Гущина Наталья
Проект «День России»
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : дети группы.
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Публикация «Проект „День России“» размещена в разделах
- День России, 12 июня
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.
Цель: Воспитание уважения к своему народу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к Государственным символам РФ.
Задачи:
• Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос);
• Формировать представление о значении Государственного флага РФ;
• Воспитывать уважительное отношение к Государственному флагу,
любовь к Родине, гордость за нее;
• Углублять представления детей о России как о государстве, в котором они живут (столица, президент);
• Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас;
• Расширять кругозор;
• Поддерживать познавательный интерес к истории страны.
Ожидаемые результаты:
• пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю;
• доброжелательные отношения между детьми;
• высокий уровень нравственных качеств личности детей;
Принципы реализации проекта :
Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем
детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Принцип личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного и школьного возраста.
Принцип систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального образования.
Принцип амплификация содержания, позволяет расширять и углублять знания детей по данному направлению работы.
Реализация проекта :
6 июня Утро:
1. Беседа «Наша Родина- Россия».
Цели: напомнить детям какой сегодня день, чем он уникален, вспомнить название нашей Страны.
2. Рассматривание символики РФ
3. Настольная игра: «Собери флаг».
Цель: закрепить знания государственной символики.
Вечер: Прослушивание гимна РФ.
7 июня
1. Ситуативный разговор: «Моя страна - моя Россия».
Цели: закрепить у детей представления о государственной символике, развивать у детей стремление к познанию государственного устройства и символов государства, создание положительного эмоционального настроя.
2. Д/игра «Белый, синий, красный».
3. Чтение художественной литературы: И. Шмелёв «Русская песня»
Вечер Раскрашивание «Герб», «Флаг» (раскраски).
8 июня
1. Беседа «Моя малая Родина».
2. Рисование «Мой край родной».
3. Заучивание стихотворения А. В. Жигулин «О, Родина!».
Вечер «Вечер народных подвижных игр».
9 июня Утро:
1. Беседа по теме дня: «Я горжусь своей страной».
Цели: формировать у детей эмоционально - положительное отношение к величию Российского государства. Развивать способность детей проявлять эмоциональный отклик на события, происходящие в стране.
2. Развлечение «День России».
3. Чтение и анализ литературного произведения К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
Цели: воспитывать у детей потребность больше знать об Отечестве, гордость за свою Родину.
Вечер: Пластилинография «Российский флаг».
НОД Тема: «Символика России». "Белый, синий, красный "
Цель: Закрепить знания детей о государственном флаге России. Познакомить с разными видами флагов (Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации). Закреплять знания о значении цвета полос флага. Воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к флагу, знамени Победы.
Материал: иллюстративный материал – изображения различных флагов, современных и старинных, силуэты флага, географическая карта.
Ход.
Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей: "Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Как называется наша страна?" (Россия.)
Показывает границы России указкой и читает стихотворение о России В. Степанова
«Необъятная страна».
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Дети рассматривают карту и показывают ее границы.
У каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы знаете их? (Флаг, герб, гимн.)
Правильно, есть они и у России.
Сегодня мы будем говорить о флаге.
- Рассмотрите иллюстрации (выставляет) и вспомните, где вы могли видеть флаги? (Флаги можно видеть на зданиях, кораблях, в армии у солдат, во время спортивных соревнования, флажки – на занятиях по физкультуре.)
- Что же такое флаг и для чего он нужен?
II. Рассказ воспитателя.
Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину вместо флага наши далекие предки использовали шест, к которому привязывали пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это сооружение стягом. Главным его назначением было собрать, "стянуть" воинов для защиты своей земли. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т. е. часть войска называлось стягом.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикреплялся к древку, а над ним железное навершие – острожник. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги.
Чаще всего стяги были ярко-красного или темно-красного цвета. Червленые или багряные – так называли эти оттенки красного цвета в старину. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или раскрашивались изображения святых, "знамения" ("священные" знаки). Так появилось слово "знамя". Знамена имели различные цвета – зеленые, желтые, белые, красные.
III. Зачем раскрашивали флаги?
По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Может быть свои возвращаются домой? Может быть, это враги, которые хотят захватить город? Или воины князя-союзника, которые нуждаются в отдыхе?
Если враги захватывали город, они на его сторожевых башнях вывешивали свои новые флаги – свои. И люди, увидев их, сами решали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.
- Что было бы, если не было флагов? (ответы-предположения.)
- Что было бы, если бы все флаги были бы одинаковые? (ответы- предположения.)
На флагах изображали лики святых, звезды, кресты; их украшали богатыми узорами – золотом, серебром. Иногда для полковых знамен использовали сочетание белого, синего, красного.
Мы точно не знаем, почему наши предки остановили свой выбор на сочетании белого, синего, красного цветов. Возможно, эти цвета использовались в древнем гербе московских князей: белый – святой Георгий Победоносец, синий – развивающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу добра над злом.
И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл.
Что напоминает нам белая полоса? (Белоствольные березы, ромашки на лугу, облака, снег и т. д.)
А что обозначает синяя полоса? (Реки, моря, озера, небо.)
Что обозначает красная полоса? (Огонь, тепло, солнце, любовь).
- Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верности и правду, красный – огонь и отвагу. Расположение полос на знамени символизировало строение земли: вверху располагался божественный мир, воплощенный в белом цвете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, кранный цвет. Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Воспитатель предлагает детям вставить нужные слова: "Мы говорим синее. (море, белый. (свет, весна. (красна, красна. (девица, т. е. красивая".
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
- Из каких частей состоит флаг? (Дети показывают и называют древко, полотнище и навершие.)
Из каких частей состоит полотнище флага? Какого они цвета? (Белого, синего, красного.)
Дидактическая игра "Раскрась флаг". Воспитатель предлагает раскрасить с помощью синего (1, красного (2) цветов. ( Детям даются контуры флага с тремя полосами: одна белая, другая обозначена цифрой 1, третья – цифрой 2). Дети раскрашивают и называют флаг.
Конечно, в наше время не надо высоко поднимать флаг, чтобы собрать всех воинов. Но флаги все равно необходимы (выставляются иллюстрации). Как вы думаете, для чего? Верно. Например, они помогают узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны.
Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит.
Во время спортивных соревнований по флагам можно определить, какие страны будут участвовать в них. Флаг страны изображен и на майках спортсменов. Во время награждения победителей над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою Родину.
Очень часто президенты и члены правительства с визитами отправляются в другие страны. Около зданий, где они встречаются, вывешивают флаги двух государств.
V. Долгое время флаги в России использовались только на флоте. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввел Петр I. Петр I утвердил бело-сине-красный флаг без рисунков для торгового флота, а в качестве военно-морского – Андреевский флаг (белое полотнище и синий крест).
Рассказ сопровождается рассматриванием иллюстрации.
Этот флаг совпадал с символикой первого русского ордена, учрежденного Петром, - ордена Андрея Первозванного, распятого, по легенде, на косом кресте. За боевые отличия кораблям жаловали Андреевский флаг.
VI. Детям предлагается сравнить флаг России и Знамя Победы.
Звучат записи песен времен Великой Отечественной войны, посвященные Дню Победы.
Дети ищут различия и сходство.
В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный договор, начала войну с Советским Союзом (так раньше называлась наша страна). В течение долгих четырех лет мужественно сражался наш народ с врагом. В тяжелых сражениях освободил он свою Родину от фашистских захватчиков. Над куполом главного здания Берлина – рейхстага – взметнулось красное знамя с белым серпом и молотом. Это красное знамя стало символом Великой Победы. В наши дни Знамя Победы – это также символ памяти, благодарности и уважения к людям, очень, дорогой ценой завоевавшим мир для всех нас.
Мы храним память о подвигах солдат и офицеров на фронтах Великой Отечественной войны, партизан в тылу врага. Мы помним о трудовых подвигах тех, кто работал на заводах и фабриках, выпускавших боевую технику, оружие, танки, самолеты, снаряды. Не можем мы забыть и о тех лишениях и страданиях, которые пришлось пережить людям в годы войны. (Рассказ воспитателя о знамени Победы).
Когда вывешивают государственный флаг РФ?
Как вы думаете, в какие праздники вывешивают Знамя Победы? (В День Победы можно увидеть Знамя Победы во время праздничного парада на Красной площади в Москве или в момент возложения венков и цветов к могиле Неизвестного солдата.)
VII. Воспитатель показывает еще один флаг (штандарт Президента Российской Федерации).
Вам знаком этот флаг? Что непонятно, спросите меня.
Этот флаг принадлежит Президенту России.
Президент России тоже имеет флаг, он называется штандартом Президента России. Этот флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.
Проводится дидактическая игра "О чем рассказывает флаг?". Дети задают вопросы воспитателю по опорным карточкам. На карточках представлены четыре варианта флагов (Андреевский, Государственный штандарт Президента РФ, Знамя Победы). Главный признак – цвет и расположение рисунка на флаге. Воспитатель по детским вопросам определяет и называет флаги.
Конструирование по схеме. Итог.
НОД Тема: «Ой вы гой еси, богатыри да русские!»
Цель: Познакомить детей с первыми защитниками русской земли, былинными богатырями. Дать элементарные представления о них через былину. Показать отвагу и стремление богатырей защищать своё государство от врагов. Рассмотреть одежду и вооружение древних воинов, сравнить с обмундированием в настоящее время. Знать название. Воспитывать интерес к прошлому России.
Материал: текст былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник", картина В. Васнецова "Богатыри".
Ход.
Вносится картина В. Васнецова "Богатыри". Предлагается рассмотреть ее.
- Кто изображен на картине? (Ответы.)
- Правильно, мы видим трех богатырей. Один уже старый, второй – помоложе, и третий – совсем юный. Раньше было очень много врагов, которые нападали на поселения славян, и тогда русский народ поднимался на защиту своей земли. Они становились воинами, и не жалели жизни за матушку – землю и отчий дом. Назывались защитники земли русской богатырями.
- Художник В. Васнецов изобразил на этой картине Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Давайте посмотрим, во что одевались богатыри. (Рассматривание шлемов, кольчуг, щитков, доспехов. Знакомство с оружием: булава, лук, меч.)
- В борьбе с врагами земли русской богатырям помогали сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь в Родине.
- Именно эти качества присущи богатырям, и за это их любит русский народ, чествует и славит, складывает песни об их подвигах. Называются они былинами.
- Как вы думаете, от какого слова произошло слово "былина"? (Это быль, правда, то, что произошло на самом деле.) Подвести итог.
II. – А сейчас послушайте одну из былин. Она называется Илья Муромец и Соловей-разбойник". Помочь детям понять смысл былины через беседу. Объяснить, что Илья Муромец – это сам русский народ в его сражениях поднимается на защиту родной земли. А Соловей-разбойник – это вражеская сила. Олицетворяет зло.
- Каким показан Илья Муромец в этой былине? (Ответы детей.)
- Да, он показан могучим и справедливым, храбрым и бескорыстным. - Всегда народ восхищался подвигами богатырей:
Ой вы ой еси, богатыри да русские!
Ай, седлали вы коней добрых.
Да стояли вы за веру и отечество.
И поклон вам от Руси и во веки веков.
III. Физминутка. Упражнение под запись песни "Богатырская сила".
IV. Дидактическая игра "Одень богатыря".
Цель: Закрепить название богатырских доспехов.
V. Рисование: "Раскрась шлем богатырский".
НОД по истории России "Широка страна моя родная".
Цель: Дать детям представление о России, как стране городов, расширить представление об особенностях географического положения России. Материал: географическая карта России, аудиозаписи звуков природы (журчание ручеёк, реки, родника, шум гремящей реки, плеск морских волн, шторм, иллюстрации рек, гор, морей, равнин, элементы ландшафта,
П. И. Чайковский "Времена года" "Апрель", голубые листы, голубая косынка (для физ. минутки,
эксперимент: большая пластмассовая крышка с отверстием по середине и резиновая груша с водой. Наконечник груши приставить к отверстию. Предварительная работа. Изготовление элементов ландшафта на занятиях по ИЗО и др., тонирование бумаги, конструирование горных вершин приемом сжатия бумаги, художественное конструирование из пластилина и природного материала лесного массива, голубые нити для рек.
Ход
Цепью вздымаясь уходят за тучи
снежные шапки и горные кручи.
В их глубине изумруд и топаз-
Это у нас! Это у нас!
И величава река и долина-
Это на Родине нашей она!
Степи, озера, леса и поля –
Все это наша родная земля!
Е. Трутнева
I. - Россия – самое большое государство мира (показ по карте по границам). Чем богата наша страна? (На доске географическая карта, иллюстрации гор, рек, равнин России. Соотносим иллюстрации с картой.)
- Найдите реки. Их много, все они разные. У каждой свое название. Какие вы знаете? Несколько я вам покажу и назову: Волга, Кама, Ока, а у нас Ангара, Иркут, Ушаковка.
Как же рождаются реки?
Случится в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглубже -
Присядь попробуй на пенек,
Не торопись. Послушай
Шумит листва. Шумит трава.
Не умолкают птицы.
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет пробиться.
Я. Аким
- Бегут в темном подземном царстве ручьи. В их чистой воде не плещутся рыбы, не летят к ним птицы, не идут звери напиться вкусной воды. Под землей нет ни животных, ни птиц. И ручейки упорно пробиваются наверх, где светит солнце, и где все им будут рады.
II. Долго подыскивает чистая струйка место где можно вырваться из подземного плена. И наконец, где-нибудь в низине, где помягче земля, вверх начинает бить маленький фонтанчик (*-родник). Родник родился! В лесной тиши раздается его звонкий хрустальный голос. Родничок совсем крошечный, его можно закрыть ладонью. Тоненькой струйкой побежал он по земле (*-ручеек). Каждый камешек для него гора, каждый прутик – дерево: не столкнешь с пути, свернуть надо.
Извиваясь, бежит ручеек куда-нибудь вниз, под уклон. Встречается с другим, крепнет, набирает сил, начинает врезаться в землю, тащит с собой песчинки (журчание его усиливается).
- Так постепенно становится ручеек рекой (*-река).
- Как вы думаете, как еще вода попадает в реки (ответы детей).
- Дождь прошел – прибавилось воды в ручье. Снег весной растаял – еще более полноводной становится река.
- Куда же несет свои воды река (Определить по карте – в море?
Физ. минутка.
Дети-ручейки. У них в руках голубые ленты.
III. Воспитатель – море. У него в руках голубая косынка. Под музыку Чайковского дети изображают ручейки. Вначале родники, ручейки сбегают в реку, река несет свои воды в море.
- Реки текут также под уклон. А если уклона нет, то вода будет застаиваться и образуется болото.
Очень много болот в тундре потому, что она располагается на ровном месте. Эти места называются равнины. На карте они обозначаются зеленым цветом, так как на них много полей и лесов.
- Какие леса бывают? (Хвойные, смешанные) Хвойные леса – тайга. Бывают лиственные леса.
IV. –В какие еще цвета окрашена карта России? Всеми оттенками коричневого. Это горы. Чем коричневый цвет темнее, тем горы выше. Давайте найдем самые высокие горы. Это горы Кавказ – здесь гора Эльбрус – самая высокая гора в России.
Восхождение на гору – трудная работа, зато с высоты открывается вид необыкновенной красоты. Поднимаясь на верх в гору, можно увидеть, как она меняется (работа с ландшафтом, укрепляем гору).
- Склоны горы покрывают леса (укрепляем у подножья деревья смешанного леса).
- Выше лес меняется: исчезают лиственные деревья, остаются только хвойные.
- Почему, как вы думаете? Потому что хвойные деревья могут расти в холоде, а лиственные - нет. Значит, чем выше подниматься в горы, тем становится холоднее (располагаем по склонам хвойные деревья).
- Постепенно лес редеет. Кое-где остались отдельные деревья.
- Почему исчезли деревья (Здесь мало тепла для них, в холоде деревья расти не могут?
Поднимаясь выше можно увидеть только траву – густую, но низкую. Среди цветов пестреют мелкие разнообразные цветы (гуашью печатью на горе изображаем траву или др.).
Еще выше мало-помалу исчезает травка, ее место занимает мох. Почва всё больше оголяется, на нашем пути каменные глыбы (небольшие участки покрыть грязно-зеленым цветом – это мох).
Высоко в горах нет растений. В разных местах высятся гребни голого камня,попадаются полосы снега. Воздух здесь очень холодный (нанести белую гуашь – это снег).
- как вы думаете, что на самой вершине горы? Вершины горы круглый год покрыты снежными шапками. Снег там очень глубокий. Есть очень высокие горы. Вот Эльбрус своей вершиной упирается в самые облака (На вершину приклеить, например, вату).
Итак, мы узнали, что на вершине горы всегда зима, а у подножья горы то время года, какое есть.
V. А теперь вспомните, где зарождаются реки (в горах). А куда они попадают (в море?
Посмотрим и найдем их на карте. В России 12 морей. Моря – это большое царство воды. Когда стоишь на берегу и смотришь в даль, то видишь только воду.
- Кто знает, какая в море вода (соленая? Солью мы обязаны морю. Без нее человек не сможет жить.
- Представьте себе: тихая, без ветерка погода. Море кажется ровным, как зеркало. Но вот подул ветерок (*- плеск волн).
-Что произошло с морем?
- На море появились волны. Они становятся все выше и выше Почему? (ветер усилился)
Как называют сильное морское волнение (шторм? (*-шторм). Во время шторма опасно купаться, плыть на корабле. Да, море большое царство воды. Но есть еще больше. Это океаны. Найдем их на карте. Моря соединены с океаном, обмениваются с ним водами.
VI. Замечательный ландшафт у нас с вами получился. Но кого-то не хватает? Животных. Их мы сделаем в следующий раз.