Наталья Гончаренко
Проект «День пожилого человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 49
Проект
«День пожилого человека»
Воспитатели: Величкина Анастасия Александровна,
Гончаренко Наталья Владимировна.
2018 год
Публикация «Проект „День пожилого человека“» размещена в разделах
- День пожилых людей, День бабушек и дедушек
- День пожилых людей. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проект в старшей группе «День пожилого человека»
Величкина Анастасия Александровна,
Гончаренко Наталья Владимировна.
Цель проекта : формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению
Задачи проекта :
Образовательные:
Расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.
Развивающие:
Развитие творческих способностей.
Воспитательные:
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким, пожилым людям); совершенствование навыков культуры поведения. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители, дедушки и бабушки детей.
Тип проекта : краткосрочный (2 недели)
Срок проведения: 24.09.2018 – 05.10.2018гг.
Актуальность. Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 году.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной, игровой деятельности, в празднике.
Родители: бабушки и дедушки закрепляют полученные детьми знания на практике; участвуют в выставке «День пожилого человека».
План реализации проекта
Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное)
Интегрированная НОД «Старость надо уважать»;
Рассматривание альбомов «Мои бабушки и дедушки»
Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья», «Салон одежды для дома» и т. д.
Речевое развитие:
НОД «Моя семья»;
Рассказы детей о своих бабушках и дедушках;
Пословицы и поговорки о семье;
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
Одоевский «Городок в табакерке»;
Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
Ф. Губайдуллина (перевод В. Уваров, «Не старей, бабуля», «Из истории фамилии»);
Познавательное развитие:
Составление плана-схемы «Мой дом»
Художественно-эстетическое:
Рисование «Портрет бабушки и дедушки»;
Лепка «Моя семья»;
Оформление выставки «Руками бабушки и дедушки»
Театр Драматизация сказок «Репка», «Колобок»
Пение «Бабушка» сл. М. Ивенсен, муз. Н. Демина.
Этапы реализации проекта :
1 этап - определение темы, формулировка цели и задач.
Подбор методической и художественной литературы, работа с родителями по составлению альбомов, подбор музыкального репертуара, разработка сценария, атрибуты к сюжетно – ролевым и играм – драматизациям.
2 этап – осуществление плана реализации проекта, консультации для родителей.
3 этап – встреча с бабушкой в группе и чтение ею сказки.
Итог:
Оценка результатов проекта
• Дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.
• Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
• Проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.
• Понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы, прабабушки и прадедушки – это родители дедушки и бабушки.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети, родители, дедушки и бабушки приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Конспект интегрированной образовательной
деятельности
«Старость надо уважать»
Цели:
Воспитательные:
-Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них;
- Воспитывать любовь к бабушке и ее повседневному труду;
- Учить понимать, что старый человек требует заботливого к себе отношения;
- Воспитывать умение у детей внимательно слушать рассказчика.
-Воспитание у детей гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым.
- Воспитывать умение работать детей в подгруппе, договариваться между собой.
- Воспитывать чувство эмпатии в детях.
Образовательные:
- Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «пожилой человек», «родственник», «семья», «старость»;
- Активизировать словарь по данной теме;
- Закрепить навыки чтения у детей, стремление говорить грамматически правильно.
- Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения;
- Объяснить детям, что такое старость.
- Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.
- Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.
- Учить рисовать человека, соблюдая пропорции.
Развивающие:
- Развивать социальные чувства (эмоции) : сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения; мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
- Развитие памяти и выразительной литературной речи детей при прочтении стихотворений.
- Способствовать развитию связной речи детей.
- Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Задачи:
- Актуализация темы.
- Создание рабочего настроя у детей.
- Развитие у детей логического мышления.
- Совершенствовать представления детей о смысловой стороне слова, обогащать речь детей антонимами.
- Учить работать детей в подгруппе, договариваться между собой.
- Способствовать сплочению коллектива детей, умению слышать и слушать друг друга.
- Закрепить навыки чтения у детей, стремление говорить грамматически правильно.
- Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.
- Сменить статического положения детей, формирование правильной осанки.
- Учить соотносить действие со словом.
-Воспитывать нравственные основы, умение проявлять доброту, внимание, заботу к старшим.
- Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.
- Воспитывать чувство благодарности.
- Способствовать развитию связной речи детей.
-Развивать творческие способности у воспитанников.
- Развивать в детях наблюдательность.
- Учить рисовать человека, соблюдая пропорции.
- Воспитывать умение работать разными материалами.
Словарь: родственники, старость, старый человек, пожилой человек.
Предварительная работа:
- Разучивание с детьми стихотворений о бабушке и дедушке.
- Наблюдение дома: чем занята бабушка дома, как она заботится обо всех членах семьи.
- Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».
- Просмотр мультфильмов по данной теме.
- Рассматривание семейных фотографий с пожилыми членами семьи.
Содержание деятельности:
Организационный момент
Дети в центральной части группы, на ковре.
Воспитатель показывает детям книжку-малышку с рисунками-иллюстрациями
- Ребята, сегодня я перебирала книги на нашей полочке и нашла вот такую книгу, где есть иллюстрации. А на обложке написано «Стихи»!
Как вы думаете, какие стихи тут могут быть?
Воспитатель перелистывает страницы, показывая детям иллюстрации, предлагает вспомнить соответствующее стихотворение.
Дети вспоминают и воспитатель читает стихотворения: «Бабушкины руки» Льва Квитко и «Дедуля» Татьяны Боковой и др.
«Дедуля»
Татьяна Бокова
На работе его уважают,
Он начальник, сказать не боюсь,
Но с работы домой приезжает,
и начальником я становлюсь.
Я к нему забираюсь на плечи,
Я его примеряю очки
И ещё об него каждый вечер
Тренирую свои кулачки.
Ходит дедушка лёгкой походкой,
Всех быстрее съедает обед,
На лице ни усов, ни бородки.
Ну, какой же мой дедушка дед!
Помогает мне делать уроки
Да играет с детьми во дворе
И нечаянно так, ненароком
Он в любой побеждает игре.
Но когда я его огорчаю,
Если стыдно ему за меня,
Я со страхом в душе замечаю,
Как сутулится деда спина,
Как морщинки сплетаются в сети,
В волосах седины - белый мел.
И готов я отдать всё на свете,
Чтобы дедушка мой не болел!
«Бабушкины руки».
Лев Квитко
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то шьют, то моют,
То что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки.
Ласкают нежно так.
Проворные, — смотрите, —
Готовы день- деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.
Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят —
И тут замолкнет вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.
«Бабушка»
А. Барто
У мамы - работа,
У папы - работа.
У них для меня
Остается суббота.
А бабушка дома - всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
"Да ты не спеши!
Ну что там стряслось у тебя,
расскажи?"
Я говорю, а бабушка
не перебивает.
По крупинкам гречку
сидит перебирает.
Нам хорошо вот так вдвоем,
и дом без бабушки - не дом.
«Деда - непоседа»
Татьяна Бокова
Как заходит про семью
Где-нибудь беседа,
Непременно я пою
Песенку про деда.
У кого-то дед - атлет
Или летчик смелый,
Но ТАКОГО деда нет
Во Вселенной целой.
Заболел однажды дед
Думаете - стонет?
Врач пришёл, а деда нет,
Он на стадионе.
Ни к чему его жалеть
И лечить в больницах,
Чтобы деду поболеть -
Стадион сгодится.
Всё умеет делать дед!
Должен я признаться,
Непоседе много лет,
А дают пятнадцать.
Я хочу таким же стать,
Я учусь у деда!
Чтоб меня могли назвать:
"Мальчик-непоседа"!
Вводная беседа
- Ребята, скажите о ком эти стихотворения? (Эти стихотворения о родственниках, о бабушке и о дедушке).
- Бабушки и дедушки – это наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап, и мы должны заботиться о них.
-Как вы уже все догадались, сегодня мы поговорим о ваших любимых бабушках и дедушках.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- А поможет нам «Мяч-говорун»
Молодой дедушка - … (старый дедушка, пожилой)
Веселая бабушка - …
Быстрый дедушка -…
Добрая бабушка - ….
Высокий дедушка - …
Любимая бабушка -…
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель перелистывает книжку-малышку. Из нее выпадают карточки…
Работа над пословицами
Пословицы:
1) «Не смейся над старым, и сам будешь стар».
2) «Юн – с игрушками, а стар – с подушками».
3) «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».
- Это, ребята, не просто предложения, это пословицы – народная мудрость.
- Кто знает, что они обозначают?
Рассуждения детей.
Физкультминутка «Моя семья»
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять -
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!
Беседа
- Мы сегодня с вами говорили о пословицах. Есть еще одна пословица, слышали наверно «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».
- В нашей стране каждый год проходит праздник - День Пожилого человека. В это день всем дедушкам и бабушкам принято говорить добрые слова, оказывать помощь, заботиться о них.
Чтение рассказа Ларисы Зиминой «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить?»
Игра «Волшебная конфета»
- У меня есть сюрприз! Показывает закрытую коробку. Трясет ее. Дети на слух пытаются угадать, что внутри.
- Дети, на самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем пожилым людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостнее и счастливее. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем пожилым людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
- Пусть они избавятся от болезней;
- Пусть никогда не умирают;
-Пусть у всех будет дом;
-Пусть все хорошо живут;
-Пусть у всех будет обед;
-И др.
Пальчиковая гимнастика
- Ребята, перед тем как рисовать, вам надо потренировать свои ручки. Выполняется пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - я!
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя.
А вот и вся моя семья.
Свободное рисование «Мои бабушка и дедушка»
- Какие замечательные пожелания! Как сделать так, чтобы эти добрые пожелания могли услышать или прочитать как можно больше людей? (варианты ответов детей)
Воспитатель предлагает нарисовать портреты своих дедушек и бабушек, подписать свои добрые пожелания, а так же пословицы, с которыми они познакомились на занятии.
- Эти портреты будут размещены в общественных местах и пассажирском транспорте нашего города.
Дети самостоятельно выбирают материал для рисования (акварель, карандаши, восковые мелки, фломастеры и др.)
Конспект образовательной деятельности
«Моя семья»
Цель: уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя семейный альбом, совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родных; дать представление о защите прав ребенка членами семьи и государством; развивать связную речь, познавательные интересы; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Словарная работа: благополучная дружная семья, забота, проявлять почтение, уважать
Материалы и оборудование: семейные альбомы
Предварительная работа. Лепка «Моя семья», рисование «Мои дедушка и бабушка», чтение стихов и рассказов о семье. Разучивание с детьми стихов, пословиц и поговорок народов России о семье.
Ход занятия.
Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова
Слышим с самого утра,
Значит, папа, дедушка,
Мама, бабушка и я-
Очень дружная - семья!
Воспитатель: О чем говориться в этом стихотворении? (О семье)
- Как вы думаете, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно.)
Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня.
В нашей группе много ребят. У каждого есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие, маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, они живут в разных домах, в разных квартирах.)
Расскажите о своей семье, о родословной (рассказы детей по семейному альбому)
Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье:
В своей семье всяк сам большой.
Всякая птица свое гнездо любит.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Отгадывание загадок
Излучает она свет,
От улыбки – ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная (мамочка).
Все хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит (бабушка).
Надарила безделушек –
Семь матрешек и бобренка…
Но дороже всех игрушек
Для меня моя (сестренка).
В этом слове семь букв «Я»
Отгадай – ка, друг! (Семья).
Мать с дочерью,
Мать с дочерью,
Да бабушка с внучкой.
А всего трое. (Бабушка, дочь и внучка)
Угадай – ка, кто же это?
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья, от вас ответа.
Молодцы! Конечно, …. (папа).
Мочит в теплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый (дедушка).
Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший (брат).
Итог. О чем сегодня мы говорили на занятие?
Каким очень важным правом мы сегодня познакомились?
Как вы должны заботиться о своих близких родственниках?