Карташова
Проект «Будь здоров, малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта Будь здоров, малыш!
Тип проекта Творческий
По характеру содержания Включает ребенка и его семью
По характеру участия ребенка в проекте Участник от зарождения идеи до получения результата
По характеру контактов Осуществляется внутри одной возрастной группы; в контакте с семьей
По количеству участников Групповой
Возраст детей Дети средней группы
Продолжительность Долгосрочный
Публикация «Проект „Будь здоров, малыш“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Образовательная область программы «Познавательное развитие»
Тематическое поле Значение понятия «Здоровья» для каждого человека
Актуальность Образовательная область «Физическое развитие» требует от нас формировать у детей элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др., которые всегда стоят на первом месте. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Проблема Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений». Такое определение дает Всемирная организация здравоохранения. В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющие им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность – 20%; воздействия окружающей среды (экологические и природно – климатические факторы) – 20%; влияние факторов организации медицинского обслуживания 10%; социально-экономические факторы и образ жизни – 50%. Эти данные заставляют нас обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Ее составляют отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.
Цель Формирование культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи
1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Этапы реализации проекта I этап - подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей знаний и представлений о «здоровье» диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о «здоровье».
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми.
III этап - итоговый, включает в себя:
1. презентация проекта; «я за ЗОЖ»
2. итоговое развлечение «Мы и здоровье».
Результат Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
Следить за своим внешним видом.
Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо, вытираться после умывания.
Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
Приобретение нового опыта работы по воспитанию здоровой культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
Пополнится развивающая среда в группе;
Внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по здоровому воспитанию.
Презентация проекта Презентация в форме занятия: «Здоровый малыш!».
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Образовательная область «Физическое развитие» требует от нас формировать у детей элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др., которые всегда стоят на первом месте. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
В дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Повышение качества образовательного процесса по здоровому воспитанию через организацию совместной познавательно-исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по здоровому воспитанию.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у дошкольников знаний об здоровье.
Укрепление связи семьи и ДОО.
Формирование у детей интереса к ЗОЖ.
ЗАДАЧИ
1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Гипотеза исследования: целенаправленная работа по здоровому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- будет вестись систематическая работа на занятиях;
- работа по здоровому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
НОВИЗНА
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по здоровому воспитанию, через реализацию проектной деятельности. Новизна данного проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включенностью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность, дающую бесспорные положительные результаты.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники педагоги и родители. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, педагогами.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к здоровью, здоровому образу жизни. Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению со здоровом образом жизни.
Была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а также родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по экологическому воспитанию детей в ДОО, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап - обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностирование детей с выявлением уровня сформированности знаний и представлений о здоровье. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме занятия: «Будь здоров, малыш».
ФОРМЫ РАБОТЫ
С детьми:
1. Беседы педагога с детьми:
- познакомить детей со здоровым образом жизни, со спортом, витаминами.
2. Занятия:
- первично-ознакомительные;
- углубленно-познавательные;
- обобщающие;
- комплексные.
3. Чтение художественной литературы.
4. Просмотр театрального представления «Мой додыр».
5. Познавательное развитие:
- рассказы из личного опыта;
- беседы о здоровье.
6. Проведение тематических занятий по ЗОЖ.
С родителями наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; конкурсы; семейная гостиная.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения.
- элементарный анализ.
- метод моделирования и конструирования.
- метод проектной деятельности.
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о здоровье, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
- беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Для детей:
Сформируются элементарные знание о здоровье;
Повыситься уровень наблюдательности;
Появится интерес к ЗОЖ;
Для родителей:
Появится понимание необходимости в ЗОЖ;
Повысится интерес к совместной деятельности ;
Гармонизируются детско-педагогические отношения;
Для педагогов:
Повышение профессионализма;
Пополнится развивающая среда в группе;
Внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по ЗОЖ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям. Одним из решений здорового воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОО и семье. Опыт работы может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Будь здоров, малыш!»
в средней группе.
Тема Организованная
деятельность с детьми Совместная деятельность
педагогов и детей Совместная
деятельность
с родителями Консультативная
информация
для родителей
Сентябрь (Анкетирование родителей и диагностика детей)
Октябрь
«Как приучить ребёнка, быть аккуратным»
1. Познавательное развитие «Правила гигиены» (картинки-схемы)
2. Художественно – творческое развитие. Изобразительная деятельность «Мыло мой лучший друг» - Беседа «Одежда», «Обувь»;
- Заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье;
- игры. Оформление фотоальбома «Наше здоровье».
Консультация «Гигиена ребенка».
Ноябрь
«Спорт - это здоровье!"
1. Познавательное развитие «Что я знаю о спорте»,
2. Художественно - творческая деятельность: Выставка рисунков на тему «Мой любимый вид спорта». - ООД «Через спорт к здоровью»;
Беседа "На зарядку - становись!"
Дидактические игры: «Водичка, водичка», «Вымой руки»
Чтение сказки
К. Чуковского «Федорино горе»
Дидактические игры: «Постираем кукле платье»,
Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий;
Памятка для родителей «Внешний вид малышей :
Декабрь
Секрет здоровый улыбки".
1. Познавательное развитие и социально коммуникативное развитие «Болеют ли зубы», «для чего нужны зубы человеку»
2. Художественно – творческое развитие: Коллективная аппликация-коллаж «Моя улыбка» Беседа "Зачем мы дышим" Беседа "Что еще умеет нос.
Чтение Э. Мошковская "Уши", "Мой замечательный нос"
С. «»Маршак "Одна дана нам голова", "Шепчет ротик", "Настя в гостях у зубной щетки".
Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада. Консультация для родителей "Как правильно чистить зубы".
Январь
"Витамины укрепляют организм". Художественно - творческая деятельность. «Овощи и фрукты».
Лепка из пластилина на тему «Фруктовый салат».
Дидактическая игра "Витамины - это таблетки, которые растут на ветке".
Загадки о фруктах, овощах, ягодах.
Сюжетно-ролевая игра "Овощной магазин".
Дидактические карточки: фрукты, овощи, ягоды.
Привлечение родителей к обустройству участка зимними фигурами. Памятки «Вкусно и полезно!»
Февраль
Сохрани свое здоровье сам".
1. Художественно – творческое развитие «Снеговик»
. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз.
Чтение и обсуждение произведения "Царь и рубашка".
Закаливание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, Совместные рисунки детей и родителей: «Моя зимняя прогулка». Оформление стенда: «Мы за здоровый образ жизни»
Март
«Здоровая пища». Познавательное развитие – коммуникативное развитие «Все о здоровом питании»
Коллективная аппликация «Полезная и вредная пища»
Чтение К. Ушинский «Лекарство»
2. Беседа: «Здоровая пища».
3. Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника» или «Аптека».
Посещение родителями с детьми парков города. Консультация «Питаемся правильно»
Апрель
«Здоровый образ жизни» «Экскурсия в медицинский кабинет». Игры с бегом: "Быстро возьми, быстро положи";
игры с прыжками: "Лягушки и цапли"; Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…» Конкурс «Азбука здоровья». Папка-передвижка на тему
«Здоровый образ жизни»
Май
«Режим дня» Художественно – творческое развитие. Изобразительная деятельность: «Я люблю спорт», «Мой режим дня», «Летние забавы». Беседы на тему: «Наши верные друзья», «Что такое режим?», «На зарядку – становись!» Чтение художественной литературы по теме «Режим дня» : Грозовский М «Распорядок дня», Степанов В. «Что показывают стрелки?» Просмотр и анализ мультфильма «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья» : Привлечение родителей к обустройству летней веранды. Консультация «Режим дня дошкольника».