Абдрашитова Альфия
Творческий проект для детей 2–3 лет «Маленькими ручками — целый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта :
- дети младшего дошкольного возраста (2 – 3 года);
- воспитатели;
- родители (законные представители) обучающихся.
Актуальность темы:
Публикация «Творческий проект для детей 2–3 лет „Маленькими ручками — целый мир“» размещена в разделах
Формирование творческой личности – одна из задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н. А. Ветлугина)
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические
навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
«Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004); К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений;
-наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Целевые направления:
- формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- овладение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
- создание единого воспитательного пространства в тесном взаимодействии педагогов, родителей и детей.
Цель проекта : Развитие художественно-творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования
Задачи проекта :
Образовательные:
Создать условия для познания окружающего мира и отображать свое восприятие в рисунке, используя нетрадиционные техники рисования.
Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками рисования. Формировать практические навыки работы в рисовании.
Развивающие:
Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета в процессе работы с красками. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Формы реализации проекта :
1. С педагогическим коллективом: консультации, презентация проекта
2. С детьми: занятия; беседы; продуктивная деятельность; режимные моменты
3. С родителями (законными представителями) : консультации; выставка детских работ.
Принципы построения образовательного процесса:
Принцип гуманизации – это признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Принципы дифференциации и индивидуализации –это сочетание принципов дифференциации и индивидуализации. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Принцип интеграции – это принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Принцип наглядности. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. В детском саду используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные, картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др., объемная наглядность (модели, муляжи, аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы, графическая (схемы, чертежи, экспериментальная (элементарные опыты) Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.
Ожидаемые результаты:
Созданы условия для познания окружающего мира. Дети умеют отображать свое восприятие в рисунке, используя нетрадиционные техники рисования.
У детей сформированы знания о нетрадиционных изобразительных техниках рисования, а также практические навыки работы в рисовании.
Развиты сенсорные способности восприятия, чувства цвета в процессе работы с красками; появилось желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
У детей развиты внимание, аккуратность, целеустремлённость, бережное отношение к материалам, используемым в работе, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Условия реализации проекта (оборудование) : Методическое: педагогическая, методическая литература.
Материально – техническое: магнитофон для прослушивания музыки, краски – гуашь, ватные палочки, кисточки, бумага, ватман.
Сроки реализации проекта :
Этап Возраст Содержание деятельности Сроки Участники образовательного процесса
I этап - подготовительный 2 – 3 года Подбор методической и научно- популярной литературы по данной теме.
Составление плана работы к проекту.
Подбор наглядного, дидактического материала.
Разработка конспектов занятий с использованием методов развивающего обучения. 4 – 5 мая Обучающиеся, педагоги, родители (законные представители).
II этап –
основной 2 – 3 года Реализация проекта через основные тематические разделы:
1 раздел – «Волшебные краски»
2 раздел – «Маленькие художники» 11 – 27 мая Обучающиеся, педагоги, родители (законные представители).
Реализация плана работы с родителями (законными представителями, с педагогами и обучающимися
III этап - оценочный Обработка и оформление материалов проекта.
Конспект занятия –
«Птички» (приложение 1)
Конспект занятия «Рыбки плавают в аквариуме»
(Приложение 2)
Конспект занятия «Звёздное небо» (Приложение 3)
Конспект занятия «Одуванчики цветы, что солнышко желты» (Приложение 4)
Конспект занятия «Белая берёза» (приложение 5)
Дидактическое упражнение «Нарисуем солнышко»
(Приложение 6)
Дидактическое упражнение «Необыкновенные картинки»
(Приложение 7)
Картотека пальчиковой гимнастики
(Приложение 8)
Консультации для педагогов:
«Виды нетрадиционных техник рисования в ДОУ»
(Приложение 9)
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
(Приложение 10)
Консультации для родителей: «Рисуем без кисточки»
(Приложение 11)
«Нетрадиционные методы как средство эстетического воспитания»
(Приложение 12)
Подведение итогов реализации проекта «Маленькими ручками - целый мир» :
Выставка детских работ
Презентация проекта
30-31мая Обучающиеся, педагоги, родители (законные представители)
Основные тематические разделы реализации проекта :
1 раздел «Волшебные краски».
1. Цикл занятий:
«Птички» (рисование ладошками) Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.
Задачи:
Образовательные: учить детей рисовать птичек ладошками; дорисовывать клюв и глаз; уточнять и закреплять знания цветов;
Развивающие: развивать эстетический вкус;
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
«Рыбки плавают в аквариуме» (рисование ладошками) Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования.
Задачи:
Образовательные: Учить детей рисовать рыбок ладошками; дорисовывать клюв и глаз; уточнять и закреплять знания цветов;
Развивающие: Развивать творческое воображение, память.
Воспитательные: Воспитывать любовь к комнатным животным; доброжелательность к людям, оказывать помощь.
«Звёздное небо» (рисование мятой бумагой) Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования.
Задачи:
Образовательные: Учить комкать бумагу. Познакомить с приемом рисования мятой бумагой.
Развивающие: Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность при работе с красками.
«Одуванчики цветы, что солнышко желты» (Рисование тычком)
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования.
Задачи: Образовательные: Познакомить детей с первыми весенними растениями. Учить детей передавать образ цветка, его строение и форму, используя прием - тычкования. Закрепить знания цвета: желтый и зеленый.
Развивающие: развивать эстетический вкус;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.
«Белая берёза» (рисование мятой бумагой)
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с приемом рисования мятой бумагой. Учить комкать бумагу.
Развивающие: Развивать словарь через фольклорное творчество. Развивать творческое воображение, связную речь, умение делать простые умозаключения.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости и любви к руской берёзе. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Картотека пальчиковой гимнастики «Губка», «Маляры», «Ватные полчки», «Чтоб красиво рисовать», «Палец, кулак, ладонь»
3. Игры и упражнения: «Нарисуем солнышко», «Необыкновенные картинки»
4. Выставка детских работ «Маленькими ручками - целый мир»
Работа с родителями (законными представителями) :
Консультации для родителей:
«Рисуем без кисточки»
«Нетрадиционные методы рисования как средство эстетического воспитания»
Работа с педагогами:
Консультации :
«Виды нетрадиционных техник рисования в ДОУ»
«Художественно- эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья».
Презентация проекта «Маленькими ручками – целый мир»
Оценка результатов деятельности:
1. Критерии отслеживания по работе с детьми:
Оформление выставки «Маленькими ручками – целый мир»
2. Критерии отслеживания работы с родителями:
Повышение педагогической компетентности родителей:
• Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности;
• Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок;
• Повысился уровень компетентности в вопросах художественно - эстетического развития дошкольников;
• Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах.
3. Критерии отслеживания по работе с педагогами:
Повышение педагогического уровня воспитателей:
• Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности;
• Систематизировали собственные знания по применению нетрадиционных техник в работе с младшими дошкольниками;
• Используют разнообразные формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей.
Рекомендации для педагогов и родителей.
Для развития творческих способностей дошкольников необходимо:
- Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;
- Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру,
- Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям;Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска;
- Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами;
- Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.