ирина жирнова
Проект «Деревья на участке нашего детского сада»
▼ Скачать
Деревья на участке нашего детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад «Теремок»
«Деревья на участке нашего детского сада»
Проект :
Творческий - исследовательский экологический проект, групповой, долгосрочный
Воспитатель Жирнова И. Л.
Сентябрь 2012 – Май 2013 года
Публикация «Проект „Деревья на участке нашего детского сада“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема: Недостаточное знание у детей старшего дошкольного возраста о деревьях нашей местности. И мы хотим узнать «Какие породы деревьев растут на участке нашего детского сада»
Причины
1. Малая заинтересованность к живой природе родного края
2 .Отсутствие наблюдательности и равнодушия у дошкольников к живой природе.
Актуальность
Знакомя ребенка с природой родного края, мы даем толчок к расширению его горизонта познания в мир общечеловеческих ценностей. Для того чтобы развить интерес и воспитать бережное отношение к растительному миру, необходимо подробное знакомство с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Дерево – благодатный объект для наблюдений. Участие детей в проекте, позволит обогатить их знаниями и сформировать у них представления о деревьях на нашем участке. Развить познавательный интерес к тайном живой природы, закрепить навыки поисковой деятельности.
В наше время безжалостно вырубают леса и, хотя мы живем в местности окруженное тайгой, но и здесь лесу приносится большой вред, летом 2012 года, когда сгорела несколько гектар леса. Поэтому перед нами стоит задача научить детей бережно относится к природе родного края.
Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально – положительного опыта общения с природой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями, имеющимися на участке детского сада.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе.
Объектом практической исследовательской деятельности являются деревья нашего участка.
Цель: Сформировать представления о деревьях (черемухе, березе, рябине, сосна). Вести наблюдения за изменениями в жизни деревьев в разные сезоны. Выявить взаимосвязь растений с окружающей средой (птицами, насекомыми, животными, установить причинно – следственные связи, воспитывать эмоционально – положительное, бережное отношение к родной природе.
Задачи:
Познание: формировать интерес к деревьям, к их специфике сезонного развития, взаимосвязи растений с окружающей средой; формировать основы экологического сознания и культуры, развивать любознательность.
Социализация: создавать ситуации, формирующие чувство ответственности, доброго отношения друг к другу, к природе; воспитывать культуру общения.
Физическая культура: развивать навыки игровой деятельности в подвижных играх, выполнять правила игры.
Безопасность: соблюдать правила поведения в природе.
Коммуникация: стимулировать и развивать речевое творчество детей, обогащать словарный запас.
Художественное творчество: расширять кругозор в области изобразительного искусства, научить различным способам изображения деревьев.
Труд: формировать желание участвовать в процессе трудовой деятельности.
Музыка: развивать музыкальные способности, фонематический слух, чувство ритма.
Проект : творческий - исследовательский экологический проект, групповой, долгосрочный.
Участники проекта. Воспитатель и дети подготовительной группы, родители подготовительной группы.
Сроки реализации сентябрь 2012 – май2013гг
Реализация проекта
1. Подготовительный этап
1 Изучение методической литературы
2. Подбор иллюстраций о деревьях в разное время года
3. Привлечение к данной проблеме и детей родителей
4. Обсуждение с детьми предстоящей работы
5. Изготовление дидактических игр
Привлечение к этой работе родителей.
6. Сбор листьев от разных деревьев
7. Посадка деревьев с участием детей, родителей и педагогов
Акция «Посади дерево» (май)
Практический этап
Виды деятельности
Природный мир. Труд Осень. Сбор листьев от разных растений на территории детского сада
Уборка листьев под деревьями на территории детского сада
Поход в лес, сбор листьев от разных видов растений
Акция «Спасём лес от мусора»
Зима. Уборка веточек после сильного ветра на территории детского сада
Весна. Субботник уборка мусора на территории детского сада
Посадка деревьев с участием детей, родителей и педагогов
Акция «Посади дерево» (май)
Художественно- продуктивная деятельность Осень. Рисование «Веточка рябины осенью»
Конструирование «Осенние поделки»
Аппликация «Рябинка»
Изготовление гербария «Деревья нашего участка»
Рассматривание репродукций художников
И. Левитан. «Золотая осень»
В. Поленов. «Золотая осень»
Л. Бродская. «Золотая осень»
И. Грабарь. «Ясный осенний вечер».
Зима. Рисование «Дерево в снегу»
Конструирование «Ёлочки не руби, из бумаги смастери
Аппликация «Белая берёза»
Рассматривание репродукций художников И. Шишкин. «Зима»
И. Грабарь. «Зимний пейзаж», «Роскошный иней», «Февральская лазурь»
Весна Рисование «Первые листочки»
Аппликация «Черёмуха душистая весною расцвела»
Рассматривание репродукций художников К. Юон. «Мартовское солнце»
Саврасов «Грачи прилетели»
Конструирование из природного материала «Животные в лесу»
Музыкальное развитие осень Слушание произведений П. И Чуковского «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»
Зима. Слушание произведений П. И Чуковского «Декабрь», «Январь», «Февраль»
Весна. Слушание произведений П. И Чуковского «Март», «Апрель», «Май»
Художественная литература осень А. С Пушкин стихи об осени «Унылая пора….»
«Дедушка Дерево» Э Машковская
«Рябина покраснела», «Осинке холодно» М. Пришвин
«Осень» Г. Скребицкий
Зима Заучивание С. Есенин «Белая береза»
Чтение Чуковский «Вырастала елка в лесу на горе»
Весна
Игровая
Деятельность Осень Дидактические игры «У какого дерева листья красного цвета?»
«С какого дерева листок?» «Сделай гирлянду из желтых цветов»
Подвижная игра «Дуб или береза»
«Дерево»
Зима Дидактические игры «Узнай дерево по стволу?»
Весна «Узнай по описанию»;
«Четвёртый лишний»;
«Собери дерево»
«Бывает – не бывает»;
«От какого дерева листок»;
«Времена года».
Эксперментальная осень Наблюдение через лупу за корой деревьев.
Сравнение листьев разных деревьев и описание их
зима Опыт «Образование инея на веточке»
Обследование почек разных пород деревьев
«Распускание веток при различных условиях»;
весна Опыт «С какой стороны дышат листья
Познавательно – тематическая образовательная деятельность Осень Наблюдение за деревьями во время прогулок
НОД по развитию речи «Деревья нашего участка осенью»
Заучивание стихотворения А. Толстого “Осень”
Составление описательных рассказов о деревьях
Зима Наблюдение за деревьями во время прогулок
НОД по развитию речи «Маленькой елочке холодно зимой»
НОД «Деревья нашего края»
НОД «Какую пользу приносят деревья?»
Весна Наблюдение за деревьями во время прогулок
Наблюдение за насекомыми во время прогулок
НОД «Какие изменение происходит с деревьями весной»
Заключительный этап
1. Изготовление альбома: “Что мы знаем о жизни растений”
2. Фотоальбом “Мы и наши деревья”
3. Развлечение «Пригрело солнышко, и проснулись деревца»
Предполагаемые результаты:
* У детей будут сформированы устойчивые представления о деревьях
*Повысится познавательный интерес к растительному миру.
*Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.
* Дети научатся любить, охранять и беречь родную природу, соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
Список литературы
Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.
Николаева С. Н. Эколог в детском саду – М., 2003.
Рыжова Н. А. Я и природа. – М., 1996
С. Н. Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г. ;
Н. А. Рыжова. «Наш дом природа», М. : 2005г. ;
Т. А. Шорыгина «Беседа о русском лесе» «Творческий Центр Сфера» Москва 2010
Т. А. Шорыгина «Насекомые, Какие они?» издательство ГНОМ и Д, 2001