Ирина Познякова
Проект «Далёкий космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно - познавательный, групповой
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: январь – апрель
Образовательные области: познание
Интеграция: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество»
Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Публикация «Проект „Далёкий космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Актуальность: Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции.
Еще с древних времен люди обращали свой взор к небу. Делая первые шаги по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Наши предки хорошо знали и разбирались в повадках неба. Для него небо всегда было живым, многообразно себя проявляющим. И вот эту любовь и знание неба мы воспитываем в дошкольников.
Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками. Поэтому работа в этом направлении - это и часть патриотического воспитания: формирование гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов.
Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
• способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство»;
• способствовать ознакомлению с историей освоения космоса;
• способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме;
• подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь;
• воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
• Развитие эмоциональной отзывчивости и стремления выражать свое отношение к окружающему миру;
• Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к космосу, память, связную речь.
• .Развитие умения планировать свои действия, достигать определенной цели;
• Активизация родителей к подбору информации для детей и участие в совместных досуговых мероприятиях.
Участники проекта: Дети старшей группы №12, родители воспитанников, воспитатель.
Принципы реализации проекта:
• доступность: учет возрастных особенностей детей
• систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
• наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
• динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности
• дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
Формы реализации проекта – непосредственно - образовательная деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям
Ожидаемый результат: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду
• Повышение уровня мотивации к занятиям.
• Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
• Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ресурсы обеспечения проекта:
Методические ресурсы
• Армстронг С., Блит Э. Энциклопедия для детей. Юному эрудиту обо всем. - М., 2002.
• Галиуллина Э. Г., Мир и человек. – М., 1991.
• Комзалова Т. А., Первая книга знаний. – Смоленск., 2009.
• Тайлер Д., Всемирная география. – М., 1998.
Материально-технические ресурсы
• подбор художественной литературы,
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)
• подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
• дидактические игры
• создание условий для игровой деятельности (оформление групповой комнаты).
Мультимедиа ресурсы
• видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер
• мультфильмы о космосе
• видеофильм о космосе
• презентации о космосе
Этапы проекта:
1этап: Подготовительный этап
• Сбор и анализ литературы по данной теме.
• Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом воспитанников и образовательными областями.
• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
• Составление интегрировано-тематического плана по реализации проекта
• Подготовка материала и оборудования, литературы, картинок по теме.
Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.
• Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?
• Чтение с детьми Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
• Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
• Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию об этой планете. Чтобы потом рассказать и показать другим. Оформить самодельную книгу «Тайны космоса».
2 этап: Этап реализации
Цель:
1. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
3. Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
4. Формировать партнёрской деятельности взрослого и ребёнка
Беседа
1. «Неизвестная вселенная» 2.«Планеты солнечной системы»
3. «Космонавты»
4.«Земля, – какая она
5.«Земля – планета, на которой мы живём»
Эксперимент, моделирование, проблемные ситуации:
1. Моделирование планетария
2. Изготовление телескопа
3. Опыт «Звёзды светят всегда»
4. Моделирование солнечных часов
5. Эксперимент с глобусом и лампой
6. Эксперимент «Почему всё падает на Землю
7. Оригами «Космонавт»
8. Ручной труд из бросового материала «Ракеты»
9. Моделирование планет
Игры, досуги, развлечения
1. Сюжетно – ролевые игры: «Исследователи новой планеты», «Космодром», Юные исследователи космоса», «Космодром»
2. Дидактические игры: «Найди ошибку», «Звёзды на небе», «Сложи по порядку», «Чего не стало», «Когда это бывает?», «Какое время года?», «Найди лишнее»
3. Досуг: «Солнечный круг», спортивный досуг «Большое космическое путешествие», экологический досуг «Земля – наш дом родной», "Звёздная моя страна»
4. КВН: «Знатоки космоса»
5. Развлечение: «Юные космонавты
6. Подбери созвездие»
7. «Найди недостающую ракету
8. «Добавь словечко»
9. «Куда летят ракеты»
10. «Восстанови порядок в солнечной системе»
11. «Найди лишнее»
12. «Подбери по силуэту»,
13. .«Собери созвездия»,
14. «Вселенная»,
15. «Собери планеты солнечной
Подвижные игры
1. «Ждут нас быстрые ракеты»
2. «Космонавты»
3. «Ракетодром»
4. «Невесомость»
5. «Солнышко и дождик»
6. «Солнце – чемпион».
Музыка
1."На пыльных тропинках далёких планет. " (в исполнении Сергея Трошина)
2. Мы в космос улетаем на работу. "
3."И на Марсе будут яблони цвести"
4. Земляне - Трава у дома
5. Баллада о сгоревшей звезде (К. Батенко, муз. М. Выборов)
Индивидуальная и групповая работа:
1. Развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
2. Пазл на тему «Космические дали
3. Выкладывание картинок из счетных палочек
4. Рисование на крупе
Индивидуальная работа по развитию речи игра
“ Скажи наоборот”
Пальчиковые игры
1.«Здравствуй, солнце золотое!»
2.«Солнышко на улице начало си-ять»
3.«Планеты Солнечной системы»
4.«На луне жил звездочет»
5.«В тёмном небе»,
6. «Телескоп»,
Художественная литература
1. Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг другу в гости ходили»
2. Русская народная сказка «Солнце, Месяц и Ворон – Воронович»
3. Сказка народов Сибири «Небесный олень»
4. П. В. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
5. А. Томилин «Как люди открыли свою Землю»
6. А. Томилин рассказ «Кто первым догадался, что Земля – шар?
7. Ирис Ревю «Звездочка Алида»
8. Виктория Батиева «Сказка об одинокой звезде»
9. Олеся Емельянова «В космосе» Цепочка загадок для детей.
10. Ю. Синицын «Созвездия», «Большая Медведица»
11. Римма Алдонина «Комета»
12. Б. Михайлов «Как медведь в космос летал»
13. Аркадий Хайт «По порядку все планеты назовёт любой из нас…»
14. Валерий Роньшин «Сказки о космонавтов»
15. Александр Балтин «Звёздное чаепитие»
Художественное творчество
1. Рисование:
• «Дорога к звёздам» (в технике свечка + гуашь)
• Белка и Стрелка
• Портрет Ю. Гагарина
• Ракета
• Придумай свою планету и назови её (в технике акварель соль)
• Луна (гуашь+трафарет+губка)
2. Лепка
• «Путешествие на пластилиновую планету»
• Летающая тарелка
• Земля
• Жители планет
• Космонавт
3 Аппликация
• Планеты солнечной системы
• Телескоп
• Подарок космонавтам
• Звёзды и луна
• Комета (разбрызгивание + обрывание + сжатие бумаги)
Утренняя гимнастика
• «Космонавтом стать хочу»(http://nsportal.ru/detskiy-sad/)
• «Путешествие в космос»(http://dohcolonoc.ru/)
• «В гости к солнышку»(http://nsportal.ru/detskiy-sad/)
• «Луноход»
• «Школа космонавтов»
• «Звёздочки»
Хозяйственно бытовой труд
«Готовим овощной салат для космонавтов»
«Готовим витаминный салат для космонавтов»
«Чистота – залог здоровья»
Работа с родителями
1. Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование;
2. Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
3. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
4. Устанавливать дружеские связи с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
5. Возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
6. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Совместная работа с детьми
1. Поделки своими руками
2. Альбом «Космонавты»
3. Изготовление костюмов к развлечениям
4. Изготовление декораций к развлечениям
5. Приготовление овощей и фруктов для салата.
6. Участие в выставке рисунков «Загадочный космос»
7. Составление семейных кроссвордов.
Консультации для родителей
1. Расскажите детям о космосе.
2. «Как на сегодняшний день под-держать интерес ребёнка к неизведанному?»
3. «Читаем о космосе»
Анкетирование
1. «Космос»
2. «Я узнал много интересного»
Оформление родительского уголка
1. «Планеты и звёзды»
2. «День и ночь»
3. «Загадочная луна»
4. «Кто придумал лето»
3 этап: Обобщающий
1. Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков «Домашние зарисовки о космосе»
2. Досуг «Большое космическое путешествие»
3. Создание мини – музея «Далёкий космос»
4. Диагностика детей по результатам работы.
Результат
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 23% (7детей, на среднем уровне были знания у 63%(19 детей, совсем низкий уровень 13% (4 ребёнка) Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными.
По результатам заключительной диагностики, у 80% (20) детей высокий уровень, средний — 33%(10,низкий —0%.
Вывод
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.