Виктория Осипкова
Проект «Цветная неделя» для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«Цветная неделя»
для детей раннего возраста 3-4 лет
Вызвать интерес ребенка к предмету обучения —
это и есть лучший педагогический метод.
Масару Ибука
Актуальность
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Публикация «Проект „Цветная неделя“ для детей младшей группы» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина считали, что обогащение сенсорного опыта является основой познавательного развития детей раннего возраста.
Изучение технологии метода проектов в работе с детьми раннего возраста позволило нам создать проект «Цветная неделя».
Проблема
На сегодняшний день существует проблема системы и новых идей в развитии детей раннего возраста, организации работы в рамках индивидуализации образования. Поэтому возникла идея разработать проект «Цветная неделя», привлечь родителей к участию в реализации проекта через разные формы совместной деятельности с детьми и создать особый эмоциональный настрой участников образовательных отношений.
Цель проекта : Создать условия для усвоения детьми знаний основных цветов, опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.
Задачи проекта :
1. Развивать умение различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый); форму предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); величину предмета (длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький);
2. Развивать тактильное восприятие: умение различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкое, твердое, пушистое, гладкое, колючее);
3. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам сенсорного развития детей.
4. Способствовать включению родителей в образовательный процесс ДОУ, укреплению детско-родительских отношений.
5. Пополнять развивающую предметно – пространственную среду в группе.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Вид проекта : практико-ориентированный. Тип проекта : групповой.
Срок реализации: 5 дней
Участники: дети раннего возраста (3-4 года, в количестве 20 человек, родители, воспитатели группы.
Формы организации детей : (в зависимости от содержания деятельности, возможности детей и педагогических задач) групповая, подгрупповая, индивидуальное решение частной задачи.
Виды деятельности: предметная, экспериментирование, двигательная, восприятие смысла сказок и стихов, рассматривание картинок (п. 2.7 ФГОС ДО).
Методы реализации проекта : игровой, наглядный, практический, использование художественного слова, самостоятельная игра.
Структура проекта : Содержание материала проекта распределено по этапам. Количество мероприятий может варьироваться в зависимости от освоения детьми материала.
Ожидаемые результаты
• Дети будут знать: основные цвета – красный, зеленый, синий, желтый,; геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник.
• Научаться различать и называть качество предметов (мягкий, твердый).
• Родители получат необходимые психолого- педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования, в совместной игровой деятельности с детьми, тем самым решая задачу ФГОС: вовлечение родителей в образовательный процесс.
Рефлексия. Анализ проделанной работы
Для реализации проекта в группе были созданы все необходимые условия. По результатам диагностики отмечается положительная динамика освоения ребенком знаний по сенсорному развитию. Дети интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Удалось установить доверительно – деловые контракты с родителями, вовлечь их в образовательный процесс. С помощью родителей значительно пополнили РППС в группе.
Перспектива проекта :
• Продолжать пополнение РППС дидактическим материалом, в соответствии с возрастом детей
• Продолжать укреплять детско-родительские отношения, вовлекать родителей в образовательный процесс.
• Опубликовать опыт реализации проекта «Цветные недели» на сайте ДОУ.
Список литературы
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Верещагина Н. В. Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Первая младшая группа. – ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 – 23 с.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977 – 143 с.
4. Как работать с ребёнком раннего возраста? : учебно – методическое пособие к образовательной программе повышения квалификации и модуля / авт. – сост. Е. П. Штогрина, Л. Ю. Махова – Архангельск: изд–во АО ИОО, 2016.
5. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М. : АРКТИ, 2006. – 80 с.
6. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
7. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – Л: Мозаика – Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.
8. Свирская З. Л. Методика планирования совместной деятельности взрослых с детьми: план – дело – анализ. Москва, ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СП. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013, - 96 с.
10. Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 304 с.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Утренняя гимнастика с флажками (красного цвета)
Вводная часть: Ходьба и бег стайкой за воспитателем, с поворотом кругом по сигналу.
Основная часть (с флажками) :
1. «Покажи флажок». И. п. – ноги слегка расставлены, флажок внизу. В – флажок вперед, сказать «вот», вернуться в и. п. Повторить 4 раза. Повторить 4 раза.
2. «Покачай флажок». И. п. – ноги на ширине плеч, флажок внизу. В. – флажок вперед, наклониться, помахать флажком в стороны, выпрямиться. Повторить 4 раза.
3. «Подпрыгивание». И. п. – ноги слегка расставлены, руки вниз. Пружинки и 6-8 подпрыгиваний. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.
Заключительная часть: Ходьба с восстановлением дыхания.
Утренняя гимнастика с платочками (жёлтого цвета)
Вводная часть: Ходьба и бег стайкой за воспитателем.
Основная часть:
1. «Платочек вперед».
И. П. : ноги слегка расставить, платочек опущен, держаться за верхнюю часть с боков. Платочек вперед, опуская, сказать «вниз». То же, из И. П. платочек перед грудью. Повторить 5 раз.
2. «Спрячемся».
И. П. : ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед, платочек перед лицом — спрятались, опустить платочек, выпрямиться. Повторить 5 раз.
3. «Сядем, встанем».
И. П. : Ноги слегка расставить, платочек на полу. Сесть на платочек (за ним, перед ним, около) сказать «сели», встать. Повторить 4 раза.
4. «Ножки к платочку».
И. П. : лежа на спине, платочек на животе. Согнуть ноги, прижать колени к животу, выпрямить ноги. Повторить 4 раза.
5. «Попляшем с платочком»
И. П. : стоя, платочек в одной руке. Под бубен подпрыгивание и притопывание, помахивая платочком. 19 сек. Повторить 2 раза.
Заключительная часть: Ходьба с восстановлением дыхания.
Утренняя гимнастика с мячами (синего цвета)
Вводная часть: ходьба друг за другом, ходьба на носках, рук вверху, бег, ходьба, берут мячи, построение в круг.
Основная часть:
1. И. п. : стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу. 1- подняться на носки, мяч вверх, посмотреть на него; 2- и. п. (4-6раз)
2. И. п. : сидя, ноги прямые вместе, мяч в руках. 1- наклон вперед, коснуться мячом кончиков ног; 2- и. п. (4-6раз)
3. И. п. : стоя, ноги вместе, мяч в руках перед, грудью. 1-8 прыжки на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя. Чередовать с ходьбой. (2-3раза)
Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному, кладут мячи.
Утренняя гимнастика с кубиками (зелёного цвета)
Вводная часть: Ходьба и бег с кубиками в руках.
Основная часть:
1. И. п. – стоя, ноги вместе, кубик в каждой руке. В. – поднять руки вверх, ударить кубик о кубик и опустить руки вниз. Повторить 4 раза.
2. И. п. – лежа на животе, руки прямые вдоль туловища на полу. В. – поднять руки от пола, развести их в стороны (верхняя часть туловища приподнята) и вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
3. И. п. – сидя, ноги вместе, руки с кубиками на коленях. В. – повернуться в одну сторону, коснуться кубиками пола, вернуться в и. п. То же выполнить в другую сторону. Повторить 4 раза.
4. И. п. – стоя, произвольно, кубики на полу. В. – прыжки вокруг кубиков.
Заключительная часть: Ходьба друг за другом, положить кубики на место.
Утренняя гимнастика с лентами (белого цвета)
Вводная часть: ходьба друг за другом, ходьба на носках, руки в стороны, ходьба на пятках, руки за спиной, легкий бег, ходьба, берут ленточки.
Основная часть:
1. «Ленточки вверх» И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены. 1- руки через стороны вверх; 2- и. п. (4-6раз)
2. «Ветерок» И. п. : стоя на коленях, руки с ленточками вверх. 1- наклон вправо; 2 и. п. ; 3- наклон влево; 4- и. п. (4-6раз)
3. «Попрыгунчики» И. п. : стоя, ноги вместе, руки с ленточками вверху. 1-8 прыжки на двух ногах на месте, с махами ленточек над головой. Чередовать с ходьбой. (2-3раза)
Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному, кладут ленточки. Спокойная ходьба.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижная игра «Найди свой домик» (2 – 3 года).
Задачи: Учить сочетать ходьбу с другими видами движений. Развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать действие с другими детьми. Закреплять знание цвета, формы, величины. Поддерживать самостоятельность, инициативу детей.
Материал: Круги, квадраты или треугольники разной величины и цвета.
Содержание игры: Дети размещаются в своих домиках, которые имеют разную величину, цвет и форму. Ребята запоминают свои домики и по сигналу взрослого выходят гулять на поляну. Они выполняют самостоятельно по своему усмотрению разные движения (ходят, собирают цветы, бегают, влезают на пеньки, бросают шишки в цель, перешагивают через ручейки). На слова воспитателя: «Дождь!» – дети бегут в свои домики. Взрослый вместе с детьми проверяет, все ли заняли свои домики, помогает малышам найти свой домик, если они их не запомнили.
Подвижная игра «Автомобили» (2 – 3 года).
Задачи: Учить двигаться, сохраняя направление, выполнять действия в разных условиях, поддерживать интерес к движениям. Развивать внимание, умение действовать в коллективе. Закреплять знания сенсорных эталонов. Вызывать чувство радости от общения со взрослым и с сверстниками.
Материал: Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих, дорожки разного типа, кубы или другие предметы, круг, квадрат, треугольник из картона (гараж).
Содержание игры: Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой. Это гараж. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого: «Автомобили, в гараж!» – ребята меняют направление и едут в гараж.
Варианты игры:1. Автомобили могут ехать по мосту (дощечке, лежащей на полу, по извилистой дороге, объезжая предметы, по мягкой дорожке (болото) и т. п. 2. У каждого автомобиля может быть свой гараж в виде круга, треугольника, квадрата. В этом случае дети запоминают, какой формы или цвета их гараж.
Подвижная игра «Зайка беленький»
Задачи: Обогащать двигательный опыт. Учить действовать по слову взрослого. Закреплять знания о цвете, форме. Развивать внимание. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений. Вызывать положительные эмоции.
Материал: Нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей, круг, квадрат, треугольник из картона, разного цвета (норки).
Содержание игры: Дети изображают зайчиков и занимают свои норки. Зайчики, запомнив свои норки – домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики делают движения в соответствии со словами.
Слова воспитателя: Действия детей :
1. «Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит –
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
2. Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть –
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Надо лапочки погреть.
3. Зайке холодно стоять –
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок.
Надо зайке поскакать.
4. Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг. и убежал» Присаживаются на корточки в свободном построении и, приложив руки к ушам, шевелят ими.
На слова «хлоп-хлоп» хлопают в ладоши.
На слова «скок-скок» прыгают на месте.
Бегут в свои норки (по хлопку взрослого).
Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли норки.
Подвижно – дидактическая игра «Прокати шарик через ворота»
Цель: Совершенствовать умение детей прокатывать мяч (шар) в определённом направлении одной и двумя руками. Развивать глазомер, совершенствовать координацию движений и ловкость. Создавать положительный настрой от двигательной активности в игре.
Материал: Цветные ворота и шарики 4 – х основных цветов.
Содержание игры: поставить ворота 4 цветов рядом друг с другом. Детям предлагается взять шарики любого цвета на выбор и прокатить его в ворота такого же цвета что и шарик. Или взяв шарик проползти в ворота и положить шарик в корзину соответствующую цвету шарика.
Экспериментальная деятельность «Окрашивание воды»
Цель: уточнить знания детей о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной.
Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, кисточки для размешивания.
Содержание: Взрослый и дети рассматривают в воде 2 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Дидактическая игра «Что бывает красного, желтого, синего, зеленого цвета?»
Цель: Закреплять знание названий цветов; развивать умение детей отбирать предметы красного (желтого, синего, зеленого)цвета среди предметов разных форм и цветов.
Материалы: предметы разных цветов.
Содержание игры: Помочь кукле Кате подобрать предметы. Игровые правила. Подбирать предметы под цвет бантика куклы. Ход игры: Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.)В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет : красный помидор, красный карандаш, красная кружка и т. д.
Дидактическая игра «Кто скорее принесёт»
Цель: Учить находить предметы по его наиболее характерным признакам (цвету, размеру). Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других развивать наблюдательность, находчивость, воспитывать выдержку.
Материалы: предметы разных цветов.
Содержание игры: по команде воспитателя дети ищут предметы определенного цвета или формы и приносят воспитателю. Затем каждый ребенок отвечает на вопросы воспитателя: «Какого цвета предмет (игрушка?», «Как он называется (игрушка?» и др.
Дидактическая игра «Разноцветные шестиугольники»
Цель: развитие воображения, изучение основных цветов.
Материал: Цветные шестиугольники
Содержание игры: 1. «Найди пару» - необходимо подобрать пару для шестиугольника. 2. «Домино» - игра по типу домино - подбираем по цвету. 3. «Конструктор» - составить разные узоры.
Дидактическая игра «Веселые крышечки»
Цель: закрепление основных цветов, развитие мышления, мелкой моторики рук.
Материал: крышки жёлтого, синего, зеленого, красного цветов (разных размеров, шаблоны с картинками.
Содержание игры: Выложить рисунок на шаблон с помощью пластиковых крышечек, правильно подбирая по цвету, брать предметы надо по одному из коробочки.
Дидактическая игра «Волшебные мешочки»
Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами, учить соотносить предметы по цвету.
Материал: Мешочек с предметами 6 основных цветов, шаблоны с цветными ячейками.
Содержание игры: Разложить предметы на шаблон в соответствии с цветовой ячейкой, по возможности назвать предмет и его цвет. Знакомство со счетом 1, 2, 3 – соотносить количество предметов, количеству отмеченных ячеек.
Дидактическая игра «Веселые фигуры»
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, величине, цвете. Развивать творческие способности.
Материалы: Геометрические фигурки изготовлены из картона, самоклеящейся цветной пленки, тесьмы.
Содержание игры: Варианты игры могут быть разнообразными в зависимости от поставленной задачи: назови фигуры одним словом, угадай на ощупь, назови предметы похожие на эти фигуры, угадай, что спрятали.
Дидактическая игра «Разложи по цвету»
Цели: формировать умение различать и правильно называть 4 – е основные цвета; учить совмещать шарик с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: Шарики 4 основных цветов по количеству ячеек в коробке, коробка с ячейками, закрашенными основными цветами.
Содержание игры: Дети раскладывают шарики в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет шариков и цвет домиков.
Дидактическое пособие «Цветные стеклышки»
Цель: закреплять знание 4-х основных цветов; умение соотносить картинку и цветное стёклышко.
Материал: конвертики размером 5*5 см красного, синего, зеленого и желтого цветов (изготовлены из прозрачной цветной папки, распечатанные картинки в чёрно – белом исполнении.
Содержание игры:
«Раскрась предметы в нужный цвет» - воспитатель предлагает к каждой картинке подобрать цветное стёклышко и раскрасить её. После окрашивания воспитатель просит детей назвать, какого цвета получились предметы.
«Раскрась картинки в зелёный цвет» - воспитатель спрашивает детей, какого цвета стёклышки лежат на столе (зелёного).И предлагает раскрасить предметы в зелёный цвет. Дети называют, какие предметы у них получились.
«Какой предмет можно раскрасить в разные цвета» - воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картинки и выбрать тот предмет, который можно раскрасить несколькими цветами.
«Найди лишнюю картинку по цвету» - воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на цветные картинки и догадаться, какая картинка лишняя. Почему? (лишнее яблоко, потому что оно красное – лежит в красном кармашке, а все предметы раскрашены в зелёный цвет – лежат в зеленых кармашках).
«Цыплёнок идёт гулять по цветной дорожке» (итоговое)
Цель: закреплять знание 4-ёх основных цветов; мелкую моторику пальцев рук; развивать интерес к экспериментированию.
Ход игры: -Ребята, сегодня к нам в гости пришёл цыплёнок. Он грустный, потому что не знает, какого цвета должен быть. Давайте ему поможем.
Воспитатель предлагает детям помочь цыплёнку прогуляться по цветной дорожке и выбрать нужный цвет /цыплёнок по очереди окрашивается в разные цвета, дети называют результат окрашивания, приходят к выводу: бывает такое или нет.
Дети: -Получился зелёный цыплёнок. Такого не бывает. Идёт цыплёнок по дорожке дальше. - Получился красный цыплёнок. Такого не бывает. Идёт цыплёнок по дорожке дальше. - Получился жёлтый цыплёнок. Таким он и должен быть.
Понедельник
КРАСНЫЙ ДЕНЬ
1. Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Фрукты - овощи»
Цель: Учить детей четко, ясно, громко произносить слова, обозначающие предмет; развивать умение слушать друг друга; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Вторник
ЖЕЛТЫЙ ДЕНЬ
1. ФЭМП.
Тема: «Игрушки»
Цель: Учить детей группировать предметы определенного цвета; развивать умение обобщить предметы по цветовому признаку; воспитывать уверенность в себе.
Среда
СИНИЙ (ГОЛУБОЙ) ЦВЕТ
1. Развитие речи.
Тема: «Украсим елочку»
Цель: Учить находить по словесному описанию елочные игрушки, понимать, знать и называть елочные игрушки – «шары», «бусы»; понимать значение предлога «на», использовать в активной речи: выполнять поручения взрослого, состоящие из двух действий (возьми, повесь).
2. Рисование.
Тема: «Веселая снежинка»
Цели: Учить детей рисовать предметы, состоящие из линий; воспитывать аккуратное и бережное отношение к своей работе; развивать у детей воображение, интерес к рисованию.
Четверг
ЗЕЛЕНЫЙ ДЕНЬ
1. Мир искусства. Пластилинография.
Тема: «Елкам весело зимой»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение; учить детей изображать елку, используя технику – пластилинография; быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными.
Пятница
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДЕНЬ
1. Конструктивно-модельная деят-ть.
Тема: «Новогодние украшения»
Цель: Познакомить детей с традицией украшать новогоднюю елку игрушками, гирляндами. Развивать воображение детей, учить видеть елочные украшения (шары) в разноцветных бумажных комочках. Упражнять детей сминать большой лист мягкой бумаги в плотный комок, конструировать новогоднюю гирлянду из разноцветных «шаров», чередуя их по цвету в заданном порядке. Учить работать совместно, согласуя свои действия с действиями детей группы.