Алина Бунякина
Проект «Чехов и Таганрог»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
ПРОЕКТ
«ЧЕХОВ И ТАГАНРОГ»
старшая группа №3
Автор: воспитатель без категории Бунякина А. А.
воспитатель высшей квалификационной категории Хренова О. Г.
Участники проекта : воспитанники средней группы №3, воспитатели, родители.
Вид проекта : Познавательно-творческий, краткосрочный.
База проекта : МБДОУ д/с № 32.
Срок реализации: с 21.01.2021г. по 31.01.2021г.
Публикация «Проект „Чехов и Таганрог“» размещена в разделах
г. Таганрог 2021 г.
Актуальность проекта : Живя в уникальном историческом городе Таганроге - родине Чехова, общепризнанного классика мировой литературы, дошкольники не задумываются о том, что город этот – их малая родина, недостаточно знают об истории Таганрога, его достопримечательностях, культурно-историческом наследии, о великих людях, родившихся здесь и прославивших наш город. Имя Антона Павловича Чехова– знаковое для культуры Таганрога. Много исторических мест связано с именем великого писателя и драматурга. В городе созданы и успешно работают театр, библиотека, музейный комплекс А. П. Чехова. Знакомство с жизнью и творчеством великого земляка занимает важное место в формировании у дошкольников национального и гражданского самосознания, уважения к культурным традициям и является началом формирования социально значимых ценностей в жизни детей: бережного отношения к земле, трудолюбия, гостеприимства, памяти о предках – всего, что определяет национальные черты русской культуры. Данный проект обеспечивает условия для осуществления патриотического воспитания, понимания и осмысления детьми культурного наследия нашего города.
Цель проекта : формировать у детей чувство гордости за родной город, подаривший всему миру писателя и драматурга А. П. Чехова, углублять знания о творчестве великого земляка.
Задачи проекта :
1. Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к творчеству А. П. Чехова через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, детей;
2. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при драматизации;
Развивать мышление, внимание, память, воображение, связную речь; -
3. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведений А. П. Чехова.
Предполагаемый результат:
Таким образом, внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс поможет обеспечить освоение доступных знаний о жизни и творчестве знаменитого земляка - писателя А. П. Чехова. Будет сформировано у детей умения выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее. Особое внимание будет уделяться совершенствованию художественно-речевых исполнительских навыков при драматизации и воспитанию интереса к художественной литературе.
Содержание проекта.
I этап. Подготовительный:
• Определение целей и задач.
• Создание условий для проектной деятельности.
• Составление плана работы по реализации проекта.
• Непосредственно организованная деятельность.
• Подбор художественной литературы:
• А. П. Чехов «Каштанка»,
• А. П. Чехов «Белолобый»,
• А. П. Чехов «Ванька»,
• А. П. Чехов «Чеховский домик…».
Работа с родителями по реализации проекта :
• Изготовление стенгазеты «Чеховские места»;
• Создание иллюстрационной папки «Чехов для детей»;
• Оформление альбома «Достопримечательности нашего города».
II этап. Основной:
ОО «Познавательное развитии».
• Беседа на тему: «Знакомимся с писателем», «Такие разные герои»;.
• Дидактические игры:
• «Кто откуда?»,
• «Найди фрагмент».
• Рассматривание иллюстраций на тему: «Чеховские герои», «Достопримечательности нашего города».
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
• Сюжетно-ролевые игры:
• «Семья»,
• «Лавка Чехова» (Магазин,
.
ОО «Речевое развитие».
• Составление описательных рассказов по теме «Чеховские герои».
• Заучивание отрывка из стихотворения А. П. Чехова «Чеховский домик…».
• Разучивание считалочки «Раз, два, три, четыре, пять мы собрались поиграть».
• Чтение А. П. Чехов «Каштанка», А. П. Чехов «Белолобый», А. П. Чехов «Ванька»,
ОО «Физическое развитие».
• Подвижные игры:
• «Заря-заряница»,
• «Гори, гори ясно».
ОО «Художественно - эстетическое развитие».
• Лепка «Каштанка»,
• Рисование «Каштанка»,
• Индивидуальная работа по развитию художественно-речевых исполнительских навыков при драматизации,
• Развитие актерского мастерства.
III. Заключительный этап:
• Фото отчёт по реализации проекта.
• Итоговое мероприятие: театральная гостиная «По страницам произведений Чехова».
Вывод: В ходе проекта повысилась эффективность работы по приобщению дошкольников к творчеству А. П. Чехова через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, детей. У некоторых воспитанников усовершенствовались художественно-речевые исполнительские навыки при драматизации. Особое внимание уделялось развитию мышления, внимания, памяти, воображения, связной речи, воспитанию читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведений А. П. Чехова.
Приложение №1
Беседа на тему: «Знакомимся с писателем».
Цель: знакомить детей с биографией А. П. Чехова. Воспитывать интерес к художественной литературе и творчеству писателя.
Воспитатель: ребята, скажите, какой праздник мы скоро будем отмечать?
Дети: мы будем скоро отмечать день рождения Чехова.
Воспитатель: Правильно, мы с вами поговорим о великом русском писателе А. П. Чехове, которого вы хорошо знаете. (показывает портрет). Антон Павлович Чехов наш земляк, он родился в городе Таганроге 158 лет назад. Ребята, а вы хотите узнать, каким был маленький Антоша?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда давайте отправимся в путешествие во времени. Мы перенесёмся во время, когда жил будущий писатель. Антоша родился зимой, 29 января 1860 года в небольшом домике в центре города на Полицейской улице, которая сейчас называется его именем - улица Чехова. А вы слышали, что в нашем городе есть улица Чехова?
Дети: да, она самая длинная в городе.
Воспитатель: Вскоре после рождения маленького Антоши, семья переехала на самый край города, в большой двухэтажный дом, в котором располагалась торговая лавка «Чай, сахар, кофе». В этом доме прошли пять лет жизни будущего писателя. Он учился в мужской гимназии. У него было много обязанностей: вместе с братьями помогал отцу в лавке, отмерял и взвешивал чай, кофе, сахар и конфеты. У папы Антона был свой церковный хор, и он каждый день с братьями пел там. Зимой он с друзьями играл в снежки, а летом любил ходить на рыбалку, купаться в море, играть в разные подвижные игры: жмурки, заря, горелки, тяни-пускай и пёрышко. Скажите, а вы знаете такие игры?
Дети: нет.
Воспитатель: ничего страшного, мы обязательно научимся играть в игры, в которые играл А. П. Чехов, когда был маленьким. Скажите, а с какими рассказами этого писателя вы знакомы?
Дети: нет.
Воспитатель: А. П. Чехов, когда вырос, стал писателем и много писал для детей. Мы познакомимся с его произведениями «Каштанка», «Гриша», «Белолобый» и другими.
Приложение №2
Мария Борисова-Ипокрена
Чеховский домик – уютный, пленительный,
Где обитала большая семья.
В маленьких комнатках дух удивительный, -
В них так свежа, так жива старина!
Здесь собирались вечерями длинными, -
Шутки, остроты и Библии глас.
Были те годы Антоши счастливыми, -
Столько добра в них, невинных проказ.
Ветры Судьбы ткут узорами странными…
На перекрестках случайных дорог,
Чудился домик с зелёными ставнями, –
Тихий, желанный, родной Таганрог.
Домик, тропинка, в цветах подоконники,
Низкая дверь, невысокий порог.
Тянутся в дом восхищённо поклонники,
В дом, куда сам он вернуться не смог.
Дидактическая игра «Опиши иллюстрацию».
Задачи: учить детей составлять рассказ по картинке. Развивать монологическая речь, воображение. Пополнять словарный запас детей.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку иллюстрацию из знакомого произведения и предлагает описать ее и составить короткий рассказ. Далее предлагает сделать тоже самое еще двум трем участникам игры. Далее воспитатель дает ребенку другую иллюстрацию и предлагает проделать те же действия другим участникам игры.
Приложение №3
Подвижные игры:
Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры. Развивать внимание, ориентировку в пространстве. Воспитывать умение играть в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу.
"Горелки"
Ход игры: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать игрока, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.
«Заря-заряница»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий в кругу идет противоходом с лентой. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря – зарянится, Ключи золотые,
Красная девица, Ленты голубые,
По полю ходила, Раз, два – не воронь,
Ключи обронила. А беги, как огонь.
С последними словами игрового припева водящий останавливается, дети перед которыми остановился ведущий на счет раз, два, три бегут в разные стороны и обегают круг. Кто из детей первый ударит в бубен тот и водящий. Игра повторяется