Юлия Адамова
Проект для детей младшего дошкольного возраста «В сказку играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают
возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании». К. Д. Ушинский
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Цель развития речи – научить ребёнка точно, ёмко, выразительно, понятно выражать свои мысли и чувства в устной речи, помочь ребенку овладеть богатством родного языка, развить его языковое чутье и языковые способности.
Публикация «Проект для детей младшего дошкольного возраста „В сказку играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагогов в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Сказки – самые любимые произведения детей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Благодаря сказке, ребенок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Развитие ребёнка, обучение его с помощью сказки – это развитие речи. Когда дети играют в сказку, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки они что-то вынесут для себя. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней.
Актуальность
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, недостаточные навыки речевой деятельности, ограниченный словарный запас. Дети с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.
Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, направлено на владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одним из решений данной проблемы является создание и реализация познавательного проекта «В сказку играем – речь развиваем» во второй младшей группе.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Деятельность по реализации проекта осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности.
Исходя из этого, были поставлены цель и задачи.
Цель: создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.
Задачи проекта :
1. Расширить знания о сказочных героях, русских народных сказках.
2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
3. Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.
4. Приобщать детей к культуре русского народа.
4. Пополнить РППС (создание мини-музея, видов театра).
4. Активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Принципы построения проекта
Педагогический процесс построен с учё том следующих принципов:
• принцип интегративности;
• принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
• принцип учёта возрастных и индивидуальных психических особенностей младших дошкольников;
• комплексного подхода к развитию личности дошкольника;
• системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми.
Вид проекта : познавательный, информационно-творческий, долгосрочный.
Образовательные области, в содержание которых включён проект : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Новизна: создание системы работы с младшими дошкольниками по развитию речи с применением видов детской деятельности.
Формы работы:
• Беседа;
• Чтение художественной литературы: сказок, потешек, песенок, прибауток; заучивание потешек, отгадывание загадок;
• Пальчиковая гимнастика;
• Игровые ситуации;
• Рассматривание иллюстраций, картинок;
• Сюжетно-ролевая игра;
• Дидактические игры, настольные игры;
• Продуктивная деятельность: рисование и лепка сказочных героев;
• Показ видов театра;
• Инсценировка сказок, потешек, игры – драматизации;
• Развлечение.
Срок реализации проекта : октябрь 2022 г. - май 2023 г.
Участники проекта : дети второй младшей группы (3-4 года, педагоги д/с, родители.
Предполагаемый результат:
1. Дети будут активно использовать в игровой и творческой деятельности полученные знания о сказках;
2. Сформируются навыки грамотной и связной речи; обогатится активный словарь детей;
3. Научатся через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поведение, хорошие и плохие поступки, выражать эмоции и понимать чувства других;
4. Будут рассказывать знакомые сказки с помощью различных видов театра, участвовать в театрализации знакомых сказок;
5. Повысится интерес детей и родителей к русской народной сказке.
Практическая значимость проекта
1. Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно - пространственной среды (п. 3.3. ФГОС ДО) для обобщения материала по формированию основ речевого развития у младших дошкольников; методической копилки по сказкам, потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики;
2. Повышение качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию НОД и совместной деятельности детей, педагогов и родителей;
3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к речевому воспитанию через проектную деятельность;
4. Укрепление связи семьи и ДОУ.
Этапы работы по проекту :
I Этап – Подготовительный:
• Анкетирование;
• Консультации;
• Игровая деятельность;
• Беседы;
• Разучивание музыкальных, пальчиковых игр;
• Изготовление декораций к сказкам, атрибутов: ширмы для театра, книжек-малышек, настольного театра, театра из фетра;
• Подбор пальчиковых игр, физминуток, загадок по русским народным сказкам;
• Чтение сказок, потешек, считалок, прибауток, разучивание потешек.
II Этап – Практический:
• Совместные мероприятия с родителями и детьми;
• Игровая, изобразительная деятельность;
• Беседы с просмотром иллюстраций;
• Творческие мастерские;
• Чтение сказок, потешек, разучивание потешек;
• Показ театра взрослыми;
• Игры-инсценировки, драматизация русских народных сказок.
III Этап – Заключительный:
• Проведение развлечения «Путешествие по сказкам»;
• Презентация проекта «В сказку играем – речь развиваем» на итоговом родительском собрании.
Продукты проекта :
• Методический сборник по проекту (перспективный план работы, конспекты познавательных занятий, бесед, анкеты и консультации для родителей и т. д.);
• Мини-музей «В гостях у сказки» : виды театра (из фетра, магнитный, тантамарески, на гапите, теневой); театр «На фартуке» из фетра и флиса; картотека дидактических игр, загадок, пальчиковых игр, физминуток по русским народным сказкам; выставка рисунков родителей и детей «Мой любимый сказочный герой», раскраски по сказкам; атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Идём в театр» : ширма «В гостях у сказки», билеты в театр; фотоальбомы «Моя семья читает», «Мы идём в книжный магазин».
Результативность данного проекта :
• У детей расширились представления о русских народных сказках, театре;
• Формируются черты характера, как добродушие, взаимопомощь, дружелюбие, сочувствие и др. ;
• Увеличилась активность родителей в воспитательно-образовательном процессе;
• Обновилась и пополнилась РППС: мини-музей «В гостях у сказки» : виды театра (из фетра, магнитный, тантамарески, на гапите, теневой); театр «На фартуке» из фетра и флиса; картотека дидактических игр, загадок, пальчиковых игр, физминуток по русским народным сказкам; выставка рисунков родителей и детей «Мой любимый сказочный герой», раскраски по сказкам; атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Идём в театр» : ширма «В гостях у сказки», билеты в театр; фотоальбомы «Моя семья читает», «Мы идём в книжный магазин».
Вывод: В результате целенаправленной работы в течение года по этому направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний речевого развития воспитанников.