Лучший педагог года

Проект «Что такое микроскоп и зачем он нужен»

Елена Жидкова
Проект «Что такое микроскоп и зачем он нужен»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Жидкова Елена Владимировна, воспитатель МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2», группа N6 «Смешарики». Июль 2020.

ПРОЕКТ «Что такое микроскоп и зачем он нужен

Описание: Настоящий проект позволяет детям оценить возможности микроскопа, пробудить желание глубоко исследовать предметы живой и неживой природы, осознать в каких профессиях он применим.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Публикация «Проект „Что такое микроскоп и зачем он нужен“» размещена в разделах

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта : воспитатель, дети, родители.

Актуальность темы: Дети – маленькие исследователи окружающего мира, в природу которых заложена любознательность, любопытство и желание познавать. Лето позволяет проводить много времени на улице, где для игр используются дары живой и неживой природы. В такой период дети особенно наблюдательны. Разнообразную информацию о том, что нас окружает, мы получаем через органы чувств. Однако их возможности ограничены. Например, невооруженным глазом, то есть без использования специальных приборов, мы не можем разглядеть особенности строения нашей кожи, перьев птицы или мельчайших обитателей водоема. В этом может помочь МИКРОСКОП - прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений. Его название образовано двумя словами - «микро» (маленький) и «скоп» (смотрю).

В наш век цифровых технологий интересно изучать окружающую среду и различные мелкие объекты, используя цифровой микроскоп.

Цель проекта : Показать, что микроскоп позволяет изучить строение микроскопических объектов, размеры которых невидимы невооружённым глазом.

Задачи:

Образовательные:

- узнать историю создания микроскопа;

- узнать из чего состоят микроскопы, какими они могут быть;

- Провести опыты с элементами исследования.

Развивающие:

- развивать интерес, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать стремление к познанию.

Участие родителей в реализации проекта : Развитие наблюдательности у детей во время прогулок.

План реализации проекта :

1. Беседа «История появления микроскопа» (1й день)

2. Беседа «Как устроен микроскоп (2й день)

3. Беседа «Как пользоваться микроскопом (3й день)

4. Эксперименты. (4й –6й день)

5. Беседа «В каких профессиях применяется микроскоп (7й день)

6. Рисунки детей: Как выглядит нога москита, крыло бабочки, если смотреть на нее вооруженным глазом и невооруженным?

Предполагаемый результат: Развитие познавательной активности у детей.

Стратегия осуществления проектной деятельности :

Данный проект осуществляется в рамках средней группы МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2», группы N6 «Смешарики», в совместной деятельности педагога, детей и родителей.

Продукт проектной деятельности : Изучение микроскопа и исследование предметов.

Беседа «История появления микроскопа»

Цель: Рассказать о моменте возникновения микроскопа, заострить внимание на том, что интерес и наблюдательность стоят у истоков мировых открытий.

Ход беседы:

Ребята, вероятно, кто-то из Вас уже знаком с таким прибором, как микроскоп. Сегодня мы поговорим подробно о его происхождении, поскольку это увлекательное занятие — рассматривать что-либо в микроскоп. Но не все знают историю его возникновения. Так кто же придумал это чудо — микроскоп?

Однажды в Голландии, а именно в городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.

И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу.

Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными.

В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!

Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.

Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.

Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Таким образом, микроскоп (от греч. — малый и смотрю) — оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Беседа «Из чего состоит микроскоп

Цель: Познакомить детей с составными деталями микроскопа.

Ход беседы:

Ребята, для того, чтобы мы смогли воспользоваться всеми возможностями микроскопа, нам следует хорошо разобраться в том, из каких деталей состоит микроскоп? Зачем в микроскопе оптические линзы или предметный столик? В лаборатории нашего детского сада мы будем работать с оптическим микроскопом, который работает на батарейках. Основная задача этого микроскопа - показать объект в увеличенном виде.

Файл "/upload/blogs/detsad-1139155-1594910311.jpg" не найден!

Как Вы думаете, ребята, зачем в микроскопе предметный столик? Правильно, для того, чтобы мы могли установить на него предметное стекло с материалом. А вот закрепляется стекло специальными зажимами, которые называются клеммы. Под таким столом есть осветительная линза. Когда мы начнем изучать что-либо под микроскопом, то увидим, что без такой линзы он не сможет показать или увеличить материал. Смотреть мы будем в окуляр, а основные увеличительные линзы установлены в объективах, которые крепятся на револьверной головке. Микроскоп позволяет увеличивать предметы в много раз, так же можно регулировать резкость и четкость изображения.

3. Беседа «Какие правила работы с микроскопом

Прежде чем проводить исследования, дети узнали правила работы с микроскопом :

1. Поставь микроскоп на ровную поверхность.

2. Проверь подсветку. Установи образец на подставку и зажми пластину клеммами.

Вращением револьверной головки необходимо ввести в ход лучей объектив, с увеличением 10х.

3. Посмотри в окуляр. С помощью регулятора фокусировки придвинь объектив как можно ближе к платине, не касаясь ее.

4. Наблюдая в окуляр, и медленно вращая рукоядку фокусировки, опусти предметный столик вниз до появления изображения.

4. Эксперименты с микроскопом.

Под микроскопом можно рассмотреть буквально все это интересно и познавательно.

1. Состав растений

Все, начиная от семян, заканчивая листьями деревьев и прочих растений, живое. Эти предметы состоят из тысячи крошечных клеток, которые помогают растениям расти, развиваться и размножаться. Вот они-то и видны в микроскоп, будто маленькие кирпичики. Микроскоп поможет узнать о том, что все живое состоит из клеток. Под микроскопом можно увидеть не только клетку, но и рассмотреть ее строение.

Опыт 1. Листочек.

Листья – это нос дерева. У них есть 2 основные функции: поглощение солнечных лучей, углекислого газа и кислорода. Возьмем хороший зеленый листик клена. Отрежем от него небольшой кусочек. Поместим этот кусочек на пластину, закрепим ее на подставке, будем использовать прямое освещение.

Лист имеет простую структуру. Он состоит из черенка, который отходит от ствола дерева или веточки. Жилки являются скелетом растения. Листовая платина – основная ткань листа. С каждой стороны листа находятся клетки 2 типов, которые отвечают за обе функции. Снаружи есть хлоропласты, которые отвечают за захват солнечного света. На внутренней стороне есть устьица, которые поглощают углекислый газ днем, а кислород ночью.

Почему листья зеленые? Хлорофилл – это зеленый пигмент листочка. Это что-то вроде «крови» листа. Осенью лист покраснеет или пожелтеет, так как содержание хлорофилла уменьшится.

2. Люди и животные

У человека множество сходства с животными. Они состоят из одинаковых клеток. Эти клетки позволяют им жить, думать, двигаться и размножаться. Проведем опыт, который откроет удивительный мир животных клеток.

Опыт 2. Клетки во рту

Слюна состоит из множества животных клеток. Что удивительно, они почти ничем не отличаются от растительных клеток!

Чистым ватным тампоном соберем немного слюны с внутренней стороны щеки. Поместим небольшое количество полученного образца на пластину, распространим по ней, накроем другой прозрачной пластиной и дадим подсохнуть в течении нескольких минут. Наблюдение будем проводить с увеличением в 400 раз и при использовании отраженного света.

Слюна дает возможность легко наблюдать за животными клетками. Большинство клеток в данном образце погибли, но сохранили свою структуру, похожую на структуру растительных клеток – ядро, являющееся жизненным центром, которое погружено в цитоплазму. Внутри цитоплазмы есть питательные вещества, которые позволяют клетке жить, но, к сожалению, не видны в микроскоп. Мембрана защищает клетку. Отличительной чертой от растительных клеток является то, что животные клетки не имеют регулярной формы и могут быть разных размеров.

Какие еще клетки обитают в твоем теле? Твое тело состоит из определенного набора клеток. Например, эритроциты, клетки крови, не имеющие ядра, а мозг состоит из клеток, которые называют нейронами.

3. Предметы в твоем доме.

В твоем доме находится масса занимательных предметов. В шкафу, в холодильнике, в гостиной находятся множество предметов, с которыми можно провести эксперименты.

Опыт 3. Сахар в еде.

Все дети обожают сладости, сухие завтраки или шоколадную пасту. Все эти продукты содержат сахар

Понадобится сделать два образца. На первый поместим сахар, на второй шоколадный порошок (какао). Проводить эксперимент будем при слабом увеличении.

Под микроскопом можно различить в порошке какао частички сахара. Это небольшие прозрачные кусочки на фоне шоколадных гранул. Они составляют почти 65% порошка какао. На самом деле это именно тот сахар, который мы добавляем в чай и кофе. Шоколадный порошок не самый сладкий продукт. Например, в бутылке содовой находится 9 кусков сахара. Кроме того, в одном печенье содержится 1 кусок сахара, а конфеты почти полностью состоят из него. Поэтому, чтобы оставаться здоровыми, не стоит злоупотреблять этими продуктами.

На этом наши исследования закончились. Мы сделали снимки всех объектов, которые исследовали под микроскопом.

4. Профессии, в которых используется микроскоп.

Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.

Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.

Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

Заключение

Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Выполняя этот проект, мы узнали историю создания первого микроскопа, и какие теперь использует человек в современной жизни.

Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие — рассматривать что-либо в микроскоп.

Выводы:

1. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа.

2. Мы узнали, из чего состоят микроскопы.

3. Проделали несколько очень интересных и познавательных опытов.

Литература:

1. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель Мазур Оксана Чеславовна Издательство: Эксмо, 2018 г.

2. Мультфильм. Фиксики Микроскоп, Роборука, Лампа (Сборник мультиков для детеи)

3. Видео-презентация

Публикации по теме:

Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?»Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?» Конспект НОД на тему: "Волшебное окошко или что такое микроскоп?".Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ - Центр развития.

Что же такое «Бизиборд» и для чего он нуженЧто же такое «Бизиборд» и для чего он нужен Бизиборд - в переводе с английского "busy" - оживленный, деятельный, суетливый, заниматься, возиться, хлопатать ; "board"В итоге получается.

Конспект занятия по валеологии «Зачем нужен нос» для детей с ОВЗ шестой группы Цель: Определить роль органов чувств при восприятии окружающего мира: помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми.

Конспект занятия по экологии «Зачем нужен барометр» в подготовительной группе Цель. Продолжать расширять знания детей о приборах метеоплощадки, познакомить с барометром. Задачи. Познакомить с некоторыми повадками.

Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку»Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку» Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу.

Мини-проект «Зачем дома кошка?» (для детей 2–3 лет)Мини-проект «Зачем дома кошка?» (для детей 2–3 лет) Вид проекта: краткосрочный. Участники: дети 1 младшей группы, родители и воспитатели. Актуальность: необходимость развития чувства эмпатии.

Познавательно-исследовательский проект «Зачем нужны птицы?» Введение Я очень люблю птиц. Мы с мамой любим наблюдать за птицами, когда идем домой из детского сада. У меня дома и в детском саду очень.

Проект «Зачем человеку еда?»Проект «Зачем человеку еда?» НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Зачем человеку еда?» УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы, родители, воспитатель ТИП ПРОЕКТА: Информационно.

Стихотворение «Зачем нужен Алфавит» Алфавит совсем не сложный, его выучить, возможно. Буквы здесь от А до Я, как 33 богатыря. Видишь, их совсем немного, все запомнить можно.

Экологический проект «Что это? Где это? Зачем это?» ФотоотчетЭкологический проект «Что это? Где это? Зачем это?» Фотоотчет Экологический проект "Что это? Где это? Зачем это?" Этапы Дата/ Тема Содержание работы Ответственный Информационно-накопительный Изучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Что такое микроскоп и зачем он нужен»
Опубликовано: 16 июля 2020 в 17:39
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Что такое микроскоп и зачем он нужен»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жидкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки