Такарлыкова Анна
Проект «Цвета» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Ролево-игровой
Тип проекта : краткосрочный, групповой
Участники проекта : воспитанники группы раннего возраста, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : Ноябрь 2023. (2 недели, краткосрочный)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
Публикация «Проект „Цвета“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
Сенсорное воспитание в группе раннего возраста предполагает развитие общих сенсорных способностей – использование сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предмета. Усвоив сенсорные эталоны, дети могу использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии света можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
закрепить знания детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности, дать понятие - «разноцветный», развить любознательность и творческие умения детей через расширение их знаний о цвете.
ЗАДАЧИ:
Для детей:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Учить различать и правильно называть основные цвета.
Формировать у детей зрительные способы обследования предметов.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;
-Развивать творческие способности и умения;
-Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память);
-Развивать мелкую моторику;
-Развитие речи у детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- Воспитывать способность слушать и слышать педагога.
Для родителей:
-Принимать активное участие в образовательной деятельности.
-Уметь использовать нестандартные подходы в раскрытии и развитии творческих способностей детей.
-Уметь находить оптимальные пути раскрытия творческого потенциала ребенка, достигая его эмоционального благополучия.
-Уметь активизировать фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия с ребенком.
Формы работы:
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-индивидуальная работа;
-групповая работа;
-коллективно-творческая работа;
-работа с родителями;
-игра;
-оформление коллективной работы.
Методы:
-Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие, наводящие, познавательные.
-Информационно-рецептивный метод: рассматривание иллюстрации, напоминание, показ, объяснение, сопровождаемое показом в процессе художественно-эстетической деятельности, устные инструкции по выполнению работы.
-Репродуктивный метод: выполнение действий с детьми, совместное действие педагога с детьми.
-Наглядный метод: показ предмета - наглядный метод;
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
дети родители
Создание у всех участников проекта радостного праздничного настроения. Расширять возможности сотрудничества со своими детьми.
Дети свободно различают 4 основных цвета. Раскрытие и развитие творческих способностей, во многом определяющих будущее детей, не терпит стандартных подходов.
Проект дал толчок для развития детского творчества и воображения. Умение находить оптимальные пути раскрытия творческого потенциала ребенка, достижения его эмоционального благополучия.
Повысился уровень связной речи для детей. Умение активизировать фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия с ребенком.
Развитие у ребенка фантазии, эмоциональности.
Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
План работы по реализации проекта
Дата Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная деятельность детей (направляемая педагогом)
20.11 Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета. Повторение игр дома
«найди цвет», повторение стихотворения про красный цвет. «Соберу в корзинку красные картинки»
21.11 Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Поиск предметов синего цвета в доме Совместные игры детей, общение. «Какого цвета?»
22.11 Втыкание цветной мозаики в отверстия доски такого же цвета. Повторение названия фруктов желтого цвета Сортировка овощей и фруктов по цветам.
23.11 Выкладывание деталей lego конструктора (кубиков) разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием. Повторение названия фруктов и овощей зеленого цвета Поиск игрушек в группе по цветам.
24.11 Рисование красками.
Закрепление цвета. Рассматривание коллективной работы «Открытка маме»
Итог работы над проектом
- Дети свободно различают 4 основных цвета;
- Создание у всех участников проекта радостного праздничного настроения
- Проект дал толчок для развития детского творчества и воображения;
- Повысился уровень связной речи для детей;
- Развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
Продукты проекта
Выставка работ: «волны», «змейка», «желтые кружочки».
Коллективная работа «Открытка маме».
Перспективы развития проекта
Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Дополнение системы дидактическими играми и материалами.
Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Продолжение работы по обобщению достижений прошлого в области сенсорного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду», «Итоговые дни по лексическим темам», 2006 год.
2. Афанасьева С. А. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, №
3. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. - М. : Просвещение, 1988.
4. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
5. Журнал «Дошкольное воспитание», 1996, №6, статья Дроновой О. «Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте».
6. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М. : Просвещение, 1985. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
8. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
9.https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-sensornomu-vospitaniyu-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-yetot-raznocvetnyi-mir.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье
Уважаемые родители!
Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения
общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «на вырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Проводите совместные наблюдения и опыты.
8. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
9. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в семье для детей 2-3 лет.
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую.
Различные движущиеся игрушки, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию : пирамидки, матрешки и т. д. ; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука: самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы; игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические, емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.
Разрезные картинки, пазлы из 3-4 элементов, кубики с картинками; парные картинки; трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши; несколько видов мозаики; банки разного размера, шнуровки, застегивающиеся коврики на развитие мелкой моторики рук. Настольно-печатные игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и другое.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОНЕДЕЛЬНИК «ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНОЕ КОРОЛЕВСТВО»
Игровая деятельность:
Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.
• Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные предметы», «Найди и назови все красное»;
• Подвижные игры: «Красная ленточка»;
• Упражнения на дыхание: «Красный шарик»;
•Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Познавательная деятельность: Формирование целостной картины мира: «Что красного цвет?».
Беседы.
«Что бывает красным?»
Решение проблемной ситуации.
«Что будет, если не станет красного цвета?»
Коммуникация.
• Творческое рассказывание: «Красная сказка»;
• Просмотр мультфильма «Красная шапочка»;
Художественное творчество:
• Рисование: «Красные шары».
ВТОРНИК «ПУТЕШЕСТВИЕ В СИНЕЕ КОРОЛЕВСТВО»
Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Найди и назови все синее», «Давайте познакомимся – Я Синий», «Каждый предмет на свое место», «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать».
• Подвижные игры: «За голубой», «Иди по синей дорожке, найдешь синие сапожки».
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи». (Голубые, синие небо и ручьи, в синих лужах плещутся стайкой воробьи).
Беседы:
«Природа цвета и цвет природы», «Где можно встретить воду».
Коммуникация.
• Заучивание стихотворений про цвета.
Художественное творчество:
• Рисование «Синие волны».
Цели: Учить узнавать и называть синий цвет.
Музыка.
Прослушивание фонограммы «Шум моря».
СРЕДА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖЕЛТОЕ КОРОЛЕВСТВО»
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Желтый», «Найди и назови все желтое», «Найди желтый цвет на одежде друга»;
Подвижные игры: «Попади в корзину» – поднимать и бросать мяч двумя руками в корзину, развивать координацию движений.
Оборудование: корзина желтого цвета и мячи желтого цвета.
Упражнения на дыхание: «снежинка на варежке» - развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.
Оборудование: варежки, цветы желтого цвета (по количеству детей).
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук:
«Солнечные зайчики» - развивать умение включаться в игровые действия.
Оборудование: маленькие зеркальца.
Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира: «Кому нужен желтый цвет?».
Опыты с водой «Цветная вода» – познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, непрозрачная, можно окрасить в желтый цвет, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одного цвета).
Оборудование: прозрачные стаканчики, вода, гуашь желтого цвета, тканевые салфетки.
Коммуникация.
Рассказывание-игра «Желтая сказка».
Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова
Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета»
Художественное творчество
• Рисование: с красками – желтый.
ЧЕТВЕРГ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗЕЛЕНОЕ КОРОЛЕВСТВО»
Игровая деятельность
• Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое»
Подвижные игры: «Разноцветные мячики».
Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками.
Оборудование: зеленые мячи.
• Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик»
Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Мы капусту режим, режим».
Беседа: «Какие фрукты зеленого цвета»
Коммуникация.
• Творческое рассказывание: Рассказывание «Зеленой» сказки с элементами театрализации.
Художественное творчество
лепка: «зеленая змейка»
Музыка.
Прослушивание фонограммы «Звуки природы».
ПЯТНИЦА – коллективная работа «Открытка маме»
Цель:
Продолжать вызывать интерес к искусству нетрадиционного рисования ладошкой. Познакомить детей с понятием - открытка. Сделать с детьми открытку для мам ко дню матери.
Задачи:
Образовательные:
-Расширять представление детей о празднике и традициях поздравлять всех мам в этот день.
-Продолжать прививать интерес к нетрадиционной технике рисования.
-Развивать мелкую моторику.
.
Развивающие:
-Формировать навыки аккуратной работы, чувства удовлетворения от сделанного.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь и заботливое отношение к маме.
-Вызывать положительные эмоции при создании подарка для мамы, желание его сделать.
-Воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Материал:
Ватман, гуашь разного цвета, салфетки.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете,что такое открытка? Зачем она нужна?
Это красивая карточка, которую можно подарить на праздник. Открытки праздничные и красивые. Их очень приятно получать в подарок. (рассматриваем различные открытки).
- Ребята скоро наступит замечательный праздник для мам, как же он называется? (День матери). И в такой праздник мамам дарят открытки!
-А давайте для наших мам тоже сделаем одну большую открытку в виде плаката. Я думаю им будет очень приятно.
2. Основная часть.
Воспитатель:
-На нашем красивом плакате мы изобразим наши отпечатки ладошек в виде цветка.
Затем воспитатель показывает готовую открытку и предлагает рассмотреть, побуждая детей к разговору.
- А перед тем, как мы с вами начнем делать открытку, давайте потренируем пальчики. Поиграем в игру с пальчиками под названием «Цветок».
Физкультминутка
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание
(ритмично двигать пальцами)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
Затем воспитатель предлагает детям пройти за столы.
-Посмотрите, перед нами лежит заготовка для открытки, а еще гуашь, кисточки и салфетки. Сейчас с каждым мы оставим свой отпечаток от ладошки на ватмане, а затем будем дорисовывать стебель,листочки.
Теперь,когда наш плакат готов, мы дадим ему высохнуть и закрепим его на двери.
3. Подведение итогов
После завершения работы воспитатель предлагает полюбоваться своей работой. Отмечает, что старались все ребята, поэтому получились такие красивые ладошки. Обращается к детям с вопросами:
- Что мы сделали сейчас? (Открытку, цветы)
- Для кого мы сделали открытку, для себя или для мамы?
- На какой праздник мы подарим мамам нашу открытку (день матери).
- Молодцы ребята! У нас получилась красивая открытка для наших мам.