Ольга Кузьмина
Проект «Читающая семья — читающая Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно - творческий
Темочки:
- Книги, чтение. Проекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Вид проекта : групповой
Продолжительность: с 20.03.2023 г. по 26.05.2023 г.
Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники группы, родители.
Возраст участников: дети 3-4 лет
Итоговое мероприятие: оформление выставки детско-родительского творчества «Как у наших у ворот, чудо дерево растет».
Актуальность.
Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге и активному привлечению родителей к совместным семейным чтениям.
В настоящее время вопрос эмоциональной поддержки в семьях стоит остро. Многие родители отмечают, что им не хватает внимания в семье, а это означает, что и сами они не дают достаточного внимания. Каково же приходиться детям, для которых внимание родителей – залог выживания в мире. Помощь приходит из забытых способов сближения и совместного времяпровождения. Это семейное чтение. Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи.
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению со сказками, как народных, так и авторских. Причем, работа направлена не только на детей, но главное на родителей. Именно родители смогут донести мудрость сказок, сформировать чувство безопасности и сделать так, что детские произведения прочно войдут в детский быт малыша.
Цель проекта : помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства формирования семейных ценностей и традиций, образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.
Задачи:
• Способствовать у детей формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
• Формировать желание совместного детско-родительского чтения и оказывать методическую помощь
• Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми).
• Развивать связную речь ребёнка, его речевое творчество.
• Воспитывать у детей и родителей любовь и бережное отношение к книгам.
• Родителям глубже понять своего ребенка.
• Воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.
• Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Ожидаемый результат:
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Этапы реализации проекта.
1. Предварительный этап (изучение проблемы)
Данный этап включает в себя:
- изучение мнения родителей об актуальности проблемы, посредством проведения анкетирования;
- знакомство с семейными досугами, через беседу с детьми и проведения творческого занятия «Моя семья дома»
2. Основной этап.
Данный этап включает в себя:
- реализацию образовательной деятельности с детьми через тематические занятия, самостоятельную игровую деятельность в книжном уголке;
- вовлечение родителей в образовательный процесс по данной теме через оформление информационно-наглядного материала; совместной деятельности родителей и детей по изготовлению «читательского дневника; вовлечение родителей в путешествие по стране Читалии»
3. Заключительный этап.
Данный этап включает в себя:
- оформление стенда «Моя любимая книга семьи», с целью выявления читательского интереса у детей и взрослых;
- оформление выставки детско-родительского творчества «Как у наших у ворот, чудо дерево растет»
- подведение итогов реализации проектной деятельности.
План работы по проекту.
Дата Мероприятие
1 неделя
20.03.2022г Аппликация, тема: «Моя дружная семья»
Цель: систематизировать и расширить знания о семье; воспитывать чуткое отношение по отношению к взрослым; оформлять работы по образцу; развивать наглядно-образное и абстрактное мышление.
2 неделя
27.03.2023г Проведение анкетирование родителей, тема «Семейное чтение»
Цель: выявление заинтересованности родителей в совместном чтении с детьми.
31.03.2023г Совместная деятельность детей и родителей, изготовление «Читательского дневника»
Цель: актуализировать роль книги в жизни детей младшего возраста; способствование сотворчеству детей и взрослых; приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений, совместному книгоиздательству.
Представление родителям и детям карта путешественника по Стране Читалии.
— На Карте отмечены маршруты путешествий, по которым необходимо будет прочесть книги.
3 неделя
03.04.2023г. Выдача первого задания.
Полуостров сказок
Русские народные сказки, рекомендуемые для прочтения
• «Жихарка»
• «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
• «Рукавичка»
07.04.2023г. Занятие с детьми «В гостях у сказки»
Цель: обобщение знаний и расширение представлений о сказках, развитие творческих способностей, развитие речи и двигательной активности.
4 неделя
10.04.2023г. Долина зверей
Произведения Веры Чаплиной, рекомендуемые для прочтения
• «Варежка»
• «Как заяц в лесу живет»
• «Как лиса в лесу живет»
15.04.2023г. Театрализованная деятельность. Инсценировка сказки «Рукавичка»
Цель: овладение детьми речевыми средствами общения и развитие их творческих способностей. Развитие индивидуальных способностей детей: театральных, речевых, невербального общения, через драматизацию сказки «Рукавичка».
5 неделя
17.04.2023г. Бухта поэзии
Произведения Агнии Барто, рекомендуемые для прочтения
• «Игрушки»
• «Вовка – добрая душа»
• «Веревочка»
21.04.2023г. Свободная художественно-эстетическая деятельность.
Рисование «Герои любимых сказок».
Цель: учить детей раскрашивать героев сказок, самостоятельно выбирать образ сказочного героя, вспоминая их в сказке. Развивать внимательность, воображение, фантазию.
6 неделя
24.04.2023г. Остров друзей
Произведения Владимира Сутеева, рекомендуемые для прочтения
• «Мешок яблок»
• «Палочка- выручалочка»
• «Под грибом»
28.04.2023г. Интегрированное занятие по мотивам «Сказок в картинках В. Сутеева.
Задачи: Вызвать у детей желание принимать участие в развлечении. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.
Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
7 неделя
03.05.2023г. Залив «Мои любимые книги»
Произведения, рекомендуемые для прочтения
• Три любимых произведения по выбору ребенка.
8 неделя
15.05.2023 Оформление стенда для родителей «Советы Премудрой Сказочницы»
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции в вопросах детской литературы.
19.05.2023 Оформление родителями стенда «Любимая книга моей семьи»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, введение в совместную проектную деятельность
9 неделя
22.05.2023г. Оформление выставки читательских дневников и поделок «Как у наших у ворот – чудо дерево растет»
Подведение итогов проекта.