Любовь Зиновьева
Проект для детей от 4 до 5 лет «Космические дали». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей от 4 до 5 лет «Космические дали».
Автор проекта – Зиновьева Любовь Николаевна, воспитатель группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 общеразвивающего вида Приморского района Санкт-Петербурга/
Целевая группа – воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет.
Время реализации: с 03.02.2020г. по 12.04.2020 г.
Публикация «Проект для детей от 4 до 5 лет „Космические дали“, Часть 1» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Проект :
- по доминирующему методу - практико – ориентированный проект.
- по характеру контактов – открытый проект;
- по количеству участников – групповой проект;
-по продолжительности – долгосрочный проект;
- предмет исследования: «Космос»;
- в работе над проектом участвуют : дети 4-5 лет;
- воспитатели;
- родители (законные представители) воспитанников;
Актуальность проблемы:
Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому одной из важных проблем в дошкольных учреждениях является формирование интереса к явлениям неживой природы: небу, солнцу, месяцу, звездам, к космосу. Дети 4 – 5 лет активно накапливают опыт и усваивают знания в результате наблюдения. Каждое наблюдение совершенствует знания детей, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления и знания о космосе. Именно поэтому у ребёнка можно заложить основы первоначальных представлений о космосе.
Детям предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Полученные знания дети закрепляют, уточняют, обобщают и систематизируют в других видах деятельности: беседах, чтении книг, рассматривании картин, иллюстраций, изобразительной и конструктивной деятельности.
Проблемы:
- отсутствие у детей конкретных знаний о явлениях неживой природе: Солнце, месяц, звезды;
- не сформировано понятие: космос – пространство между планетами;
- не достаточно сформированы навыки ориентирования во временных отрезках времени: днем не небе солнце, облака, тучи; ночью на небе звезды, месяц.
- не достаточно сформированы представления о полете космонавтов в космос, о космических кораблях-ракетах; -
- не все родители считают, что с этим ребенка знакомить еще рано;
- в современных условиях невнимание родителей к интересам детей.
Задачи:
Позновательное развитие
- формировать у детей интерес к явлениям неживой природы: небу, солнцу, месяцу, звездам;
- побуждать детей, устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко – наступило утро. На небе месяц и звезды – наступила ночь;
- расширить представления дошкольников о явлениях неживой природы: солнечный свет, солнечное тепло, солнечные зайчики. Побуждать детей устанавливать элементарную зависимость состояния природы от смены времен года;
- познакомить детей с глобусом, планетой Земля, с расположением городов на глобусе, с зелеными насаждениями и водным пространством;
-дать детям представление о профессии человека, который летит в космос на ракете : космонавт;
- закрепить знания о полете в космос первого космонавта Ю. А Гагарина;
побуждать детей умению ориентироваться в космическом пространстве – космосе : солнце, расположение планет вокруг солнца;
- развивать конструктивную творческую деятельности при конструировании космических кораблей : ракеты и лунохода;
- развивать наблюдательность, познавательную активность, воображение, логическое мышление.
Речевое развитие:
- формировать понятия: «Космос, космическое пространство»;
- расширить словарный запас: солнце, луна, звезды, космос, небо;
- использовать в речи слова: «Космические корабли : ракета, луноход»,
- употреблять в речи слова конструктор, летчики, космонавты;
- развивать логическое мышление – отгадывать загадки;
- сопровождатьсвои действия словами литературных текстов;
- побуждать детей, отвечать на вопросы педагога.
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать у дошкольников уважительное отношение к труду взрослых: летчики, космонавты, конструкторы;
- формирование партнерских отношений: чувство взаимопомощи, поддержки, послушания;
- воспитывать аккуратность и трудолюбие в процессе совместной деятельности;
- воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания;
- воспитание у детей желание и интерес к экспериментированию;
- воспитание патриотических чувств.
Художественно-эстетитечкое развитие:
- проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворениями;
- совершенствовать умения детей эмоционально воспринимать литературное произведение В. Бородина «Звездолетчики» и выражать свое отношение к пересказам рассказа;
- проявлять положительные эмоции при прослушивании песни;
-вызвать эмоциональный настрой заниматься изобразительной и конструктивной деятельностью;
- развивать цветовосприятие.
Физическое развитие:
- поддерживать интерес к двигательной деятельности: тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы позвоночника;
- развивать координацию, ловкость, выносливость;
- точно выполнять правила игры действия во время подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Гипотеза проекта :
Если делать упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление детей, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, то можно добиться ожидаемых положительных результатов в ознакомлении с явлениями неживой природы: небом, солнце, месяцем, звездами.
Если создать условия для наблюдений за явлениями неживой природы и ознакомлением с космосом, а также проведением исследовательской и экспериментальной деятельности детей, то это позволит расширить, конкретизировать и углубить и систематизировать представления детей о космосе, космонавтах, космических кораблях.
Этапы реализации:
Подготовительный этап.
Провела мониторинг с детьми группы.
Создание развивающей среды:
- подобрала педагогическую литературу по ознакомлению с космосом, ознакомилась с ней;
- подобрала дидактический материал для игр;
- подобрала детскую литературу и пособия по ознакомлению с явлениями неживой природы;
- приобрели чемоданчик с дорожными знаками;
- создали с детьми макеты : «Звездное небо», «День – ночь», «Солнце и планеты»;
- приобрели силуэты солнца, луны, звезд, планеты;
- составила план работы по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и космосом;
- выбрала формы работы с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы, космосом : игровую, познавательную, продуктивную, исследовательскую деятельность;
- подобрала методы и приемы реализации программы: рассказы, беседы, развлечения, сравнения, заучивание, составления описательных рассказов, конструктивную и продуктивную деятельность:
- подвижные игры, настольные и дидактические игры, упражнения, продуктивные методы, сюжетно-ролевые игр;
- подобрала детскую литературу:
Работа с родителями:
Составила план работы с родителями по ознакомлению родителей с явлеияи неживой природы и космосом.
- рекомендовала родителям
- подготовила папки передвижки с памятками - провела консультацию для родителей на тему «Знакомство детей с явлениями неживой природы»
- привлечение родителей к созданию развивающей среды;
-рекомендовала родителям посетить вместе с детьми «Планетарий» для ознакомления детей с «Космосом);
- привлечь родителей к созданию «книжек - малышек
- провести Мастер класс с родителями на тему: «Что я знаю о явлениях неживой природы «Космосе»?»
- организовать Викторину с родителями и детьми «Вопросы - ответы о космосе»;
2 этап реализации
Наблюдение на прогулке за явлениями неживой природы
Цель: Формирование у дошкольников интереса к наблюдением за явлениями неживой природы: солнце, месяцем, звездами, облаками, тучами.
Ежедневно с детьми проводится работа по наблюдению за движением солнца в течение дня. Движение облаков при ветре и без ветра. Наблюдение за небом: голубое, серое, покрыто облаками, тучами. Солнце в феврале еще не греет и редко светит. В марте солнце начинает не только светить, но и пригревать землю. Появляются солнечные лучи, дети начинают определять свойства лучей, знакомятся с понятием – солнечные зайчики. Зимой дни короткие и небо быстро темнеет. На вечернем небе появляются звезды и Луна. Наблюдение за превращением Луны в половинку, в рожок и совсем исчезает. Весной небо становится высоким, голубым, ярко-синим. Появляются в небе кучевые облака (белые, закругленные, воздушные собираются кучками).
Совместная деятельность. «Где ночует солнышко?»
Цель: формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать детей устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко – наступило утро. На небе месяц и звезды наступила ночь.
Оборудование. Куклы - Алена, Ванюша, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, еж
Ход.
Организационная часть.
Воспитатель предлагает детям подойти к макету домика и заглянуть в окошко. В домике на кроватках спят Алена и Ванюша.
Вопросы к детям:
- Кто спит на большой кроватке? (Алена); - Как зовут братика Алены? (Ванюша);
- На какой кроватке спит Ванюша? (На маленькой кроватке); - Почему Ванюша спит на маленькой кроватке, а Алена на большой кроватке? (Ванюша еще маленький, а Алена постарше);
Основная часть.
- Не пора ли Ванюше и Алене просыпаться? (Ответы детей обсуждаются);
- Кто поможет нам разбудить Ванюшу и Алену? (Петушок, часы, солнышко);
- Кого мы можем попросить разбудить их? (Петушка).
Дети читают стихотворение:
Петушок, петушок, золотой гребешок!
Маслена головушка, шелкова бородушка!
Разбуди на поскорей и Алену и Ванюшу!
- Ребята, почему петушок не встает? (Ответы обсуждаются);
- Кто разбудит петушка?
- Давайте попросим солнышко, чтобы оно разбудило петушка.
Дети вместе с воспитателе читают потешку:
Солнышко, выгляни! Красное, выгляни!
Петушка разбуди! Смотрит солнышко в окошко,
Светит, улыбается! Просыпайся, петушок!
Утро начинается!
Петушок:
- Вместе с солнышком встаю! Вместе с солнышком пою:
«Кукареку! Кукареку! Деток всех я разбужу!
Куклы просыпаются. Дети здороваются с ними
- С добрым утром, Алена! С добрым утром, Ванюша!
Затем дети вместе с воспитателем предлагают детям умыться, одеться, причесаться, позавтракать
Дидактическая игра «Угостим друзей чаем»
Раздается стук в дверь. Заходят утка, сорока, улитка, заяц, еж и цыплята.
Дети приветствуют гостей и приглашают к завтраку. Накрывают на стол чашки, хлебницу, чайник, конфетницу, салфетки. Угощают гостей, читают им стихи о солнышке.
Дидактическая игра «Где, чей домик?»
Дети поочередно берут игрушку и помещают ее в соответствующий домик, расположенный на магнитной доске, поясняют свои действия.
Воспитатель подводит итог ответам детей :
Алена и Ванюша живут в домике. Утка живет в сарайчике, зайка живет под кустиком, еж – в норке, цыплята живут в курятнике, улитка на своей спинке, сорока на дереве
- Каждый где-нибудь живет: рыба - в речке,
В норе – крот, заяц в поле, мышь в соломе.
Мы - в большом кирпичном доме.
Ну а солнце где живет? Днем и утром, это ясно,
В небе жить ему прекрасно, ну а вечером и ночью,
Когда все темным-темно, где тогда гуляет солнце, Воспитатель помещает солнышко на небо (на магнитной доске) По ходу вопросов передвигает его под тучку.
- Где тогда живет оно? (На небе); - Где спит солнышко? (За тучкой);
- Когда солнышко спать ложится, что наступает? (Ночь).
- Ночью солнышко спит, а месяц по небу гуляет и звезды считает.
Воспитатель выставляет на магнитную доску, месяц и звезды
- Когда месяц по небу гуляет?
- Что еще можно увидеть в небе ночью?
- Если в небе месяц и звезды, что должны делать дети и животные?
Рефлексия.
Подвижная игра «Солнышко и месяц». Воспитатель поднимает вверх силуэт солнышка: дети бегают, резвятся, радуются. Воспитатель поднимает силуэт месяца: дети приседают, закрывают глаза – спят.
Совестная подгрупповая деятельность. Чтение и заучивание потешек, стихов о явлениях неживой природы.
Цель: Формирование представлений о явлениях неживой природы через восприятие поэтического текста. Передавать свои чувства по содержанию текста, формировать речевую активность.
Материал: Иллюстрации к стихам и потешкам, загадкам.
Ход.
Организационная часть.
В гости к детям приходит кукла Говорушка и приносит конверт.
Педагог предлагает детям посмотреть, что же находится в конверте. Но прежде чем увидеть, необходимо, отгадать загадки.
Загадывание загадок:
- Оно весь обогревает! И усталости не знает.
Улыбается в оконце, и зовут его все (Солнце).
- Один костер всю Землю обогревает? (Солнце).
- Ночью по небу гуляю, тускло небо освещаю.
Скучно мне без звезд одной, а зовут меня (луной).
- То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (Небо).
- Глаза открыл, манит собою,
Поймать пытаюсь, не могу
Весь день дразнит своей игрою,
- А если тучка, не найду
Он озорной, ослепит ярко,
Развеселит и рассмешит.
Где он упал, то будет жарко,
Но он от зеркальца дрожит. (Солнечный зайчик).
Дети отгадывают загадки и называют отгадки.
Педагог вынимает из конверта картинки или силуэты солнца, месяца, звезд, облаков, и располагает их на панно «Небо». Дети рассматривают силуэты и объясняют, когда они появляются в небе.
Основная часть.
Чтение стихов:
Солнце улыбается – золотые лучики.
Солнышко качается на кудрявой тучке.
Солнышко бросает золотые мячики.
В лужицах ныряют солнечные зайчики
- А уж ясно солнышко припекло, припекло
И повсюду золото разлило, разлило.
Ручейки по улице все журчат, все журчат.
Журавли курлыкают и летят, летят.
- Солнышко, солнышко, колоколнышко!
Не пеки за реку, пеки к нам в окошко,
Будет нам тепло! - Я спросил у солнышка:
- Почему ты теплое?- Оттого, что доброе!
Всем на свете солнышко раздает тепло.
Нам с тобою солнышко, ясно и светло.
- Почему это солнце подсказывает нам, что наступила весна?
(Дети обсуждают и отвечают на вопросы педагога).
- Месяц, месяц свети! Под плетень гляди
Ходи, гуляй. Да нас утешай!
- Месяц, месяц, мой дружок позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой, круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя, звезды смотрят на тебя.
Вопросы к детям:
- Когда в небе загораются звезды? (Ночью);
- Какие бывают звезды? (Большие, маленькие, яркие);
- На что похожи звезды?
Педагог читает строчки стихотворения:
- Солнечные зайчики весело бегут
За собой проказники вдаль скорей зовут.
Солнечного зайчика не надо догонять,
В маленькое зеркальце можно лишь поймать. (С. Александрова).
Рефлексия.
Подвижная игра «Поймай солнечного зайчика»
Педагог ловит солнечного зайчика зеркальцем и затем направляет его в разные места группы. Дети двигаются за зайчиком по группе, стараются поймать солнечного зайчика
Рисование «В небе желтый мяч»
Цель: совершенствовать прием рисования – проведение прямых линий во все стороны от круга Круг закрашивать фломастером от середины круга спиральной линией. Расширить представления детей о явлениях неживой природы.
Материал: Мольберт, фломастеры, восковые мелки, Кукла Алена, корзинка. Силуэт солнца с лучиками и без лучиков.
Ход.
Организационный момент.
В группу входит кукла Алена с корзинкой. Дети здороваются с куклой Аленой. Кукла предлагает посмотреть ее корзинку,
Основная часть.
-.Что это? (Бумага, фломастеры);
- Как вы думаете, для чего они? (Чтобы рисовать);
Воспитатель выставляет силуэт солнышка на мольберт – небо.
- Что нарисовано на этой картинке? (Солнышко) :
- Где гуляет днем солнышко? (На небе).
- Какого цвета бывает солнце? (Желтого).
- Почему у этого солнышка нет лучиков? (Зимой солнце светит, но не греет).
Воспитатель предлагает детям нарисовать солнышко с лучиками, чтобы оно скорее согревало землю.
Практическая часть.
Воспитатель показывает прием рисования круга – солнце. От середины путем спирали накручивать линии для получения круга желтым фломастером. Лучики рисовать прямыми длинными и короткими линиями от круга в разные стороны. Дети приступают к выполнению задания. В процессе рисования воспитатель напоминает детям, как правильно нужно держать фломастер и сильно не нажимать на него.
Рефлексия.
- Что вы сегодня рисовали?
- На что похоже солнышко?
– Какого оно цвета?
- Какие по длине у вас нарисованы лучики от солнышка?
Кукла Алена благодарит всех детей за красивые солнышки и прощается.
НОД. «Большие и маленькие звездочки»
Цель: Продолжать детей знакомить детей с явлениями неживой природы: небо, солнце, месяцем, звездами.
Материал: Магнитная доска. Фигурки: солнце с лучиками и без лучей, звезды, месяц, птицы. Кукла Незнайка.
Ход.
Организационная часть.
В группу входит Незнайка под фонограмму песни «Голубой вагон»
Скатертью, скатертью дальний путь стелется
И упирается прямо в небосвод.
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.
Незнайка предлагает детям отправиться с ним в необычную «Голубую страну»
- Что это за страна? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что это небо).
- На чем мы можем отправиться в наше путешествие, если мы знаем, что это «Голубая страна»?
(Вопросы детей обсуждаются и поводятся к тому, что надо лететь в самолете). Дети согласно билетам занимают места.
Упражнение «Докончи фразу»
- Наш самолет отрывается от земли, и мы поднимаемся высоко (в небо).
- Небо у нас (голубого) цвета.
- Страна, в которую мы летим, называется (Голубая).
- На небе мы видим (облака, солнце, звезды, месяц и птиц).
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Дети поочередно берут со стола фигурки и прикрепляют к магнитной доске
- Это облака. Если много облаков в небе, то может что идти? (Дождь или снег);
- Это солнце. Когда солнце светит и греет, то наступает? (Весна, лето);
- Почему это солнце подсказывает нам, что время года лето? (Солнышко, которое посылает много лучиков на землю);
- Какое солнышко нам подсказывает, что время года зима? (Солнышко, у которого нет лучиков, оно светит, но не греет);
- Если в небе светит солнышко, какое время суток? (Утро, день);
- Когда наступает ночь, что происходит в небе? (Солнышко ложится спать, а месяц и звезды выходят по небу гулять);
- На что похож месяц? (Ответы детей обсуждаются).
Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой, круглолицый, светлоокий,
И обычай ивой любя, звезды смотрят на тебя!
- Когда в небе зажигаются звезды? (Ночью);
- Какими бывают звезды? (Большие и маленькие, яркие);
- На что похожи звезды? (На бусинки, горошинки, огоньки и т. д.).
Дидактическая игра «Украсим небо звездочками»
Дети берут звездочки разной величины и цвета (желтого или белого) и вставляют в отверстия на панно.
Воспитатель загадывает загадку:
В небе летает, а не самолет.
По земле прыгает, и зернышки клюет… (Птица).
Подвижная игра «День – ночь»
Воспитатель объясняет правила игры: - Если я подниму фигурку «солнышко», то все дети птички будут бегать, резвиться, радостно чирикать. Если я подниму фигурку «месяц» – птички приседают, закрывают глазки, «спят». Воспитатель поднимает вверх «солнышко» - дети выполняют движения. По сигналу – вверху поднята фигурка «месяц» дети приседают и «спят»
Баю-баю-баю, глазки закрываю,
Глазки закрываю - сразу засыпаю.
Рефлексия.
Воспитатель напоминает детям, что пора возвращаться в группу. Дети занимают свои места в «самолете». Самолет приземляется. Незнайка благодарит детей за то, что они с ним путешествовали в «Голубую страну».
- Что интересного вы сегодня узнали?
- С какими явлениями природы мы познакомились?
Совместная деятельность с детьми. «Солнечные зайчики»
Цель: расширить представления детей о явлениях неживой природы: солнечный свет, солнечное тепло, солнечные зайчики.
Материал: зеркальце. Магнитная доска.
Ход
Организационная часть.
Воспитатель подводит детей к окну и читает стихотворение:
На солнышке согрелась ель
Подтаяла сосна
Идет апрель, звенит капель.
В саду у нас весна!
Вопросы к детям:
- О каком времени года нам рассказывает это стихотворение?;
- Кто же будит все вокруг весной?;-
- Какое солнышко весной?
- Куда оно направляет свои солнечные лучики?
Основная часть.
Упражнение с зеркалом «Солнечные зайчики»
Воспитатель берет в руки зеркальце, ловит им солнечный лучик и направляет его по группе. Дети пытаются поймать зайчика, прыгают, бегают, радуются.
Солнечные зайчики прыгают по стене,
Помани их пальчиком, они прибегут к тебе.
(Дети выполняют, а воспитатель приближает солнечный зайчик к ребенку).
- Солнечные зайчики весело бегут.
За собой проказники вдаль скорей зовут.
Солнечного зайчика не надо догонять,
В аленькое зеркальце можно лишь поймать.
(Т. Александрова).
.- Прыгнул зайчик на окошко – яркий, шустрый, озорной.
Посидел он там немножко и давай играть со мной.
(Т. Горелова).
- Скачет зайчик по дорожке:
Он на стенке, на окошке.
Зайчик этот не простой,
Он пушистый, золотой.
Солнце зайке - лучший друг!
Погляди скорей вокруг –
Что за чудо этот зайка?
Ты попробуй, отгадай-ка!
(Т. Александрова).
Дидактическая игра «Кого разбудил солнечный зайчик»
- Кого из зверей весной разбудил солнечный зайчик? (Медведя, он в берлоге спал). (Разбудил ежика, мышку, они тоже в норке жили).
- Кого из птичек разбудил солнечный зайчик? (Грачей, скворцов);
- Кого еще разбудил солнечный зайчик из растений? (Мать-мачеху)
Дети рассматривают растение в горшке.
Упражнение «Где находится солнышко?»
Ребята подойдите к окну и посмотрите на солнышко.
- Где оно находится сейчас?
Дети подходят к окну и смотрят на солнышко и определяют место положения солнышка в небе.
- Почему вы закрыли глаза? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что солнышко светит очень ярко и глазкам больно смотреть на такой свет).