Полупанова Елена Ивановна
Проект «Чем я горжусь в селе родном»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.
Проект «Чем я горжусь в селе родном».
Воспитатель высшей
квалификационной категории
МКДОУ д/с№1 «Аист»
Полупанова
Елена Ивановна
с. Труновское 2021 год.
ПРОЕКТ «Чем я горжусь в селе родном».
Аннотация.
В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач патриотического воспитания через открытие детьми старшего дошкольного возраста истории родного села, его достопримечательностей.
Темочки:
Проект предлагает цикл интересных познавательных экскурсий, разнообразных игр, дополнительные сведения. Всё это пробуждает у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания, любви к «малой родине».
Введение в проект Актуальность
Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, любви к своему дому, улице, селу, в котором он живёт. Педагог, воспитывая у детей любовь к родному селу, связывает воспитательную работу с окружающей социальной действительностью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.
Знакомство дошкольников с родным селом – это процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, она должна осуществляться ежедневно и постоянно.
Проект предполагает систему занятий – бесед, на которых дети узнают что-то новое, ранее им неизвестное. Для знакомства с местными достопримечательностями мы организовали цикл экскурсий по родному селу «Все работы хороши» : магазин, Храм, почта, библиотека,администрация, школа, памятник, ДК. В ходе экскурсии воспитатель не только обращает внимание на объект, рассматривает их, но и стимулирует детей задавать вопросы и высказывать своё отношение к увиденному.
После экскурсий дети обмениваются своими впечатлениями, проигрывают увиденное в сюжетно-ролевых и конструктивных играх, беседуют, участвуют в продуктивной художественной деятельности.
Для формирования у детей представлений о профессиях людей сельской местности педагог организует целевые прогулки по селу, на котором дети наблюдают за трудом людей, непосредственно на их рабочем месте. Во время этих наблюдений дети знакомятся с тем, что и как делают люди разных сельскохозяйственных профессий, какие орудия труда и технику они используют. Кроме этого организуются встречи с интересными людьми, на которых специалисты своего дела самостоятельно рассказывают о своей работе и показывают результат. Такие встречи заканчиваются совместными играми или художественной деятельностью, чаепитием.
Любовь к малой родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо людей. С этой целью организовывалась акция «Чистая поляна», где дети принимали активное участие в уборке поляны от мусора.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями. Они не только помощники, но и активные участники в формировании личности ребёнка. Родители вместе с детьми принимают участие в викторинах, конкурсах, в создании семейных альбомов, фотовыставках, принимают участие в праздновании Дня села.
При ознакомлении детей дошкольного возраста создаются благоприятные условия, способствующие расширению кругозора, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются задачи эстетического воспитания и детского творчества.
Цель.
Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента
Задачи:
способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;
вызвать интерес к познанию истории родного села «Алексеевское»;
уточнить имеющиеся знания детей о жизни в селе и городе, их особенностях и различиях.
пробудить уважение к сельским труженикам, интерес к их труду;
приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села.
Гипотеза.
Ознакомление детей с родным селом через познавательную деятельность будет способствовать расширению их кругозора, развитию познавательных способностей, любознательности, умственной активности, обогащению речи, воспитанию эстетического вкуса и развитию детского творчества, проявлению активности и преобразовании действительности через созидательную деятельность.
Ожидаемые результаты:
разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с родным селом «Алексеевское»;
оформление методического и практического материала по теме проекта;
изготовление дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Знакомство с родным селом»;
оформление фотоальбома «Моё село»;
активное участие взрослых в совместной деятельности с детьми: ярмарки, развлечения, викторины, выставки, праздники, конкурсы, экскурсии.
Этапы реализации проекта.
ЭТАПЫ
ЦЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВОДНЫЙ
1. Анализ имеющихся представлений у детей и родителей об истории села «Труновское».
2. Разработать и систематизировать дидактический и практический материал, способствующий проявлению интереса и обретению новой информации о селе у детей
1. Анкетирование детей и родителей «Что я знаю о родном селе».
2. Подборка литературы о селе, её достопримечательностях. Сочинение родителей по данной теме.
3. Посещение педагогом библиотеки, музея школы.
4. Оформление альбомов о родном селе.
5. Педагогический совет «Становление основ гражданственности и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных социокультурных условиях».
6. Создание фотоколлекции «История моего села».
ОСНОВНОЙ
1. Способствовать познанию детьми истории возникновения села и его названия. Воспитать интерес к истории родного села.
2. Создать условия для обогащения знаний детей о деятельности сельских жителей.
3. Пробуждать интерес и уважение к людям, работающим на земле.
4. Привлечь родителей к практической деятельности, направленной на воспитание любви к родному селу.
1. Познавательная беседа с детьми: «Как возникло наше село и его название».
2. Экскурсия в музей школы «Зал Боевой Славы».
3. Целевая прогулка к автобусной остановке села. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в город».
4. Создание макета из бумаги и коробков «Достопримечательности нашего села».
5. Цикл экскурсий по селу «Все работы хороши - выбирай на вкус» :
- в парк;
- на почту;
- в сельскую библиотеку;
-церковь;
-в музей.
6. Занятие познавательного цикла «Город-село».
7. Тематическая прогулка «К памятнику ВОВ».
8. Путешествие на поле села Труновское. Аппликация «Русское поле».
9. Экологическая акция «Чистая поляна в парке, в окрестностях села».
10. Фотовыставка «Достопримечательности родного села Труновское».
11. Встреча с интересными людьми: отцом Анастасием - настоятелем храма Покрова пресвятой богородицы, отцом Дмитрием настоятелем храма Серафима Саровского села Труновского
12. Конкурс детей и родителей «Знатоки родного села Труновское».
13. Конкурс семейных газет «Любимые места родного села».
14. Галерея детского и родительского творчества. Рисунки и поделки на тему «Красоты родного села»
15. Фотовыставка «Семейный отдых в родном селе Труновское и его окрестностях» .
16. Цикл рассказов-бесед на тему «Труженики села».(Показ презентации на тему «Профессии тружеников родного села)
ЗАКЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Участие в праздничном действии «Масленница».
2. Вызвать эмоциональный отклик у детей, интерес к общественной жизни.
3. Подвести итоги проекта
1. Выступление воспитанников ДОУ и родителей на празднике.
2. Галерея детского творчества «Моё село - мой край родной».
3. Благотворительный марафон (рассада цветов для любимого села)
Акция «Украсим село цветами». Высадка кустарников и цветочных растений на придворовых территориях и парке села Труновское
4. Представление фотоальбома «Село моё любимое Труновское».
5. Презентация проекта «Мое любимое село»
Хочется отметить, что проектный метод облегчает работу с детьми в разных направлениях.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, краю, наконец, к большой Родине.
Практический материал по реализации содержания проекта.
Задачи:
пробудить интерес детей к истории возникновения родного села. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашли отражение исторические события;
рассмотреть разные по назначению здания села;
включиться с детьми в процесс познания природы родного села;
Темы:
1. Местоположение села, его экономическое значение. История возникновения.
2. Улицы моего села.
3. «Малая родина - мой двор, дом, улицы села по маршруту от дома до детского сада. История возникновения первых улиц:
4. Природа родного села.
6. Предприятия села.
7. Экологическая акция «Чистая поляна»