Ирина Рябицкая
Проект «Быт и традиции русского народа» для подготовительной к школе группы
Разработала
Воспитатель Рябицкая И. А.
Георгиевск, 2023г.
Актуальность:
Время наше сложное – это время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерные игры, телевизионные экраны. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Публикация «Проект „Быт и традиции русского народа“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Гипотеза: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Цель проекта :
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с бытом и обычаями русского народа, устройством русской избы и национальными праздниками.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением (изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, люлька, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват); исследовать, сравнить предметы быта прошлого и настоящего времени.
2. Познакомить детей с элементами народного декоративно-прикладного искусства (росписи в одежде, в посуде: гжель и хохлома).
3. Познакомить детей с народными играми, обычаями, обрядами, праздниками: «Капустные посиделки», «Колядки», «Масленица»;
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие);
5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа;
6. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Паспорт проекта :
Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей в свободное время в первую или во вторую половину дня. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину русской культуры.
Название проекта «Быт и традиции русского народа»
Возраст детей 6 – 7 лет
Тип проекта познавательно-исследовательский
Участники проекта дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители
Длительность проекта долгосрочный (20.03.23 – 19.05.23)
Используемые образовательные технологии: личностно - ориентированные технологии
- технология исследовательской деятельности;
- проблемно-игровая технология;
- технология развивающего обучения
- ИКТ (информационно компьютерные технологии)
- ТРИЗ технология
Ресурсы ИКТ: мультимедийные презентация; иллюстрации: альбомы с изображением народных костюмов, народных праздничных гуляний, русских богатырей;
литература: рассказы, былины, стихи, загадки, пословицы.
Технологичность проект доступен и может быть использован воспитателями МБДОУ и родителями.
Методы - наблюдение
- обследование
- чтение художественной литературы
- беседа
Условия реализации проекта Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
Желание родителей и педагогов детского сада участвовать в реализации проекта.
Наличие комфортной обстановки для проведения различных видов деятельности.
Практическая значимость
Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.
Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.
Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.
Планируемые результаты:
Для детей:
1. Дети знают устройство русской избы, различают и понимают значение предметов домашнего обихода, их названия и назначение;
2. Дети знают народные обычаи, праздники: «Капустные посиделки», «Колядки», «Масленица».
3. Дети знают и демонстрируют в свободной деятельности элементы обычаев гостеприимства русского народа.
4. Дети знают, различают и применяют элементы народного декоративно-прикладного искусства в самостоятельной художественной деятельности (гжель и хохлома).
5. Дети используют народные игры в свободной деятельности.
Родители:
1. Активно сотрудничают с педагогами в развитии познавательных, творческих способностей детей.
2. Пополнят свои знания об истории и традициях русского народа.
3. Родители принимают активное участие в создании мини-музея, обогащении предметно-пространственной среды группы.
Этапы реализации:
Содержание проектной деятельности
I этап – организационный,
II этап – основной,
II этап – заключительный.
I. Организационный этап
· Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
· Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
· Составление плана работы с детьми по проекту.
· Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
· Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
· Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
II. Основной этап
Социально-коммуникативное развитие:
Мероприятие Цель
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери», «В русской избе», «Приходите в гости к нам»; Формирование у детей нравственно-
патриотические чувства; познакомить с
традицией чаепития, гостеприимством русского народа.
Формирование умение «разворачивать» сюжет игры, объединяться в игре, развивать умения пользоваться предметами русского быта, посудой, одеждой.
Рассматривание альбомов: «Русская изба», «Русский быт», «Предметы быта», «Русская семья», «Народные промыслы», «Традиции чаепития», «Богатыри земли русской», «Слава русской старине», «Русский костюм», «Русская кухня», «Масленица», «Пришла коляда». Закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества.
Дидактические игры: «Чего не хватает», «Собери самовар», «Найди отличие», «Герои русских былин», «Найди пару», «Археолог», «Четвертый лишний», «Расставь предметы быта в русской избе», «Четвертый лишний», «Собери сказку из пазлов», «Лента времени», «Что сначала, что потом». Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память;
Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Познавательное развитие:
Мероприятие Цель
Экскурсия в музей «Русская изба»,
Просмотр презентаций «Изба на Руси», «Русь мастеровая», Русские богатыри»,
ООД «Устройство русской избы»,
ООД «В русской горнице»,
ООД «Генеалогическое древо семьи»,
ООД «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице»,
ООД «Масленица», «Колядки». Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Ознакомление детей с историей возникновения и традициями
празднования «Масленица», «Колядки», как отмечали этот праздники на Руси. Обогащать словарный запас детей
Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины.
Речевое развитие:
Мероприятие Цель
Чтение и заучивание: потешки, загадки о предметах крестьянского труда и быта, поговорки, пословицы, заклички, скороговорки.
Былины о Богатырях земли русской «Илья Муромец»
ООД «Путешествие по русским
народным сказкам».
Чтение сказки «По щучьему велению», «Гуси-лебеди». Ознакомление детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.
Воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Способствовать формированию интереса к произведениям русского народного творчества через былины.
Развивать внимание, память детей, учить внимательно, слушать и пересказывать,
Расширять и обогащать словарный запас детей.
Беседы: «Что такое культурное наследие. О русской культуре», «Русские народные игрушки», «Русская матрешка», «Россия моя мастеровая», «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни, «Богатыри земли русской», «Народные промыслы», «Масленица», «Святки Колядки». Познакомить детей с искусством гжельской, хохломской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала на тему:
«Эти мудрые русские сказки».
Народные сказки : «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Колобок». Способствовать формированию интереса к произведениям русского народного творчества через сказки.
Художественно-эстетическое развитие:
Мероприятие Цель
Лепка «Лепка Конек Горбунок» (пластилинография) :
«Гжель», «Золотая хохлома».
Учить детей выразительно передавать образы объектов. Воспитание гордости за свой народ в процессе художественно-творческой деятельности.
Рисование, аппликация:
«Изба», «Народно-прикладное искусство», «Народный костюм», «Русский самовар», «Масленица», «Святки-колядки», «Богатыри»,
«Любимые герои народных сказок». Знакомить детей с народно-прикладным искусством, с историей их возникновения. Учить выделять элементы узора (Гжель, Хохлома, создавать узоры по собственному
замыслу, используя знакомые элементы росписи.
Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
Рассматривание альбомов: «Гжель», «Хохлома», «Масленица к нам пришла», «Одежда русских людей», «Традиции русской семьи», «Богатыри русские». Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами в свободной деятельности.
Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы», «Русские народные узоры», «Народные костюмы», «Русские Богатыри», «Масленица». Приобщать детей к истокам народного творчества.
Д/и «Угадай роспись», «Составь узор», «Выложи узор», «Что перепутано». Закрепление названий народных промыслов, домашней утвари и т. д.
Слушание народных песен (аудиозапись).
Развлечение: Святки-Колядки, Масленица. Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.
Физическое развитие:
Мероприятие Цель
Пальчиковая гимнастика: «Заря –зарница», «Такие разные дела», «За работу».
Физминутка: «Богатыри»
Игра м/ п: «Платочек», «Горелки», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеек», «Карусель». Познакомить детей с русскими народными, хороводными играми. Развивать образное восприятие хороводов, коммуникативные умения с помощью народных игр.
Взаимодействие с родителями
Цель: повышение педагогической культуры родителей, приобщение родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы
Консультации:
- «Значение родителей к приобщению детей к русским традициям»
- «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуры»
- «Традиции русского чаепития»
- «Во что играли наши бабушки»
-«Народные традиции и праздники»
- «Русский народный промысел»
- «Как люди на Руси жили».
Сочинение мини сказок с зарисовками.
Помощь в создании мини-музея «Русская Изба», изготовление атрибутов.
III. Заключительный этап
Развлечение: «Русские посиделки»
Мини – музей «Русская изба»
Мини - макет «Русский изба»
Выводы:
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства:
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Литература:
1. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова» Знакомство детей с русским народным творчеством” : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. и др. –СПб. : «Детство-Пресс», 2004.
2. М. Ф. Литвинова. “Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста” : Практическое пособие. – М. Айрис-пресс, 2003.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. :
Детство-Пресс,2010.
4. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба…“Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада”. –СПб. : «Детство-Пресс»
Ресурсы интернета:
1. https://infourok.ru/proekt-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-naarodnoy-kulturi-i-bitu-v-podgotovitelnoy-gruppe-pchelki-2014161.html
2. https://multiurok.ru/files/proiekt-traditsii-russkogho-byta-russkaia-izba.html
3. https://infourok.ru/proekt-bit-i-tradicii-russkogo-naroda-3180051.html
Отчет о проделанной работе
Уголок народного быта
Экскурсия в мини музей
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Разработала Воспитатель Рябицкая И](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143638.jpg)
Лепка «Лепка Конек Горбунок»
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Актуальность Время наше сложное это время социальных перемен](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143683.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Народные игры забавы и игрушки заменяются компьютерные игры телевизионные экраны](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143690.jpg)
Бабушкина сказка семьи Макиян Лианы
Жили – были в лесу дедушка Медведь и бабушка медведица и был у них внук Мишка. Летом они ходили собирать малину. И вот одним таким летним днем Мишка спросил у дедушки: «Почему мы каждое лето делаем одно и тоже?» Дедушка Медведь ответил: «Это наша традиция!» «Я помню, как мой дед вместе со мной собирал малину, и мы готовим варенье, с которым пили чай всей семьей и теперь я с радостью передаю эту традицию тебе». Мишка улыбнулся и решил тоже передавать эту традицию своим детям и внукам. И теперь традиция по сбору малины и готовки варенья продолжалось уже несколько поколений.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину задача особенно актуальная сегодня не может](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143742.jpg)
Бабушкина сказка семьи Калининой Алисы
Как-то вечером Зайчик и Лисенок собрались идти домой. Лисенок сказал: - Зайка мы завтра с Ёжиком и Мишкой идем на земляничную поляну. Пойдешь с нами? Я знаю, как ты землянику любишь.
-Не могу, я маме обещал посадить морковь на огороде. На следующий день, где жили зайцы в дверь домика постучались. Открой дверь, Зайчик на пороге увидел своих друзей.
-Мы пришли тебе помочь. Дружно сказали друзья, без вас я бы и до обеда не управился. Выполнив всю работу отправились они за ягодами. Набрав ягод, собрались они домой где мама Зайчиха испекла земляничный пирог. Все вместе они сели пить чай.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Быт наших предков предметы быта и утварь быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа освоения народной культуры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143752.jpg)
Бабушкина сказка семьи Венеровской Пелагеи.
Жила – была девочка, которая любила сладенькое и каждый раз перед сном она мечтала попасть в страну шоколада и леденцов.
Вот однажды она оказалась на планете «Маршмелоу», где на деревьях росли конфеты, реки были из лимонада, а земля вся шоколадная. И только она захотела нырнуть в воду, раздался громкий звонок, это был будильник. Открыв глаза, девочка поняла, что это был сон. Все утро она рассказывала маме о своем путешествие. В детском саду ребята внимательно слушали рассказ о ее сне.
И в конце она сказала: «Вот бы реально попасть в такую страну».
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Публикация Проект Быт и традиции русского народа для подготовительной к школе группы размещена в разделах Быт наших предков предметы быта и утварь Подготовительная группа Проекты](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143811.jpg)
Бабушкина сказка семьи Мискарян Сергея.
Жили – были дед и баба. Было у них много внуков, но жили они далеко и приезжали редко. И вот пришел день, когда должны приехать внуки. Дед говорит: «Надо баба испечь много пирогов». Приехали внучата, наелись до отвала. А дед с бабой и рады. Не зря на Руси говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами»
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Проектная деятельность Русские народные традиции и обычаи Темочки Одной из задач по нравственно патриотическому воспитанию является развитие интереса к](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143821.jpg)
Бабушкина сказка семьи Соловьянова Ивана
В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына Иван, Петр и Григорий. В один прекрасный день гуляли они по саду, к вечеру пришли к замку. А у ворот встречают их царь с царицей и говорят: «Напали на нашу землю разбойники. Собирайте войска и прогоните их с нашей земли!»
И поскакали братья с разбойниками сражаться. Три дня и три ночи была битва, много людей полегло на поле сражения, но братья победили.
Вернулись они домой с победой. Царь с царицей загордились своими сыновьями и устроили пир на весь мир!
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Русские народные традиции и обычаи русским традициям](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143861.jpg)
Бабушкина сказка семьи Бекоева Елзара.
Жил – был сирота Тимошка. Взяли его к себе злые люди. Тимошка много на них работал за кусок хлеба. Он сеял пшеницу, а осенью собирал урожай. Ходил в лес за ягодами и грибами. Вот как-то в очередной раз послали его хозяева в лес за грибами. Когда он набрал целую корзину грибов, вдруг увидел большой, красивый гриб-боровик. Только хотел его сорвать, гриб с ним заговорил. Он попросил мальчика не срывать его, за что боровик его отблагодарит. Мальчик согласился и н тронул гриб, а гриб хлопнул в ладоши и случилось чудо. Тимошка оказался в новом доме, а рядом с ним его добрые и заботливые родители.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре быте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143870.jpg)
Бабушкина сказка семьи Чалова Семена
Гриша пригласил Мишу на день рождение. Миша выбрал подарок и собрался в гости. Но так торопился, что забыл подарок дома и пришел на праздник без него. Миша очень расстроился и даже боялся заходить.
Гриша открыл дверь и очень обрадовался:
- Привет мой друг!
-Привет! С Днем рождения! Только я пойду домой, я подарок забыл.
-Ты что, Миша! Не переживай главное, что ты пришел! Я рад тебе, а не подарку!
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства но и традиции национальной культуры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143906.jpg)
Бабушкина сказка семьи Малыхиной Дарьи
Жили - были бабушка, дедушка и внученька Машенька. Они жили дружно, но помощи от Маши не было. Вот однажды пошли бабушка с дедушкой в лес по ягоды и заблудились. А Машенька плачет, кричит их около леса, зовет. Вдруг с леса эхо отвечает. Не берегла ты родных не помогала им. Пока не исправишься не отпущу бабушку и дедушку домой. Побежала Машенька дела делать: дом убрала, печь стопила, пироги напекла. А вскоре и бабушка с дедушкой вернулись. С тех пор Машенька всегда помогала им.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Мы хотим чтобы дети выросли любящими свою Родину свой народ и культуру русские народные танцы игры устный народный фольклор считалки стихи потешки прибаутки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143914.jpg)
Бабушкина сказка семьи Фомина Данниила
Мишка Гоша был изобретателем. Пришла как-то к нему в гости Лисичка, а Мишка был весь грязный, так как изобретал что-то новое. Лисичка ему сказала: «Гоша ты бы вымылся, а то весь в грязи». Мишка ответил, что уже вчера мылся и ему надоело каждый день мыться.
- «Надо что ни будь изобрести, чтобы никогда не мыться» - сказал Мишка. Изобрел Мишка Эликсир чистоты. Эликсир ему очень помогал убрать грязь. Мишка так обрадовался. Что вылил на себя весь флакон и стал невидимым. Когда к Мишки пришли друзья, они очень испугались и подумали, что Мишка приведение. Мишка посмотрел на себя в зеркало и тоже испугался. Тогда он решил изобрести другой эликсир, чтобы стать видимым. Новый эликсир сделал его видимым, но больше Мишка не захотел экспериментировать с эликсирами чистоты, а стал купаться каждый день.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Народные игры способствующие воспитанию дисциплины воли приучают быть детей честными и правдивыми](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143970.jpg)
Бабушкина сказка семьи Сергеевой Дарьи
Жили-были в лесу дедушка Заяц и бабушка Зайчиха. И был у них внук Зайчишка. Каждое лето они отправлялись лес собирать разные ягоды. Но, однажды зайчику стало скучно в лесу, он не понимал зачем делать одно и тоже из года в год и спросил у дедушки: «Почему мы каждое лето собираем ягоды? Дедушка Заяц ответил: «Это наша традиция, Зайчишка. Я помню, как мой дедушка вместе со мной собирал ягоды, и мы готовили варенье, которым потом наслаждались всей семьей. И теперь я с радостью передаю эту традицию тебе». Зайчик улыбнулся и решил тоже передавать эту традицию своим детям и внукам. И так, традиция сбора ягод и готовки варенья продолжалась уже несколько поколений. Зайчик понял, что традиции – это то что передается из поколения в поколение и помогает сохранить историюсвоей семьи и культуру нашей страны.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности патриотизма формируют основы самосознания и индивидуальности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1008037-1709143980.jpg)