Оксана Яхно
Проект для детей младшей группы «Наша спутница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.
Задачи:
1. Прививать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Развивать умение планировать перед собой цель, планировать свою работу.
3. Рассказать детям о значении воды в нашей жизни. Учить детей понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
4. Закрепить знания детей о различных состояниях воды в окружающей среде.
Структура проведения экспериментов
- постановка проблемы;
Публикация «Проект для детей младшей группы „Наша спутница вода“» размещена в разделах
- поиск путей решения проблемы;
- проведение наблюдения;
- обсуждение увиденных результатов;
- формулировка выводов.
Актуальность.
Знакомство младших дошкольников с водой
и её свойствами-не только начальный этап формирования культурно-гигиенических навыков, но и процесс, который активизирует познавательную и поисковую деятельность ребёнка. Дети знакомятся со свойствами воды (чистая, грязная, прозрачная, цветная, получают представление о плавающих и тонущих телах и температурные ощущения (вода холодная, тёплая, со свойствами предметов (сухой, мокрый, развивается цветовое восприятие. Игры с водой побуждают детей выражению своих мыслей и желаний словами (развивается активная и пассивная речь, развитию первичных навыков общения (участие детей в совместных играх). При знакомстве детей с водой, у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус, обогащаются тактильные ощущения.
Вид проекта : опытно – экспериментальная деятельность.
Срок реализации: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта : Воспитатели, дети, родители.
Предполагаемый результат:
1. Самоутверждение личности ребё нка: снятие зажима, скованности.
2. Расширение знаний детей о свойствах воды и её роли для окружающего мира.
3. Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.
4. Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный:
Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.
Подбор иллюстрированного материала, картинок.
Подбор интернет-ресурсов по теме проекта.
Разработка плана по реализации проекта.
2. Основной этап:
Беседа «Для чего нужна вода?», «Как мама использует воду дома».
Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».
Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…».
Экспериментирование с водой: Вода не имеет цвета; вода не имеет вкуса; вода не имеет формы.
Рассказывание «Путешествие Капитошки» - круговорот воды в природе
Чтение художественной литературы: К. И Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка».
Заучивание потешек о воде.
Сюжетно-ролевые игры: «Постираем одежду для Кати», «Купание куклы».
Работа с родителями:
Консультация на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности».
3. Заключительный этап:
Презентация «Наша спутница вода»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в младшей группе «Свойство воды»
Цели:
— познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
— развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
— развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
— развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
— развивать внимание и наглядно – действенное мышление;
— воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
— развивать любознательность, речь;
— воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.
Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, два чайника с холодной, тёплой водой, большие ёмкости, ноутбук.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: Люди пьют воду;
— варят еду;
— моют грязные фрукты и овощи;
— каждый день моют руки и лицо;
— поливают растения, чтобы не засохли;
— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!
Опыт № 1: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт № 2: «Вода не имеет формы».
Я наливаю воду в стакан, тарелку, воздушный шарик.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Вода принимает форму того предмета в котором находится.
ВЫВОД: Вода не имеет формы.
Опыт № 2: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Опыт №4 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять. любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Опыт № 6: «Вода – растворитель».(дети садятся на стулья)
На столе разноцветные краски, банки с водой.
Воспитатель: Ребята, я сейчас превращусь в волшебника и покажу вам фокусы.
Беру банку с водой, закрываю крышкой и вместе с детьми произношу заклинание:
«Ты вода, водица, друг ты мой студёный, стань вода – водица не светлой, а зелёной.»
Трясу баночку с водой, вода меняет цвет.
«Ты вода, водица, друг ты мой прекрасный, стань вода- водица не светлой, а красной».
«Ты вода, водица, светлая, как иней, стань вода водица не простой, а синей».
Опыт № 7: «Вода холодная и горячая».
На столе два сосуда, в них вода разной температуры.
Воспитатель: Предлагает одному ребенку определить температуру воды в каждом из сосудов, опустив одну руку в теплую воду, другую в холодную. Ребята, а ещё какая может быть вода?
Дети: Горячая.
Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Можно обжечься.
Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)
Итог:
Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
«Свойства снега и льда»
Цель:
Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы.
Задачи:
1. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
2. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
3. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Ход занятия
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель:
Ребятки, помните, мы с вами получали письмо от детей из Африки? Они спрашивали нас о снеге. Вы рассказали очень много и интересно.
Дети из Африки просят нас помочь отгадать загадки. Поможем?
Загадки:
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима)
Схватил за щеки, кончик носа,
Раскрасил окна все без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос!
Все это делает…
(Мороз)
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала.
(Снежинка)
На всех садится,
Никого не боится.
(Снег)
- Ребята, а почему в загадке говорится, что снег никого не боится? (ответы детей)
- Я вижу - у вас тоже в группе есть снег? (дети с утра ставят мисочку со снегом). Но оказывается там вода, а где же снег? (ответы детей).
Исследование талой воды. Выясняется, что она не имеет запаха, бесцветна и прозрачна и содержит частички мусора.
Ребята если отнести мисочку с водой на улицу, чтоб вода замерзла и опять превратилась снег. А у детей выясняет - получится ли сейчас из воды обратно снег? И откуда берется снег? (ответы детей)
Помощник приносит миски со снегом и льдом.
Исследования и опыты со снегом и льдом. (одни исследуют снег, другие лед)
Опыт №1. «Вода и снег»
-Какого цвета снег? (белый) –Без запаха. Холодный
-Какой бывает вода? – холодной, горячей, жидкой…
Внести снег и лед (В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе утрамбованный, в третье лед) – что быстрее растает?
Рыхлый снег растает первым, затем – рыхлый, лед растает последним.
Опыт №2. «Свойства снега».
Рассматриваем емкость со снегом.
Скажите, какой он? – белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый. Хрустящий, блестящий…
Опыт №3. «Лед –какой он?».
Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лед? (нет).
Скажите, какой он? – твердый, гладкий, холодный…
Физминутка «Мы снежок с тобой лепили»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним
И. сломаем.
Опыт №4. «Запах льда».
Взять емкость со льдом. Попросить детей понюхать лед.
Скажите лед пахнет? – нет.
Лед не имеет запаха.
Опыт №5. «Тонет, не тонет».
Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонет.
Выводы (словесная игра «Снег какой, лед какой?»)
Ребята, давайте теперь поиграем со снежинкой. К кому снежинка на ладошку упадет, тот скажет снег какой. лед какой.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Молодцы, ребята! Я думаю, наш рассказ очень понравится детям из Африки. А они вам еще прислали в подарок леденцы сладкие сахарные.
Вывод и практическая значимость проекта
Дети приобрели теоретические и практические значения о воде, были удивлены полученными знаниями о воде. Проект дал возможность развития наблюдательности. Умение анализировать, делать выводы.
Данный проект доставил положительные эмоции детям.