Наталья Тумашева
Проект «Чудо-огород» для детей 6–7 лет
Паспорт проекта
Тип проекта : долгосрочный, познавательно – исследовательский.
Участники проекта : воспитатель, воспитанники группы 6-7 лет, родители воспитанников.
Актуальность проекта : каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает «зеленый ковер» - рассада в ящичках различной формы и окраса. Детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. Взрослые даже не подозревают, какой огромный интерес вызывает этот «зеленый ковер» у детей. А интерес и любопытство с каждым днем все сильнее и сильнее. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, вот и возникла идея создать в группе свой «Чудо - огород», который способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, а также умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Публикация «Проект „Чудо-огород“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
В соответствии с целью были сформированы следующие задачи проекта :
1. Расширить знания детей и представления о культурных растениях.
2. Познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.
3. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
4. Формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
6. Развивать познавательные и творческие способности у детей.
7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Изучение методической литературы.
3. Подбор художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме.
4. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
5. Создание макета огорода, табличек – указателей для грядок.
6. Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
7. Подготовка семян овощных культур, необходимого инвентаря для посадки и выращивания семян.
2 этап – основной
Работа с детьми:
«Познавательное развитие» :
- Беседы: «Огород на окне», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Правила работы с инструментами», «Как нужно ухаживать за овощными культурами»;
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Узнай на вкус», «Что сначала, что потом», «От какого растения часть»;
- Рассматривание схем-моделей строения растений, составление схем их роста и развития;
- Ведение дневника наблюдений за ростом растений в огороде;
- Проведение опытов и поисково - исследовательской деятельности: «Выбор почвы», «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «Может ли растение дышать», «Как питаются растения», «Где быстрее растут растения».
«Социально – коммуникативное развитие» :
- Сюжетно – ролевые игры: «Овощная база», «Магазин овощей», «Агроном», «Механизатор», «На даче»;
- Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи»;
- Театрализованная деятельность: инсценировка «Спор овощей".
«Речевое развитие» :
- Речевые игры: «Назови как можно больше признаков», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Один – много», «Отгадай овощ по описанию»;
- Чтение художественной литературы: Н. Носов «Огородники», «Огурцы»,
Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, В. Сутеев «Бабушкин огород»;
- Чтение пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде;
- Составление описательных рассказов об овощах.
«Художественно – эстетическое развитие» :
- Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Цикл времена года. Весна», Б. Можжевелова «Огородная – хороводная», р. н. песни «Во саду ли в огороде»;
- Рисование: «Наш лучок»;
- Аппликация: «Овощи на тарелке»;
- Раскрашивание картинок «В огороде я расту».
«Физическое развитие» :
- Зрительная гимнастика «На огороде»;
- Пальчиковая игра «Хозяйка однажды с базара пришла»;
- Физкультминутки: «Овощи», «Жил один садовод, он развел огород»;
- Подвижные игры: «Огуречик, огуречик», «Картошка», «Вершки и корешки», «Урожай», «Овощи», «Баба сеяла горох», «Кабачок».
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Огород на подоконнике в домашних условиях».
Работа с педагогами:
- Обобщение опыта работы (презентация).
3 этап – заключительный
1. Анализ результативности: рассказы детей о том, как ухаживали за растениями.
2. Оформление коллекции семян овощных культур.
3. Презентация фотоальбома «Наш веселый чудо - огород».
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОПЫТЫ
Опыт (наблюдение)
«С водой и без воды»
Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития
растений (вода, свет, тепло)
Материал: Два одинаковых растения,вода.
Ход: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.
Через 5 дней, у цветка который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.
Вывод: растение без воды жить не может.
Опыт (наблюдение)
«На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материал: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.
Ход: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.
Через семь дней, листья у растения побелели.
Вывод: растение без света жить не может.
Опыт (наблюдение)
«Может ли растение дышать?»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Материал : Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
Ход: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт «Выбор почвы» : рассматривание различных видов почвы через лупу, что из чего состоит, сравнение почв. В какой почве быстрее проросли семена? Создать условия для выявления влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Опыт «Как питаются растения» : наблюдение за окрашиванием стебля и цветка, опущенного в подкрашенную воду. Способствовать развитию интереса к экспериментированию, формированию познавательной активности, интереса к объектам живой природы.
Опыт «Где быстрее растут растения» : выращивание рассады из семян и наблюдение за их проращиванием и ростом (оформление календаря роста рассады). Наблюдения за тем, где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей). Способствовать закреплению приемов посадки и выращивания рассады, формированию навыков посадки и ухода за растениями.
Дидактические игры
«Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
«Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
«Назови ласково»
Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Материал. Мяч.
Ход игры: Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например: Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.
«Один — много»
Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».
«Четвертый лишний»
Задачи:
— формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные, по срокам цветения (весна, лето, осень);
— называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку;
— развивать логическое мышление, речь;
— усидчивость, целенаправленность.
Оборудование: карточки с изображением пяти цветов, четыре из которых можно объединить, а пятый лишний.
Воспитатель вспоминает с детьми, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Рассматривает картинки с изображением разных экосистем в летнее время. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным, а четвертый — лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний, объяснить почему, а остальные назвать одним обобщающим словом. Карточки подбираются в соответствии с возрастом детей и изученным материалом.
«Закончи предложение»
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
«Назови как можно больше признаков»
Цель: согласование существительных с прилагательными
Ход игры
Морковь (какая) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая
помидор (какой) — красный, сочный, аппетитный, круглый
Огурец (какой) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный
Пальчиковая игра
«Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок
. Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла. И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту Морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп