ватой и бинтами. Во время боя санитарные собаки подбирались к раненым бойцам. Те могли перевязать рану себе и своим товарищам.
Многих бойцов спасли от смерти четвероногие санитары!
Санитарная собака
Я собака смелая,
Умная, умелая!
Пуль и взрывов не боюсь,
К раненому подберусь.
Сумку я несу солдату,
В сумке йод, бинты и вата.
Чтобы мог он сделать сам
Перевязку легких ран.
И опять вернуться в бой
На рубеж передовой.
Военные собаки умели делать и многое другое. Они тянули линии связи, искали мины и даже подрывали вражеские танки. Бесстрашные псы бросались под движущийся танк. Мина, укрепленная на спине собаки, цеплялась за днище танка, а собака молниеносно выскакивала из-под него и мчалась прочь, успевая убежать подальше еще до того, как танк взорвется.
Но вот раздавался страшный грохот, пламя охватывало танк, его заволакивало клубами черного дыма. Смелая собака подорвала фашистский танк!
Много труда, времени и терпения требовалось кинологам, чтобы научить собаку подрывать танки. Сначала ее приучали к неподвижному танку. Она обнюхивала его, обходила со всех сторон, оставляя метки. День за днем миску с едой ставили под танк и кормили там собаку. Она привыкала к танку и не боялась его. Затем пса приучали к движущемуся танку. И вот бросалась под танк она следом за более опытной, уже хорошо обученной собакой. Когда собаки выскакивали из-под танка, дрессировщик угощал их вкусными косточками.
Храбрая собака
Идет солдат в атаку.
Бесстрашен он в бою.
Ведет солдат собаку —
Помощницу свою.
Она бросается под танк
И оставляет мину там.
Собака прочь несется,
А танк врага взорвётся!
Лошади тоже верно служили солдатам во время войны.
Специально обученные кавалерийские лошади, не боясь ни выстрелов, ни взрывов, участвовали в боях.
Тягловые лошади тащили пушки, боеприпасами и оружием, везли к местам боёв полевые кухни, перевозили в госпитале раненых.
Лошади особенно помогали бойцам в начале войны, когда не хватало грузовых машин и мотоциклов.
Приложение 2
Загадки на военную тематику
По полю ползет,
Пушкой ведет,
Страх нагоняет.
Во врага стреляет
(танк)
Смелым, сильным должен быть,
Крепко Родину любить.
Друзьям помогать
От врага народ защищать.
(солдат)
В кобуре лежит, молчит,
А в бою заговорит.
Громко стреляет.
Командиру жизнь спасает.
(пистолет)
С ним солдаты в бой идут.
Он солдату верный друг.
Стреляет, стрекочет
Во врага попасть хочет
(автомат)
Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» —
Всем «прикурить» даёт кругом.
(Танк)
Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(Танкист)
Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(Пограничник)
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою …
(Страну)
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником —
Станешь …
(Пограничником)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
(Корабле)
Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный …
(Летчик)
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется …
(Танкистом)
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)
Все он в один миг решает,
Великий подвиг он совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно.
(Герой)
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост.
(Солдат)
На тропе, на берегу,
Преграждает путь врагу.
(Пограничник)
Загадки о военной технике
Гусеницы две ползут
Башню с пушкою везут.
(Танк)
Ползёт черепаха —
Стальная рубаха,
Враг — в овраг,
И она, где враг.
(Танк)
Он на гусеницах мчится,
Только он не трактор.
В бой пойдет - и пригодится
Фронтовой характер.
И не плавится в огне
Крепкая броня.
Только бой не на войне –
В детской у меня.
(Танк)
Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» —
Всем «прикурить» даёт кругом.
(Танк)
Брызжет огнём,
Гремит, что гром.
(Пушка)
На горе-горушке
Стоят старушки,
Если охнут,
Люди оглохнут.
(Пушки)
Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет
Что такое?
(Самолет)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляется в полет
Наш Российский …
(Вертолет)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
(Корабле)
Под водой железный кит
Днем и ночью кит не спит
Днем и ночью под водой
Охраняет наш покой.
(Подводная лодка)
Чудо — птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …
(Ракету)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек и управляет
Что такое? (самолет).
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут опустился (парашют).
Алые букеты в небе расцветают,
Искорками света лепестки сверкают.
Вспыхивают астрами голубыми, красными,
Синими, лиловыми – каждый раз все новыми.
А потом рекою золотой текут.
Что это такое? (Праздничный салют)
Он в безбрежном океане,
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)
Паровоз без колес.
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел,
Прямо по морю пошел. (Корабль)
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолет)
Летит как стрела
Жужжит, как пчела. (Самолет)
Все в один он миг решает,
Славный подвиг он свершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно. (Герой.)
Грянул гром, веселый гром
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги света всюду льют
Это праздничный … (Салют)