Елена Салл
Проект «Цветик-семицветик» для детей второй группы раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
МОУ «Сельцовская СОШ»
Проект «Цветик – семицветик»
для детей второй группы раннего возраста.
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Салл Елена Германовна
п. Сельцо
2023 г.
Введение
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
Которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Проект „Цветик-семицветик“ для детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Актуальность.
Формирование мелкой моторики у детей обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : на самом раннем этапе дошкольного возраста интенсивно формируются структуры и функции головного мозга детей, что расширяет его возможности в ознакомлении с окружающими его предметами, явлениями. Ознакомление с миром у ребенка не может сложиться без развития тактильно двигательного чувства, так как оно лежит в основе формирования познавательных процессов. Именно с помощью тактильно двигательного чувства формируются впечатления о величине, форме предметов, их расположении в пространстве.
Сенсорное воспитание это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С формирования представлений о предметах и явлений и начинается познание мира, в котором живет ребенок. Для успешного формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста необходимо создать условия для успешного развития способностей в практической деятельности.
До пятилетнего возраста ребёнок является «строителем самого себя из чего бы то ни было», отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для формирования моторной сферы и сенсорных способностей при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по формированию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и развитию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для мыслительной деятельности; способствует формированию представлений ребенка о внешнем мире; развивает наблюдательность; влияет на развитие эстетических чувств; является основой для развития важных психологических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления; дает ребенку познакомиться с новыми способами практической деятельности; обеспечивает формирование сенсорных эталонов; освоение навыков предметной деятельности; пополнение словаря ребенка; формирует основные типы памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную.
Новизна: новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем–то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.
Моя инновация представлена в виде относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику). Источником идеи послужило: поиск новых идей в педагогическом процессе.
На основании выше сказанного мной был разработан проект «Цветик семицветик»
Вид проекта : групповой, долгосрочный.
Возраст : дети от 2 до 3 лет
Участники проекта : педагоги, родители, дети.
Проблема: дети плохо ориентируются в основных цветах;
Цель проекта : решение задач сенсорного развития детей раннего возраста в условиях детского сада и семьи.
Задачи проекта : сформировать первоначальные представления о цвете через окружающую действительность; формировать способность различать предметы по цвету; учить правильно называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, развивать мелкую моторику рук.
Реализация проекта : практические мероприятия, занятия, дидактические игровые упражнения, игра - обыгрывание.
Предварительная работа:
- составление плана проекта;
- сбор информации по проекту;
- подбор дидактических игровых упражнений.
Этапы реализации проекта :
Первый этап подготовительный оформление группы, подготовка материала для дидактических игр, разработка диагностики, подборка литературы.
Второй этап организационный:
- формирование минигрупп;
- организация индивидуальных занятий;
Третий этап практический: организация и проведение дидактических игровых упражнений направленных на развитие сенсорных способностей. (см. приложение 1)
Работа с родителями: привлечение родителей к совместной деятельности по данному проекту :
1. Собрание на тему: «Ознакомление родителей с играми по сенсорике»
2. Совместная деятельность: привлечь родителей к изготовлению пособий и игр на развитие мелкой моторики.
3. Обмен опытом: родители представляют свой опыт работы в данном направлении, т. е что они делают с детьми как развивают сенсорные способности.
Четвертый этап заключительный: (см. приложение 2)
- открытое занятие «Курочка с цыплятами»;
- развлечение «Поможем кукле Кате»;
- составление презентации проекта.
Ожидаемый результат: повыситься интерес к ознакомлению с цветами, сформируется представление об основных цветах, смогут правильно называть и определять цвета.
Результативность проекта : проведение диагностики по критериям – цвет, форма, размер (ребенку предлагаются задания "Найди одинаковые предметы по цвету, форме ", "Покажи то, что я назову", "Назови то, что я покажу" и т. д.). Проводится в начале проекта и в конце, проверка знаний на занятиях, в игре и активной деятельности детей.
(см. приложение 3)
Литература.
1. Аралова М. А., Игры с детьми раннего возраста. – СПб. 2000 г.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г. - 304 с.
3. Пилюгина Э. Г., Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Москва 2009 г.
4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №11; 20012 г.
5. Колос Г. Г., Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – Москва 2008г.
6. Титарь А. И., Игровые развивающие занятия – Москва 2008г.