Елена Некрасова
Проект «День рождения Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : краткосрочный 2 недели.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Автор проекта : Некрасова Е. А.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта : День рождения – это событие, а день рождения Деда Мороза необычайное событие перед празднованием Нового года. Подготовка ко дню рождения Деда Мороза и его празднование подводит детей к тому, что отмечать дни рождения можно и у сказочных персонажей. Для многих наших малышей этот новый год будет первым «осознанным» новогодним праздником с главным новогодним персонажем - Дедом Морозом, не игрушечным, а «настоящим». Однако, впервые увидев дедушку, малыш может не прийти в восторг, не обрадоваться, а испугаться бородатого Деда Мороза. Поэтому для детей младшей группы и был разработан этот проект «День рождения Деда Мороза», который направлен на приобщение детей к новогоднему празднику, на формирование доброго образа Деда Мороза. Привлекая родителей для совместной работы и открывая, малышам волшебный мир праздника Нового года очень хочется верить, что знания, полученные в ходе работы, сделают жизнь детей более волшебной.
Публикация «Проект „День рождения Деда Мороза“» размещена в разделах
Цель: Сформировать у детей понятие о персонаже Деда Мороза. Вызвать тёплое и доброе отношение к Деду Морозу, создать эмоционально положительное настроение. Задачи: Формировать у детей знания о сказочном герое – Дедушке Морозе. Продолжать формировать интерес детей к русской народной культуре через чтение детской литературы. Вызвать интерес к образу, желание сделать подарок Дедушке Морозу.
Этапы реализации проектной деятельности.
Подготовительный этап
• Определение цели, задач проекта;
• Сбор информации;
Основной этап.
• Работа с детьми;
• Работа с родителями;
Заключительный
• Фото - отчёт;
Реализация проекта :
• Беседа на тему «Кто такой Дед Мороз»
• Просмотр мультфильма «Дедушка Мороз и волк», «Когда зажигают огни», «Снеговик – почтовик».
• Чтение стихотворения А. Вишневской «Дед Мороз в детском саду».
• Чтение художественной литературы «Снегурочка».
• Пластилинография «Украсим рукавички для Деда Мороза».
• Игра – занятие «Магазин новогодних игрушек».
• Пальчиковые игры на зимнюю тему.
• Техника: рисование ладошками «Украсим ёлочку шарами» (коллективная работа)
• Дидактическая игра – пазл «Ёлочка» .
• Аппликация (из ватных дисков) «портрет Деда мороза»
• Дидактическая игра «Найди отличие у Деда Морозов, Снеговиков»
• Отгадывание загадок про Деда Мороза.
• Написание писем с пожеланием и просьбой Деду морозу
• Оформление стенгазеты «Почта Деда Мороза»
• Экспериментальная деятельность: Изготовление ледяных игрушек на ёлку.
• Консультация для родителей «Если ребёнок боится Деда Мороза»
• Совместные творческие работы детей и родителей (игрушка на ёлку).
Беседа на тему: «Кто такой Дед Мороз»
Ход беседы:
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку.
Самый добрый в мире дед
В шубу – валенки одет.
Бородой седой зарос
Наш любимый?
Дети: (Ответ детей).
Воспитатель:
– Правильно, Дед Мороз! Скажите, какой у вас самый любимый праздник? Дети: (Ответы детей) :
– Ребята, сегодня 18 ноября оказывается, у Деда Мороза День рождения.
Кто знает, кто такой Дед Мороз?
Дети: (Ответы детей) :
– Воспитатель: Мы с вами вспомним, кто это, где живёт и работает.
Дед Мороз очень высокого роста, у него длинная, седая, кудрявая борода и волосы. На голове боярская шапка. Длинная красная или синяя шуба, с белым мехом. На руках – тёплые варежки, а на ногах- валенки.
А что в руках у Деда Мороза?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно в одной руке посох, в другой мешок с подарками.
С этим большим мешком Дедушка приходит к нам на Новогодний праздник и всем деткам дарит подарки. Любит Дедушка мороз ездить на больших, деревянных санях с лихой тройкой лошадей.
Под Новый год у Доброго Волшебника много дел: всем детишкам нужно подарки приготовить. Есть у него внучка и помощница – Снегурочка и есть другие помощники – это лесные звери и Снеговик.
– Родина Деда Мороза – Устюг!
Там он родился средь ветров и вьюг.
Там он живёт средь искристых снегов,
Среди сосулек и холодов.
Воспитатель: Какой же день рождения без подарков! Давайте сделаем Дедушки Морозу приятный сюрприз.
Пальчиковые игры на зимнюю тему.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком
«Снеговик»
Мы слепили снежный ком. Лепим двумя руками комок
Шляпу сделали на нем. Соединяем руки в кольцо и кладем на голову
Нос приделали и вмиг. Приставляем кулачки к носу
Получился снеговик. Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.
Дедушка Мороз
Закрывайте окна,
Закрывайте двери. Соединяем ладошки вместе
Закрывайте уши, Закрываем ушки
Закрывайте нос. Закрываем нос
Ходит, бродит по дорогам Старый дедушка Мороз! Ходим указательным и средним пальцами
Физминутка «Зимой»
Мы погреемся немножко, Натираем плечи.
Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши.
Ножками потопаем. Топаем на месте.
И себя похлопаем. Хлопаем по коленям.
"Снежный ком
Взяли дети белый ком, Изображаем ком
Будем строить снежный дом, Движения, изображающие лепку снежков
Мы польем его водой, Имитируем движения
Домик будет ледяной, "поливаем водой"
Ком за комом мы кладем, Ставим кулачок на кулачок
Вот и вылепили дом. Рисуем в воздухе ладонями домик
Загадки
Бородатый и седой,
Но в душе он молодой.
Всем подарки принесет
Этот дед на Новый год.
(Дед Мороз)
В красной шубе с бородой
В гости к нам спешит домой
На оленях радость вез
Кто он дети? (Дед Мороз)
Он к нам в Новый год придет,
Он подарки принесет,
Кто он? – задаем вопрос.
Это Дедушка (Мороз)
Девочки и мальчики,
Мёрзнут ваши пальчики,
Стынут уши, зябнет нос,
Видно близко… (Дед Мороз)
Он и добрый,
Он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит
Сейчас на праздник,
Кто же это?. (Дед Мороз)
Снег ложится на деревья,
Тротуары и дома.
Всех от холода укроет
Белоснежная … (Зима)
Он – пушистый, серебристый,
Прямо с неба взял разбег.
Белой шалью накрывает,
Согревая землю… (Снег)
Возле ёлки змейкой вьётся
Разноцветный хоровод –
Наступает праздник звонкий,
Он зовётся … (Новый Год)
«Украсим ёлочку шарами»
Техника: рисование ладошками
(коллективная работа)
Программное содержание: Учить детей передавать в рисовании образ ёлки, располагать изображение по всему листу бумаги. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления, вызвать чувство радости от результата работы.
Активизировать в речи детей: красный, зелёный, синий и желтый цвет.
Оборудование: гуашевые краски, ватман, акварель, кисточки.
Пластилинография
«Украсим рукавички для Деда Мороза»
Программное содержание: Продолжать отрабатывать навыки работы с пластилином: отщипывать от большого куска, скатывать шарики,
сплющивать шарики на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения. Совершенствовать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность в выполнении задания.
Оборудование: пластилин: красный, синий, белый цвет. Пластиковая доска для работ, образец нарядной рукавички, заготовка рукавичка.
Аппликация (из ватных дисков)
«портрет Деда мороза»
Программное содержание: Формировать умения детей изготавливать аппликацию и ватных дисков для оформления лица. Учить создавать красивую композицию картину – портрет. Воспитывать интерес к художественному творчеству.
Оборудование: белая бумага, цветная бумага, ватные диски, клеевой карандаш, клей ПВА, гуашевые краски, кисточка, заготовка Деда Мороза.
Игра – занятие «Магазин новогодних игрушек».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с профессией продавца. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Словарные слова: витрина, продавец, покупатель. Закрепить представление детей о качествах и свойствах различных ёлочных украшений, их целевом назначении и функции. Развивать диалогическую речь как средство общения. Закреплять простейшие формы речевого этикета. Создать радостное настроение и приятное ожидание праздника.
Оборудование: игрушки, ёлочные украшения, касса, сумочки, деньги, форма продавца.
Дидактическая игра – пазл «Ёлочка»
Программное содержание: Учить детей сравнивать предметы по величине. Закрепить у детей представление о ёлке, знания о цвете. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать друг другу. Оборудование: Ёлочки из картона (большие и маленькие).
Дидактическая игра
«Найди отличие у Деда Морозов, Снеговиков»
Программное содержание: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство. Развивать внимание, мышление, память, счёт. Активизировать речь детей.
Оборудование: картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями.
Экспериментальная деятельность:
Изготовление ледяных игрушек на ёлку.
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды в жидком и твёрдом состоянии. Водой заполняются заранее приготовленные стаканчики с ягодами рябины. В воду до середины погружаются небольшие верёвочки для создания крепления на ветку дерева. Стаканчики остаются на улице для полного замерзания воды. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. Умение наблюдать за объектом некоторое время. Оборудование: стаканчики, вода, ягоды рябины, небольшие верёвочки.
Оформление стенгазеты.
«Почта Деда Мороза»
Я распечатала шаблон писем. Дети приступили к написанию пожеланий и поздравлений для Деда Мороза. И вот после раздумий письма были готовы. Чтобы почта получилась красочная и интересная, мы приклеили аппликацию «портрет Деда Мороза». Решили доверить свои желания и поздравления красногрудым снегирям. Для этого использовали шаблон снегиря. Дети их раскрасили цветными карандашами, гуашевыми красками. Их мы сделали четыре. Приклеили снегирей,которые в клювиках несут наши письма Деду Морозу. Теперь осталось только ждать Новый год и подарки.
Консультация для родителей
«Если ребёнок боится Деда Мороза»
Приглашая Деда Мороза к маленькому ребёнку, стоит подумать: а действительно ли это нужно? Ведь новогоднее чудо может произойти, даже если главный волшебник останется «за кадром». Например, подарок совершенно чудесным образом может оказаться под ёлочкой. Если всё же решите пригласить Деда Мороза, то родителям стоит разделить все радости визита Деда Мороза : вместе с ребёнком водить хоровод, разгадывать загадки, петь песни, играть в игры. Чего нельзя делать во время визита Деда Мороза : Нельзя подталкивать его к общению: «Смотри, какая у Дедушки борода, иди, подержи его за ручку». Нельзя начинать длинные разговоры: «Ты, мой родной, испугался. Я тебя понимаю, ты боишься и думаешь, что Дед Мороз страшный. Но это не так, потому что…» Испуганные дети не воспринимают никакую логичную информацию, и в этот момент все объяснения и уговоры родителей кажутся им всего лишь бессвязным шумом.
Заключение
В процессе проекта ребята с большим интересом воспринимали информацию о дне рождении Дедушки Мороза, о празднике «Новый год», о героях праздника и его традициях. В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: Сформировалось умение помогать друг другу, работать коллективно. Во время эксперимента «ледяная игрушка» дети получили представления о том, что вода может быть тёплой и холодной, что вода прозрачная, но может стать мутной. Вода может превращаться в лёд. При работе с малышами «Украсим ёлочку шарами» проявился интерес к нетрадиционной технике рисования (ладошками). Возросла произвольная направленность движений кистей рук, а также сформировалось зрительное восприятие пространственных представлений. Дети успешно овладели техническими навыками аппликационных операций: работа с клеем, выкладывать, составлять из отдельных частей целое, усвоили простейшие навыки совместной работы; активно общались друг с другом и воспитателем. Овладели основными приё мами работы в технике пластилинографии: отщипывание, скатывание, размазывание на шаблоне. Ребята стали более усидчивыми. Проявили эмоциональную отзывчивость к занятиям на данную тематику и с удовольствием принимали участия. Сделали поделки совместно с родителями (ёлочную игрушку).
Список литературы:
1. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. Москва издательство центр «Российский паритет» 1992г.
2. Миханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -М. : Детство-Пресс2002г.
3. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. - М. : Искусство, 2004г.
4. Безматерных Т. В. Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа. "Вопросы дошкольной педагогики". — 2015. — №1.