Мария Михайловна Алеханова
Проект «Декоротивно-прикладное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Декоративно-прикладное творчество».
Вид проекта : творческий.
Продолжительность 1 год.
Актуальность.
Пояснительная записка.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Публикация «Проект „Декоротивно-прикладное творчество“» размещена в разделах
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Проблема: Дети мало знают о народных мастерах- умельцах, мало что знают о мастерах и росписи нашего района «Полховско- майданская роспись».
Цели:
-Вызвать у детей интерес к русскому народному творчеству.
-углубить знания о декоративной росписи (хохлома, гжель, дымковская, городецкая и особое внимание уделить познанию росписи нашего района Полховско-майданская).
Задачи:
Образовательные.
-Познакомить детей с народными художественными промыслами русских мастеров
В частности: хохлома, гжель, дымковская, городецкая, полховско-Майданская.
-Обогатить эмоциональную, интеллектуальную среду.
Воспитательные.
-Воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого труда.
-Воспитание патриотических чувств, чувство любви и гордости за русских мастеров.
-Воспитание любви к народному творчеству.
Развивающие.
-Помочь детям через наглядные пособия развивать воображение, память, мелкую моторик. ,
-Развивать чувство цвета и эстетическое восприятие.
Активизировать словарь: хохлома, завиток, травка,гжель, дымковская,городецкая,
Полховско-Майданская, бутон, осочки, капельки.
Виды деятельности:
-игровая деятельность.
Дидактическая игра «Назови правильно»
Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других. Обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Дидактическая игра «Угадай какая роспись»
Цель: Закреплять знания детей узнавать и называть ту или иную роспись. Уметь обосновывать свой выбор, называть элементы росписей. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край- край умельцев и мастеров.
Дидактическая игра «Составь хохломской узор»
Цель: Закреплять умение составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять знания элементов росписи (осочки, травинки, капельки). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»
Цель: закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи. Поддерживать интерес к гжельскому промыслу.
Беседы:
-«Знакомство с дымковской игрушкой», «В гости к золотой хохломе»,
«Родина гжели»,
Экскурсия в краеведческий музей.
-Знакомство с полховско-майданской росписью
-Заучивание стихов.
-Загадывание загадок.
ФЭМП.
-ориентировка на листе бумаги.
-ориентировка в пространстве.
ИЗО.
-Раскрашивание плоскостных фигур: «Фартук матрешки», «дымковская барышня» ,»гжельская посуда».
-Роспись объемных фигур: деревянные шкатулки,барышня вылепленная из пластилина,матрешка.
Лепка.
-по мотивам дымковской игрушки: конь, козлик,.
-посуда для росписи гжелью и хохломой.
Музыкальное воспитание.
-слушание музыки.
-разучивание песен: «Гжель» музыка и слова З. Я. Роот,
«Капельки» слова Багрич, музыка Смирновой, «Русская матрешка»,
«Незабудковая Гжель» слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.
-разучивание танцев: «Кадриль», «Лети-улетай»(с платочками,
«Русская народная плясовая».
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Деятельность педагога:
1 ввести в игровую ситуацию.
2сформировать проблему.
3Определить задачи.
4Определить продукт проекта.
Деятельность детей:
1Вживаются в игровую ситуацию.
2Осознают проблему.
4 Принимают задачу проекта.
2этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога:
1помогает в решении задач.
2 помогает спланировать деятельность.
3 Организует деятельность.
4 анкетирование родителей «художественно-эстетическое воспитание в семье».
5 организация кружковой работы по декоративному рисованию «Волшебный завиток».
3 этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога:
1 Практическая помощь.
2Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей:
1 используют иллюстрации.
2 рисование разные виды росписи.
3 роспись плоскостных фигур и объемных деревянных и из теста.
4 этап Презентация.
Деятельность воспитателя:
1 Подготовка к презентации.
2 Выставка рисунков детей.
3 выставка работ детей «Волшебный завиток».
Деятельность детей:
1 Чтение стихов.
2 Рассказывают о народных промыслах.
5 этап. Обсуждение нового проекта.
Деятельность воспитателя:
1 Постановка новой проблемы.
2 Усовершенствование экологической тропы по территории детского сада.
Создание метеостанции и посадка и применение лекарственных растений.
Деятельность детей:
1 определение целей нового проекта.
Роль родителей в реализации проекта :
1 Чтение и заучивание стихов.
2 Рассматривание иллюстраций и готовой продукции.
3 Посещение краеведческого музея вместе с детьми.
4 Изготовление деревянных изделий (шкатулки, матрешки)
5 Совместные исследовательские проекты родителей и детей.
6 Изготовление костюмов и атрибутов.
Продукт проектной деятельности :
-Выставка книжек –раскладушек с информацией о декоративно- прикладном творчестве.
-подарки мамам к празднику 8 марта. Роспись деревянных шкатулок полховско-Майданской росписью.
Планируемые результаты проекта.
-Дети будут узнавать и различать декоративную роспись.
-подробнее познакомятся с разными видами росписи и с историей возникновения росписи нашего района.
Итог проекта «Декоративно-прикладное творчество»
Развлечение: «Разноцветная ярмарка»
Зал украшен разноцветными платками. Оформлена выставка детских работ с разной росписью (гжель. Хохлома. Городецкая, дымковская. Полховско-майданская). Выставлены работы детей по декоративному рисованию «Волшебный завиток». Гостей встречает ведущая одетая в костюм, собранный из разных росписей.
В зал под музыку входят дети, одетые в костюмы разной росписи:
-мальчик и девочка – хохлома.
-мальчик и девочка – гжель.
-мальчик и девочка – дымковская.
-мальчик и девочка – полховско -майданская.
-мальчик и девочка – городецкая.
Ведущая:
Что я вижу, что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети тут красиво?
Аж захватывает дух!
Здравствуйте дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.
Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая,
Её сделали русские мастера - умельцы. Посмотрите, эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра, чтоб сказать что есть в России чудо- люди мастера!.
А сейчас расскажут дети о этой чудной красоте.
1Полховско - майданская роспись:
1 ребенок.
Полховско-майданская роспись возникла в недавние времена в южном Вознесенском районе. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим базарам России. Они сразу полюбились детям. Основные мотивы этой росписи- цветы: роз, мак, ромашка,тюльпан. Но есть и сюжетная роспись. А полховско-Майданская матрешка отличается от всех известных. Она удивляет яркостью нарядов многоместных матрешек. В этой росписи используются разнообразные приемы и цвета.
2 ребенок.
Полх- майданская матрешка,
Ты красива, весела.
Поиграй со мной немножко,ведь ты очень мне мила.
Я могу тебя часами
Собирать и разбирать.
Мы мечтаем с братом сами
Твой наряд нарисовать.
Кисти мы возьмем и краски, Все узоры разглядим.
И матрешку, словно в сказке,
Мы в рисунке оживим.
2 Хохлома.
1 ребенок.
Я расскажу вам о «золотой хохломе», этот промысел зародился в Нижегородской области в селе с веселым названием Хохлома.
Деревянную посуду делают из липы, березы и ольхи. Вначале посуду вырезают из дерева, высушивают.
Затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. После покрытия металлическим порошком нагревают в печи и изделия получаются золотого цвета. Отсюда и пошло название «Золотая хохлома» Для украшения используют: красный, черный, желтый и зеленый цвета и поэтому эти изделия яркие и красочные.
2ребенок.
Посуда не простая
А точно золотая,
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками
Называется она «Золотая хохлома»
Хохлома, хохлома
Наше чудо дивное
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной.
3 Гжель.
1 ребенок.
А сейчас знакомьтесь с гжелью. В Российском государстве, недалеко от Москвы средь лесов и полей есть маленький городок Гжель. Давным давно жили там смелые, умные и умелые мастера- гончары. Вот однажды собрались мастера - гончары и нашли в родной стране чудесную глину- белую, белую и решили лепить из неё посуду разную. Да, такую какую свет не видывал. Потом художники росписывали и готовые изделия обжигали в печи. Само название «гжель» значит «жечь» обжигать глину. Гжель рисуется сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом. белой и синий краской.
2ребенок.
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор-
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака-
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в легкости мазка
Тайна чудо глины.
На Руси живет века
Промысел старинный.
4 Городецкая.
1ребенок.
О городецкой росписи расскажу вам я. Роспись которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой- нибудь другой росписью - так велико ее своеобразие. Важной особенностью городецкой росписи можно считать ее сюжет. Мастера любят изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников гарцующих на конях, сцены чаепития. Сейчас мастера уже не используют яичную краску, а используют масляную. Они как и прежде расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки,детские игрушки и мебель, полочки. разделочные доски. Эта роспись рисуется только кисточкой,при работе используются разные цвета. Люди ка и прежде покупают изделия городецких мастеров.
2 ребенок.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй. !
5 Дымковская.
1 ребенок.
Дымковские игрушки делают в городке, который находится по соседству с республикой Коми в Кировской области, с красивым названием Дымково.
От этого и игрушки стали называться Дымковские. Все эти замечательные птицы, причудливые кони, важные барыни делают из глины. Когда игрушки высохнут их обжигают в печи. Затем их обрабатывают специальным раствором из мела и молока. Краски замешивают на яичном желтке,чтобы они долго оставались яркими. В дымковской росписи нет цветов, есть узоры это: точки, кольца, круги, прямые и волнистые линии.
2ребенок.
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски.
И всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбки
А ну назовите меня.
Песня.
Загадки:
1 Кофточка цветная, юбка расписная,
Шляпа трехэтажная, статная и важная.
(дымковская барышня).
2Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица
Иль бутон иль розанец
Это значит (городец).
3 листочки, ягодки, цветочки,
Стебелек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: черный, красный, золотой
Кто привез товар такой?
(хохлома).
4Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка.
Что же это за подружки? (матрешки)
5 Зимняя сказка- глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая….(Гжель).
Танец
Дети в течении всего года мы с вами говорили о народно- декоративном промысле. Занимались в кружке.
Рассматривали иллюстрации, расписную посуду, полховско-майданские матрешки, дымковские игрушки, расписанные городецкой росписью мебель.
Посещали музей, послушали историю возникновения матрешки, узнали много интересного и нового. На занятиях много читали, лепили, рисовали, расписывали подарки для мам.
Вы все молодцы старались, были очень активными. Спасибо и вашим родителям они тоже принимали участие в реализации нашего проекта.