Коростелева Ирина
Проект для детей 6–7 лет «И помнит Курск спасенный. Великую войну»
▼ Скачать +Заказ
Проект «И помнит Курск спасенный Великую войну»
Разработчик проекта : Коростелева Ирина Николаевна–старший воспитатель МДОУ «ЦРР «Кристаллик»- детский сад №30 Курской области г. Железногорск.
Тип проекта : информационно-творческий.
По количеству участников: групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети 6-7 лет, родители воспитанников, педагоги.
Актуальность темы:
Публикация «Проект для детей 6–7 лет „И помнит Курск спасенный, Великую войну“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Патриотические качества детей формируются на основе представлений о родном крае, доступных для дошкольника исторических сведениях. Патриотическое воспитание – сложный и длительный процесс, но он имеет большое значение в становлении личности ребенка, и начинать его нужно именно в дошкольном детстве.
Таким образом, была определена проблема: у воспитанников недостаточный уровень представлений об исторических местах, памятниках Курского края, известных людях, прославивших его. Таким образом, посредством формирования представлений необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, воспитать бережное отношение культурному наследию.
Цель: формирование любви к родному краю, нравственно-патриотического отношения к Родине, городу, стране, родному дому, семье, детскому саду, воспитание чувства уважения ко всем народам России, формирование духовно-нравственного отношения и сопричастности к культурному наследию своего народа.
Задачи:
Задачи для воспитанников:
Образовательные:
• расширять представления о родном крае (история, достопримечательности, земляки-герои Великой отечественной войны, город- воинской славы);
• вызвать интерес к событиям, происходящим в городе, крае;
• знакомить с известными земляками, воспитывать чувство гордости за их подвиги;
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к истории родного края;
• развивать умение использовать разные средства для получения информации;
• развивать активность, инициативность, самостоятельность.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию края, желание сохранять и приумножать его;
• воспитывать духовно-нравственные качества личности, способной к сохранению и приумножению традиций, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
• Задачи взаимодействия с семьей:
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой, краеведческо-туристической деятельности;
• повысить интерес родителей к изучению истории края;
• познакомить родителей с доступными для детей художественными произведениями о Курском крае в Великую войну;
• повышать активность участия родителей в образовательном процессе группы.
Организационные задачи:
• создать в группе необходимые материально-технические условия для обогащения представлений детей о родном крае, альбомов с биографиями писателей-земляков, картотеку песен военных лет;
• оформить методическое портфолио проекта.
Проект реализуется в течение четырех недель, при этом на 1 неделе основными темами являются – малая родина, географические особенности виртуальных экскурсий; на 2 неделе – беседы о войне, рассказы о подвигах земляков- героев в годы войны; на 3 неделе – знаменитые земляки-писатели; на 4 неделе – песни военных лет и др.
Планируемые результаты:
Дети:
• расширили и систематизировали знания о родном крае, о его героях войны, о писателях-фронтовиках;
• узнали о знаменитых людях;
• проявляют соответствующую их возможностям и возрасту социальную активность: поздравление ветеранов, участие в акциях («Сохраним землю потомкам», «Георгиевская ленточка», участие в параде ко Дню Победы);
• увеличили словарный запас по теме;
• умеют самостоятельно рассуждать, анализировать информацию, обобщать;
• получат положительные эмоции от совместных действий, совместного труда;
• используют полученные знания в самостоятельной деятельности со сверстниками;
• проявляют активный интерес к познавательной деятельности, самостоятельно изучают художественную литературу.
Родители:
• увеличилась активность участия родителей в образовательном процессе группы;
• родители активно взаимодействуют с педагогами по вопросам ознакомления детей с историей, (экскурсии в музеи, на выставки, походы);
• проявляют интерес к творческим занятиям с ребенком.
Педагоги:
• в группе созданы необходимые материально-технические условия для обогащения представлений о родном крае (картотека дидактических игр по краеведению, альбом «Писатели - фронтовики» фотоальбом «О героях земляках в годы Великой отечественной войны», уголок краеведения);
• «Литературный центр» пополнился произведениями курских авторов Е. И. Носова и А. П. Воробьева К. Д. и др. ;
• оформлено методическое портфолио проекта.
Продукты проекта :
• Выставка рисунков и на основе детских работ создание справочника «Юные куряне на войне».
• Фотовыставка «Писатели - фронтовики».
• Конструирование макета «Танк освободитель»
• Альбом-справочник «О подвигах детей в войну».
• Картотека песен военных лет песен курских композиторов (Л. Н. Барашкина-Петропольская, и др.).
• Картотека подвижных игр Курской области.
Оценка результативности проекта :
• Проведение викторины для детей «И помнит Курск спасенный Великую войну».
• Повторная беседа с детьми с использованием «модели трех вопросов».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
o Совместная деятельность педагога с детьми:
• обсудить с детьми тему предстоящего проекта, вызвать интерес к предстоящей теме. Создание сюрпризной ситуации «Секреты волшебного сундучка». Определение проблемы детьми для детей : «Как много секретов скрыто в истории нашего края»;
• создать проблемную ситуацию: «Интервью» (дети выступают в роли военных корреспондентов и составляют рассказы о своих героях войны);
• выявить представления по теме проекта, которыми обладают дети (анкетирование с использованием серии вопросов по краеведению, беседа с использованием «модели трех вопросов»);
• создать «паутинку» проекта.
o Взаимодействие с семьей:
• заинтересовать родителей и мотивировать на участие в проекте (индивидуальные беседы, памятка «Знать историю края - это важно», консультация «Наши куряне – наша гордость»);
• согласование с родителями планов совместной творческой деятельности с детьми (создание фотовыставки «Курск- город воинской славы»;
• определить актуальность темы проекта и сформулировать проблему;
• определить цель и задачи в соответствии с возрастом и образовательными областями;
• изучить методическую литературу, литературу по военной тематике края;
• подобрать художественную литературу, наглядный материал (иллюстрации писателей фронтовиков Е. И. Носова, К. Д. Воробьева. ,
• подобрать подвижные игры, создать дидактические игры по краеведению («Четвертый лишний», «Почемучка», «Курская битва», «Курская дуга», «Пьедестал почета», «Узнай по контуру», «Кто в домике живет?» и т. д., настольно-печатные игры (Лото «Писатели-фронтовики», «Знатоки Курского края»);
• составить план деятельности по реализации задач проекта;
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Основные тематические модули парциальной образовательной программы для детей от 4 до 7 л «Курские просторы» (под ред. С. С. Журавлевой, Е. Ю. Шемета) : «Узнай свой край» (географическое краеведение, «Рассказы о былом» (историческое краеведение, «Читающие куряне» (литературное краеведение, «Музыкальный Курский край» (музыкальное краеведение, «Край творчества и вдохновения» (художественное краеведение, «Юные куряне у олимпийских высот» (спортивное краеведение, вариативный модуль) реализуются в их интеграции содержатся в таблице-основного этапа в таблице.
Формы и форматы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Читаем вместе
Педагог-дети Чтение художественной литературы: чтение отрывка из стихотворения Е. А. Денисова участника ВОВ 1941-1945г «Памяти Меркуловых»
Чтение пословиц о войне.
Заучивание стихотворений:
Е. А. Благинина «Шинель», О. А. Ефимов «Я солдат»
и др.
Составление рассказов «Война». Чтение произведений: А. П. Гайдар «Голубая чашка»,
Сказка о военной тайне «О Мальчише – Кибальчише и его твердом слове»
и др. хрестоматии «Антошка №4»
Заучивание стихотворений:
А. И. Ковалев «Дед моряк», «Добрый капитан» и др.
Чтение стихоотворений : «Дети войны» Р. Рождественский «А мы не стали памяти перечить». Чтение произведений В. М. Еськова «Курские улицы», С. Алексеев «Сто рассказов о войне» : «Капитан Гастелло», «Колючее слово», «Два танка», «Лесная дорога», «Не пустили» и др.
Заучивание наизусть отрывков стихотворений о войне А. И. Ковалев «Добрый капитан».
Составление рассказов «Я поведу тебя в музей», «Курск-город воинской славы» и др. Чтение произведений А. П. Гайдар «Дым в лесу», «Поход») с и др.
хрестоматии «Антошка №4»
Драматизация по произведению В. Катаева «Сын полка».
Самостоятельная деятельность детей Выполнение творческих заданий в «Азбуке юного курянина» по темам: Раскрасьте фрагмент танкового сражения во время Курской битвы.
Дорисуй и раскрась «Тепловские высоты» Выполнение творческих заданий в «Азбуке юного курянина»
Обведите по пунктирам памятник мемориального комплекса «Курская битва». Дорисуйте мемориальный комплекс «Курская битва».
«Поклонная высота 269» Выполнение творческих заданий в «Азбуке юного курянина» по темам: Обведите по пунктирам и раскрасьте памятник героям -танкистам
Найдите и раскрасьте памятник героям-саперам в п. Поныри. Творческие работы детей о Курской битве
Педагог-дети-родители Творческое рассказывание с использованием иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Информация в уголок для родителей «Наши куряне-наша гордость». Информация в уголок для родителей «Знать историю края –это важно». Рассказывание с использованием презентации: «Курск-Город воинской славы»
Повторение стихотворений, чтение детям произведений курских писателей о родине, историческом прошлом и военных событиях (хрестоматия «Антошка» и др.). Чтение рассказов писателей фронтовиков Е. И. Носова, К. Д. Воробьева
Беседуем и рассуждаем вместе
Педагог-дети НОД «Курская битва –история нашего края».
Беседы: «450 дней: много или мало».
Беседа о подвигах в Великую войну.
НОД: «Была священная война»
НОД: «Город, в котором мы с тобой живем - город воинской славы».
Рассказ воспитателя «Мы помним. Курская дуга».
Беседы: «Уважения достойны».
Рассказы о подвигах Стасика Меркулова, Нины Букреевой, Сережи Пятовского, Алеши Воднева, Димы Острикова, Вали Пономаревой.
«Интервью»
(дети выступают в роли военных корреспондентов газеты и составляют рассказы о героях).
НОД: «Курская дуга - память земли, память людей».
Самостоятельная деятельность детей Рисование иллюстраций с ошибками на тему: «Мемориальный комплекс «Памяти павших в годы ВОВ» для анализа на занятиях и в свободной деятельности в режиме дня Составление тем о войне в Курском крае для рассуждений на занятиях и в свободной деятельности в режиме дня
Дорисуй и раскрась «Тепловские высоты» Составление вопросов для интервью о героях Рисование военной техники (самолеты, танки, пушки)
Педагог-дети-родители Информация в уголок для родителей: «Читаем детям произведения курских писателей».
Консультация «Знакомим детей с героям войны».
Участие социально значимых акциях: «Сохраним землю потомкам», «Помним. Гордимся. Равняемся» Совместные экскурсии : «Краеведческий музей».
Памятка «Историческое и настоящее название улиц и площадей города» Подготовка выставки творческих работ детей по теме : «Курская дуга»
Смотрим и слушаем вместе
Педагог-дети Прослушивание песен военных лет: «Катюша», «Священная война», «Землянка», «Синий платочек» Л. Н. Барашкина-Петропольская, «Военная мама», «Мы пока еще мальчишки»
Рассматривание картин по военной тематике Рассматривание альбома: «Писатели-фронтовики»,
«О подвигах детей в войну»
Видеофильм «Тепловские высоты» (виртуальная экскурсия)
Рассматривание альбома: «Курск-город воинской славы».
Видеофильм мемориальный комплекс «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны» (виртуальная экскурсия)
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание иллюстраций к произведениям курских авторов : А. П. Гайдара, Е. А. Благининой, Е. И. Носова, и др. (хрестоматия «Антошка», самостоятельное иллюстрирование произведений.
Слушание коллекции песен о войне. Рассматривание карты Курской битвы, иллюстрации Музея –панорама «Огненная дуга», Прохоровское сражение и др., самостоятельное иллюстрирование произведений.
Слушание песен (Л. Н. Барашкина-Петропольская). Рассматривание иллюстраций родов войск, самостоятельное иллюстрирование произведений.
Слушание песен о достопримечательностях г. Курска (Л. Н. Барашкина-Петропольская). Рассматривание иллюстраций «Курская дуга»
Слушание песен в исполнении Л. Н. Барашкина-Петропольская «Курская дуга», «Мы никогда не видели войны», «Стометровая боль» и др.
Педагог-дети-родители
Фотовыставка «Писатели -фронтовики».
Музыкально-литературная гостиная «Стихи и песни о военных годах». .
Семейные экскурсии-походы по территории своего города. Памятка как провести выходной день «Достопримечательности Курска».
Информация в уголок для родителей «А мои то куряне славные люди». Информация в уголок для родителей «Юные куряне на войне»
Играем вместе
Педагог-дети Дидактические игры: «Узнай по контуру», «История в картинках», «Лента времени» и др.
Кинезиологические игры: «Давайте люди дружить друг с другом», «Мой дом».
Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Узнай на ощупь».
Подвижные игры: «Перетяни канат», «Преодолей с препятствие», «Оружие войны или оружие Победы»
Дидактические игры: «Я - фотограф», «Собери иллюстрацию» и др.
Речевые игры: «Почемучка»,
Игровые ситуации: «Встречаем гостей нашего края».
Подвижные игры:.
«Брось гранату», «Перенеси пострадавшего»
Самостоятельная деятельность детей Сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Военный госпиталь», «Танкисты», «Моряки» и др.
Дидактические игры: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», пазлы «Что за военное событие?», «Карта Курской битвы» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие»,
«Экскурсоводы», «Танкисты»
«Моряки».
Настольно-печатные игры: «Лото «Курская битва». Сюжетно-ролевые игры: «Ателье по пошиву военной одежды» и др.
Педагог-дети-родители Разучивание слов народных игр Курской области Разработка игр, создание пазлов по иллюстрациям на тему: «Военная техника» Подбор информации о достопримечательностях г. Курска Разучивание слов народных игр Курской области
Мастерим и трудимся вместе
Педагог-дети Создание коллажа «Великая война в Курском крае»
Пластилинография «Тепловские высоты»
Аппликация из рваной бумаги «Танк- освободитель».
Совместное творчество: изготовление книжек малышек Конструирование из картона объемных моделей памятников героям войны
Лепка из глины «Солдат -победитель».
Самостоятельная деятельность детей Рисование родного города (села) в будущем. Выполнение творческих заданий в «Азбуке юного курянина» по темам: «Танковое сражение», «Тепловские высоты» и др.
Выполнение рисунков детских для создания справочника «Боевая техника в годы ВОВ».
Выполнение творческих заданий в «Азбуке юного курянина» по темам: «Мемориал «Памяти павших в ВОВ»,
Мемориальный комплекс «Поклонная высота 269»
Выполнение творческих заданий в «Азбуке юного курянина» по темам: «Курская битва», «Тепловские высоты» и мемориал Ангел.
Педагог-дети-родители Завершение работы над коллажем, пластилинографией «Великая война»
Изготовление альбомов на тему: «Моя малая родина» Аппликация сотворчество взрослого и ребенка: Мемориальный комплекс
«Памяти павших в годы Великой Отечественной войны» Завершение работы над макетами объемных моделей памятников героям войны
Создание фотовыставки: «Куряне славные люди»» Завершение работы Музыкально-литературная композиция «Мы перед памятью в долгу»
Трудовой десант по уборке территории «Сохраним память в наших сердцах». Участие социально значимых акциях: «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Интеллектуальная викторина для детей «И помнит Курск спасенный Великую войну».
Торжественное закрытие фотовыставки: «Куряне славные люди».
Презентация результатов проекта «И помнит Курск спасенный Великую войну» воспитателям и родителям. Чествование участников проекта (Чаепитие после проведения викторины).
Повторная рефлексия: беседа с использованием «модели трех вопросов». (Приложение 3).
Определение направлений продолжения проекта.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРОЕКТА
Приложение 1.
Анкета «Что ты знаешь про Курскую дуга?»
1. Назовите три ратных поля России? (Куликовское, Бородинское, Прохоровское)
2. Мемориальный комплекс «В честь героев Курской битвы» открыт 3 августа какого года к 30-летию битвы на Курской дуге? (1973)
3. Кто из советских летчиков прославился в ходе Курской битвы и получил звание Героя Советского Союза? (Александр Покрышкин)
4. 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение. Около какой деревни оно состоялось? (Прохоровка)
5. Германское командование рассчитывало после успешного завершения Курской битвы с ходу наступать на юго-восток. Эта операция называлась так же, как и новый образец немецкой военной техники, появившийся на полях Курского сражения. Как? («Пантера», «Тигр»)
6. Известные люди, прославившие город Курск.
Приложение 2.
Результаты работы с «моделью трех вопросов» (стенография ответов детей)
Что мы знаем? Что хотим узнать? Как узнать?
Я знаю, что живу в Курской области (Катя) Какие у нас были главные события? Спросить у воспитателя, у родителей
В Курске много памятников и разных домов. (Дима) Почему наш город назван городом воинской славы? Посмотреть презентацию
У Курска есть герб и флаг.
(София) У всех городов есть герб и флаг? Спросить у взрослых
Знаю, что в Курске есть музей (Вика) Почему в Курске есть мемориал памяти павших воинам победителям? Спросить у воспитателя, у родителей
Наш город старинный и давно была война (Андрей) Как еще называлась битва на Курской дуге? Спросить у воспитателя, посмотреть кино
Приложение 3.
Результаты рефлексии
Что нового узнали? Что удивило? Что было самым интересным?
Какие главные события произошли в войну Курская битва длилась 50 дней Рассматривать карту боевых действий
Писатели-фронтовики Е. И. Носов, К. Д. Воробьев Были участниками Великой Отечественной войны Узнать о подвигах, совершенных курянами, Курской битве.
Почему на гербе города изображены куропатки. Одинаковый герб Курска и Курской области. Придумать и нарисовать герб дружбы.
Танковое сражение перелом в победе в Курской битве Мемориальный комплекс Тепловские высоты (памятник танку) Музыкально-литературная композиция «Мы перед памятью в долгу».
Когда и как возник наш город. Что о Курске писали еще в старинных летописях. Увидеть, каким Курск был раньше.
Используемая литература
1. Азбука юного курянина. Ч. 1. Географическое краеведение. Памятники. Народные промыслы: рабочая тетрадь по краеведению для детей 5-7-летнего возраста / Составители Н. А. Глебова, С. С. Журавлева, О. Н. Погудина. Под ред. Т. А. Брежневой, С. С. Журавлевой. Худ. К. А. Михайлова – Курск : ИП Сараева Е. Н., 2023. – 186 с.
2. Азбука юного курянина. Ч. 2. Известные люди Курской области : рабочая тетрадь по краеведению для детей 5-7-летнего возраста / Составители Н. А. Глебова, С. С. Журавлева, О. Н. Погудина. Под ред. Т. А. Брежневой, С. С. Журавлевой. Худ. К. А. Михайлова – Курск : ООО ИП Сараева Е. Н., 2023. – 247 с.
3. Антошка: Хрестоматия произведений для чтения детям дошкольного возраста в детском саду и семье. В 5 журналах. / Составитель С. С. Журавлева, О. О. Барышникова. Под ред. С. С. Журавлевой. – Курск – ИД «Славянка», 2017, 2018.
4. Великий перелом 50 дней, изменившие ход войны. Руководитель проекта С. В. Афанасьев
Ссылки на интернет-источники
1. Видеофильм «По мемориалам Курской дуги https://youtu.be/Ri2eL_i7Xjw?si=2CdEvwhOjrbmHWNB
2. Видеофильм по Северному фасу Курской дуги https://youtu.be/i1hP585WSSU?si=KNetkXFTiYqMRisT
3. Видеофильм Тепловские высотыhttps://youtu.be/g9IFccxHXMM?si=PyhMfwi-u6B9OpbR
4. Видеофильм Северный фас Курской дуги Тепловские высоты и мемориал Ангел https://youtu.be/Zuh1bMh8BDI?si=2-wPrGNgZrw_w6EN
5. Видеофильм Тепловская высота. Поклонная высота 269. Курская область. https://youtu.be/88pNUUKjnms?si=2rTY52sf51L-a4g1
6. Видеофильм Курск – «Город воинской славы» https://yandex.ru/video/preview/16960434222213572365
7. Виртуальная экскурсия «Тепловские высоты» https://kursk-museum.ru/gallery/VR_NEW/VT-teplovsk!/index.html /
8. Видеофильм Курская область. Город Курск город воинской славы