Анна Налимова
Проект «Что за чудо эти сказки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Что за чудо эти сказки»
Воспитатель: Налимова А. А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад «Тополек».
Проблема:
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое высокое предназначения. Современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие их первоначальный смысл превращают сказочное действие из нравственно поучительного в чисто развлекательное. Народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор для воображения. Мультфильмы, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого творческого и нравственного восприятия сказки. К сожалению, в современных молодых семьях утрачивается роль бабушек в нравственном образовании внуков. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают нравственный смысл сказок и, рассказывая их внуком, передают им и частицу своего жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.
Публикация «Проект „Что за чудо эти сказки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Актуальность:
Каждая сказка-это ступенька в постижении окружающего мира и себя. В данное время сказка является неизменным спутником детства и играет особую роль в жизни ребенка, всесторонне влияя на его развитие. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, буквально живет с ними в мире сказки. Сказки позволяют вписать в жизнь ребенка отечественные нравственные принципы, такие как добро, милосердие и послушание, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируют желания и поступки ребенка.
Задачи работы проекта :
1. Теоретически обосновать нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам художественной литературы.
2. Выявить уровень развития творческих способностей детей, на материале народных сказок.
3. Разработать комплекс мероприятий, итогом которых будет инсценировка сказки «Три поросенка»
Цель проекта :
Обеспечение условий для эмоционального, нравственного, творческого развития детей, через включение в сказочный мир не только ребенка, но и близких, значимых для него людей, общение с которыми помогает ему разобраться в сложных отношениях сказочных героев.
Продолжительность проекта : 1 месяц (с 3 по 29 апреля).
Вид проекта : Информационный, творческий, ролевой, художественно-эстетический.
Оборудование: художественная литература, пластилин, краски, бумага, материал, кукольный театр, картон, декорации для инсценировки сказки «Три поросенка».
Участники: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель, руководитель физ. воспитания, библиотекарь СДК.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая
Задачи:
Образовательная - обогатить знания и представления детей о сказках;
- учить отвечать на поставленные вопросы;
- учить детей рассуждать, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающая – развивать любознательность, интерес;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Воспитательная –- воспитывать культуру речи,
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим, чувство патриотизма.
Продукт детской деятельности:
- создание костюмов и атрибутов совместно с детьми и родителями.
- дидактические игры - викторины по сказкам.
- практическая мастерская: лепим героев сказок.
- инсценировка сказки «Три поросенка».
Необходимые условия для реализации проекта :
-Поэтапное формирование у дошкольников, начиная с раннего возраста интереса к сказкам, их инсценировки для развития духовного, нравственного, патриотического воспитания.
-Освоение русских народных традиций, формирование национального самосознания в процессе творчества детей, чтению народных сказок, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций, творческой реализации, закрепления полученных знаний и умений.
-Разработка плана взаимодействия с педагогами, семьями воспитанников.
Основные принципы работы по проекту :
- принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
- принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
-принцип наглядности и занимательности, предлагаемый материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Основные этапы реализации проекта :
1. Подготовительно-проектировочный этап :
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
3. Обращение к специалистам.
2. Практический этап:
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта.
№ Сроки Содержание работы Ответственные
1 03.04 Беседа с родителями «Знакомство с проектом» Воспитатель
2 08.04-24.04 Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Воспитатель
3 08.02-21.04 Оформление книжного уголка. Воспитатель
4 16.04 Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк…». Воспитатель
5 03.04-24.04 Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Серый Волк. Воспитатель
6 08.04-24.04 Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. Воспитатель
7 08.04-24.04 Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам. Воспитатель
8 11.04 Лепка героев сказки «Три поросенка» Воспитатель
9 16.04 Игра-фантазия «Если б я был волшебником». Воспитатель
10 21.04 Разучивание песен из сказок. «Песня колобка», «Песня петушка». Муз. руководитель
24.04 Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина «Путешествие в сказку». Воспитатель, библиотекарь
11 03.04-24.04 Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. Воспитатель
12 29.04 Инсценировка сказки «Три поросенка». Воспитатель
Совместная деятельность детей и воспитателя.
1. Чтение сказок, фольклора.
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
3. Игры –драматизации по сказкам.
4. Игра-фантазия «Если б я был волшебником».
5. Оформление выставки детских работ по сказкам.
6. Посещение сельской библиотеки.
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
2. Заучивание отрывков из сказок.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
4. Изготовление костюмов, декораций для инсценировки.
Деятельность детей.
Образовательная область «Познание» :
- слушание сказок.
- рассматривание иллюстраций книг.
- тематические занятия, беседы.
- пересказ сказок.
Образовательная область «Социализация» :
- игровая деятельность: конкурсы, викторины.
- игры драматизации.
Образовательная область «Художественное творчество» :
- тематические занятия.
- лепка героев сказок.
- раскрашивание иллюстрации по сказкам.
- работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок.
Образовательная область «Музыка» :
- разучивание песен из сказок : «Песня колобка», «Песня петушка»
Образовательная область «Физическая культура» :
- образное имитирование героев сказок.
- подвижная игра «У медведя во бору», «Гуси-лебеди».
- использование спортивного инвентаря: обруч – домик, скакалка – ручеек, мяч – волшебный клубок и т. д.
Образовательная область «Безопасность» :
В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:
- «Гуси – лебеди»
- «Маша и Медведь»
- «Волк и семеро козлят»
Образовательная область «Коммуникация» :
- использование различных театров (настольный, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.
- вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
Знакомство и чтение сказок :
- «Лисичка сестричка и волк»
- «Зимовье зверей»
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «Лисичка со скалочкой»
- «Петушок и бобовое зернышко»
Образовательная область «Труд» :
На примере сказок поддерживать созидательное отношение к окружающему миру.
3. Заключительный этап.
- подведение итогов проектной деятельности.
- викторина «лучший знаток сказок»
- инсценировка сказки «Три поросенка».
Ресурсное обеспечение проекта :
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• УСТАВ ДОУ.
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются :
Воспитатель: Налимова Анна Александровна; образование высшее педагогическое; пед. стаж – 7 лет.
Муз. руководитель: Белова Татьяна Викторовна.
Инструктор по ФК: Казанцева Елена Сергеевна; образование высшее педагогическое; пед стаж – 5 лет.
Библиотекарь СДК: Яркина Лариса Ивановна; образование средне-специальное.
Учебно-методические ресурсы
Библиотека методического кабинета.
Интернет-ресурсы.
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ.
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение МТБ детского сада.
Риски.
- непосещение детей по болезни, уважительной причине.
Выводы
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения приобщить детей к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширить кругозор о сказках, персонажах, сформировать запас литературных впечатлений, научить сочинять сказки, иллюстрировать, инсценировать.
2. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
3. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Используемая литература.
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - №3
.Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
Подписка журналов: «Дошкольное воспитание» 2000 - 2013г; «Управление в ДОУ» 2006 – 2013г; «Воспитатель ДОУ» 2007 - 2013г