Наталья Киселева
Проект «Детско-родительский клуб цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название проекта: «семейный клуб «Цветные ладошки».
Руководитель: Киселева Наталья Викторовна,
воспитатель I к. к.
«Неправомерно утверждать, что художественное воспитание решит все проблемы, но мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной степени эстетический элемент жизни…»
И. А. Лыкова
2. Проблемы, решению которых способствует проект.
Публикация «Проект „Детско-родительский клуб цветные ладошки“» размещена в разделах
Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.
Современные тенденции ставят педагогический коллектив, стремящийся эффективно выполнять свои воспитательные функции, перед необходимостью искать в лице семьи единомышленников. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи должно преобладать сотрудничество. Задача педагогического коллектива – не просто привлечь на свою сторону родителей, а выработать совместную стратегию воспитания ребенка. Первый шаг в формировании новых отношений с родителями должен сделать педагог.
На данный момент существует различные формы взаимодействия педагога с родителями, но наиболее новой и эффективной является создание семейных клубов.
Сфера использования
К преимуществам данной формы работы с родителями относятся: минимальные затраты времени, наличие у взрослых возможности не спеша осмыслить полученную информацию, предупреждение возможных ситуаций неконструктивного общения участников взаимодействия. Эта форма может быть успешно применена в различных организационных моделях подготовки детей к школьному обучению, и, прежде всего, в группах кратковременного пребывания, действующих на базе ДОУ, школ, учреждений дополнительного образования, культурно-образовательных центров.
Круг пользователей.
Дети дошкольного возраста, родители, педагоги и руководители ДОУ.
3. Цель разработки.
Развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, повышение их образовательного и культурного уровня, создание условий для формирования у дошкольников художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
4. Задачи.
• Содействие общению родителей с ребенком;
• Обогащение жизненного опыта детей и развитие творческих способностей;
• Развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
• Формирование у родителей практических умений в области изобразительной деятельности ребенка;
• Повышение уровня педагогической культуры родителей;
• Развитие у взрослых и детей творческого мышления;
• Содействие формированию гармоничных между родителями и детьми, изменения образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону.
5. Ожидаемые результаты.
Семейный клуб даст возможность родителям не только приобрести теоретические знания, но и поможет овладеть практическими умениями в области развития творческих способностей детей. Участие педагога скорректирует сложившиеся отношения между детьми и их родителями.
Эффективно организованное сотрудничество даст импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной эмоционально насыщенной обстановке будет способствовать сближению педагогов и родителей, родителей и детей. Родители могут видеть ребенка в отличной от семейной обстановки, наблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открывать в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сблизит детей и родителей, научит и взаимопониманию, доверию, сделает их настоящими партнерами.
Такая форма работы позволит родителям составить представление о дошкольном учреждении: о его среде, педагогических кадрах, направлении воспитательной деятельности – даст возможность в дальнейшем определить, насколько все это соответствует их стремлениям и потребностям в отношении развития и воспитания их ребенка. В то же время это позволит педагогу скорректировать собственную работу на основе учета интересов семьи, не испытывая трудностей контактов с родителями.
6. Обоснование актуальности проекта.
Преобразования, осуществляемые в российском обществе в настоящее время, активизируют роль воспитательного потенциала семьи в формировании личности ребенка.
Актуальность взаимодействия педагога и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в детский сад из семьи и возвращается в свою семью.
Семья для ребенка – и социальная среда, и воплощение культурных традиций, и источник общественного опыта. Семья либо поддерживает стратегию развития ребенка в детском саду, либо игнорирует ее. В результате у ребенка могут сформироваться двойные стандарты поведения. Поэтому одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является согласованная работа окружающих его взрослых – педагогов и родителей. Многолетние наблюдения показали, что опыт убеждения лозунгами на родительских собраниях не дает эффективных результатов.
Навязываемые нами родителям знания далеко не всегда были востребованы. Положительного результата можно ожидать лишь в случае, если родители станут активными участниками воспитательно-образовательного процесса, и сформируется естественное детско-взрослое сообщество.
7. Новизна проекта.
Семейный клуб – оптимальная на сегодняшний день форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Это дополнительный компонент воспитательного процесса, где родители и педагоги ДОУ могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем обеспечить малышу эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома.
8. Содержание проекта.
Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем детском саду создан семейный клуб, который призван помочь развить творческие способности у дошкольников. На подготовительном этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выявление готовности родителей к тесному сотрудничеству с ДОУ и выявление наиболее приемлемой формы такого сотрудничества из предложенных: нетрадиционные родительские собрания, конкурсы, диспуты, консультации, беседы, семейный клуб …
Анкетирование показало, что 75,7% опрошенных предпочли семейный клуб другим формам работы ДОУ с родителями. Для родителей, проявивших интерес к клубу, было проведено дополнительное анкетирование с целью выяснения их заинтересованности в вопросах творческого развития детей. Результат опроса показал, что все родители хотят видеть своего ребенка художественно образованным и готовы ему в этом помочь.
Учитывая физиологические особенности детей 5 – 6 лет во время занятий необходимы динамические паузы, поэтому к работе клуба был привлечен инструктор по физическому воспитанию.
Учреждение клуба утвердили решением родительского собрания. Название и эмблему придумали и разработали вместе с детьми. Участники клуба: дети 5 – 6 лет и их родители, педагог, психолог и инструктор по физическому воспитанию.
По просьбе родителей встречи в клубе организуются в выходные дни с утренние часы с 10 00 до 13 00. Родители предложили свою помощь в приобретении расходных материалов для занятий творчеством. Заседание клуба проходит в групповой комнате. В перерыве инструктор по физическому воспитанию организует для детей динамическую паузу. Затем дети и родители могут пообщаться друг с другом у самовара за чашечкой чая.
На каждой из таких встреч во время динамической паузы с родителями проводятся консультации по темам: «Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру», «О том, как стать гармоничным родителем», «Как доставить ребенку радость», «Как научить ребенка рисовать», «Рисуночные игры», «Значение детских фантазий», «Полезные и вредные сказки (мультфильмы)».
Наш клуб предусматривает разные формы общения: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и т. д.
«Рождественские посиделки» стали первым праздником, организованным в клубе. К нему готовились заранее: был объявлен конкурс «Самый забавный символ года».
Удачной находкой стал «Журнал настроения», куда каждый родитель в удобное для него время может внести предложения, замечания, слова благодарности. Для каждого педагога это важно, так как это позволяет осуществить обратную связь, способствующую развитию эстетического и эмоционального восприятия у детей, активному развитию творческого воображения.
Главный принцип работы семейного клуба – добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
При разработке программы деятельности клуба, совмещаются две интересные технологии: батик и нетрадиционные способы рисования. Нетрадиционные способы рисования на бумаге можно применять и на ткани.
Каждая поделка, изготовленная детскими руками с помощью родителей, находит свое применение в жизни: это оригинальное оформление домашнего интерьера, забавная игрушка для младшего брата или сестры, с которой можно играть и одновременно считать (мобиль «Рыбка», фоторамка, которую можно подарить любимой бабушке, тете или другу.
Перспективный план работы обеспечивает постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоение техники нового вида деятельности. Содержание программ предполагает обучение детей основам изобразительного искусства (цветоведения, композиции, формообразования, изобразительным навыкам и умениям) и обучению нетрадиционным способам рисования.
Первый года обучения посвящен знакомству с бумагой, основами изобразительного искусства, нетрадиционными способами рисования. Включена деятельность, направленная на изучение оформительского искусства. На втором году обучения дети продолжают знакомиться с нетрадиционными способами рисования на бумаге и осваивают технику росписи на ткани – батик.
Уже сегодня у каждого ребенка есть своя «копилка успеха» - портфолио – коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в творчестве. Портфолио так же является новой и эффективной формой оценивания уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений. Основной смысл портфолио – показать все, на что способен ребенок.