Елена Чигаркова
Проект «Босиком к здоровью» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-игровой проект
«БОСИКОМ К ЗДОРОВЬЮ!»
Направление деятельности: оздоровительно-профилактическое
Возраст детей: 4-5 лет
Тип проекта : познавательно-игровой
Вид проекта : долгосрочный
Вопросы проекта :
- Можно ли укрепить свое здоровье через хождение босиком?
- Важно – ли, чтобы ножки были здоровыми?
- Что нужно делать, чтобы ножки не болели?
Публикация «Проект „Босиком к здоровью“ в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Цель проекта : создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей через создание системы профилактики плоскостопия в детском саду.
Задачи проекта :
- укрепить здоровье детей через босохождение;
- закрепить двигательные умения и обогатить двигательный опыт новыми способами движения;
- способствовать формированию правильной осанки и профилактика плоскостопия;
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной работе по закаливанию детей и профилактике плоскостопия.
Необходимое оборудование:
дорожка здоровья (щебень, галька. шишки, колпачки от фломастеров, крышка мелкая, крышка крупная, конструктор, мятая бумага) (приложение 1); ткань, для хождения по мокрой прохладной поверхности.
Актуальность проекта заключается в том, что формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятия физкультурой часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.
Плоскостопие является наиболее распространённым заболеванием опорно – двигательного аппарата у маленьких детей. Это деформация стопы с уплощением её свода. Плоскостопие способно полностью нарушить "рессорные " функции подошвы ноги, привести к болезням позвоночника, таза, коленных суставов и самой стопы
Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся.
Именно по этой причине надо периодически проводить профилактику плоскостопия.
Проект направлен на развитие у детей потребности и привычки здорового образа жизни. Повышение общего состояния здоровья ребенка. На приостановление развития плоскостопия у детей, укрепление мышц и связок стоп через ежедневную нагрузку.
Проект способствует повышению уровня знаний родителей по предотвращению плоскостопия у ребенка через взаимоотношение с воспитателями группы.
Ожидаемый результат:
- Дети с удовольствием ходят босиком по разнообразным поверхностям
- Укрепилось общее состояние здоровья детей
- Расширился кругозор детей о способах укрепления своего здоровья
Предполагаемые продукты проекта :
- Папка передвижка: «Босиком к здоровью» (приложение 2)
-Фотовыставка «Босиком к здоровью» (приложение 3)
- Выставка рисунков «Камешки на берегу» (приложение 5)
Этапы работы по проекту :
- Сбор информации
- Подготовка консультации для родителей «Босиком к здоровью»
- Подбор комплекса упражнений для профилактики плоскостопия
- Чтение художественной литературы
- Проведение бесед, игр (приложение 6)
- Сбор материалов и изготовление массажных элементов «Дорожка здоровья»
- Непосредственное использование «Дорожки здоровья» : хождение босиком по разнообразным сухим поверхностям, хождение босиком по прохладной сырой поверхности
- Фотовыставка: «Босиком к здоровью»
Литература
1. Воронова Е. К. «Физическое развитие детей 2-7 лет», Волгоград издательство Учитель - 2011г.
2. Подольская Е. И. «Формирование двигательной активности детей 3-7 лет» Волгоград, издательство Учитель - 2011 г.
3. Прищепа С. С. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», М. : Творческий центр - 2009 г.
4. Прохорова Г. А. «Утренняя гимнастика детей 2-7 лет», М. : Айрис-пресс - 2006 г.
Приложение 6
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1. «Гибкий носок»
2. «Каток»
3. «Босыми ногами»
4. «По следам»
5. «К вершине»
Подвижные игры
«Гибкий носок»
ИНВЕНТАРЬ:
3 гимнастические скамейки и стулья для воспитателя.
ПОДГОТОВКА:
вдоль стен зала расположить 3 гимнастические скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя, центр зала оставить свободным.
Ход ИГРЫ:
Сидя лицом К воспитателю, дети руками захватывают край стула (скамьи, спиной касаясь стены, выпрямляют ноги.
На счет воспитателя дети притягивают носки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе, потом в быстром). Вместе с воспитателем дети делают ногами различные движения вверх-вниз, повороты налево-направо, круговые движения, опираясь на пальцы. По команде «Встать!» дети строятся за скамейкой, левую ногу ставят на скамейку, опираясь на правую. Отталкиваясь правой ногой, поднимаются на носок левой и спускаются. После 6-8 движений по указанию воспитателя дети меняют исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой.
После чего дается команда «Разойдись!». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках (45-50с, а затем по команде «По местам!» занимают свои места на скамейке у стены.
Во второй половине игры дети одновременно и последовательно де6лают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение 4-5 раз, после чего опять дается команда «Разойдись!», дети бегают врассыпную по всей площадке.
МЕТ. УКАЗАНИЯ:
в конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера с исходным положением лежа на спине и животе.
«Страус»
ИНВЕНТАРЬ:
две гимнастические скамейки или доски длиной 3, 5-4 м, шириной 20-25 см, маленькие деревянные палочки длиной 8-1 О см, диаметром 1-1, 5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей.
ПОДГОТОВКА:
по ширине зала на 1-1, 5 м от стены разложить веревку, обозначая волчье логово. На другом конце площадке на гимнастической стене поставить наклонно ребристые доски.
Ход ИГРЫ:
I часть. Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно в лесу. Участники игры ходят на носках, пятках с глубоким перекатом стопы, поочередно полуприседая и выпрямляясь. Медленно они должны дойти до волчьего логова. По сигналу страуса «Волк!» птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора, а волк старается их поймать. Пойманного птенца волк уносит с собой в логово. (Повтор 4 раза)
IIчасть. Страус рассыпает по всей площадке мелкие предметы, которые предлагает собрать своим птенцам, захватывая пальцами ног. Дети собирают, потом поднимаются и спускаются по наклонной доске, после чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк!» бегут домой.
МЕТОД. УКАЗАНИЯ:
следить за осанкой, захватывание предметов производится равное число правой и левой ногой.
«По следам»
ИНВЕНТАРЬ:
две дорожки (длина 8-10 м, ширина 60-70 см, на одной из которых отпечатаны следы шага 75-80 см, угол разворота носков 150 (рис. А) При веревке по 4 м.
Две дорожки (длина 8-1 О м, ширина 60-70 см) с отпечатанными следами стоп, где длина шага 40 см (3-я дорожка) и 50 см (4-я дорожка, угол разворота носков 15° (рис. Б)
ПОДГОТОВКА:
по длине зала на расстоянии 3-4 м друг от друга параллельно расстелить по полу дорожки с отпечатками следов стоп. По длине дорожки на расстоянии 60-70 см от нее разложить веревку. Сидя на скамейке, дети показывают, где у них правая нога, где левая.
Ход ИГРЫ:
I часть. Воспитатель объясняет, что по первой дорожке дети должны пройти, ставя стопы на следы только левой ногой, по другой дорожке – правой ногой, а по веревкам, расположенным на полу, нужно пройти то правой, то левой ногой.
После команды «Разойдись!» дети начинают б6егать по комнате и через 35-40 секунд беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (по-вторить 4 раза)
II часть. На втором этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвертую дорожку. (повторить 4-5 раз)
МЕТОД. УКАЗАНИЯ:
игру можно усложнить за счет изменения элементов шага: длины, ширины, угла разворота носков, за счет увеличения скорости, темпа, амплитуды, движения рук и ног и т. д. Следить, чтобы дети ставили стопы точно след в след, голову вперед при этом не наклоняли. Следить за осанкой.
Упражнения на укрепление мышц стопы и голени
и формирование свода стопы.
Они могут применяться на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних заданий и т. п. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех-пяти раз на этапе разучивания комплекса. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнении.
«Веселый зоосад»
1. «Танцующий верблюд»
И. п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пол не отрывать).
2. «Забавный медвежонок»
И. п. - стоя, на внешней стороне стопы, руки на пояс. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.
3. «Смеющийся сурок»
И. п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.
4. «Обезьянки - непоседы»
И. п. - сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и. п.
5. «Резвые зайчата»
И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.
Для каждого занятия выбирают три - пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т. п. - В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Приложение 4
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия
И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
1. Здравствуйте – до свидания. Совершать движения стопами от себя/ на себя.
2. Поклонились. Согнуть и разогнуть пальцы ног.
3. Большой палец поссорился со своими братьями. Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.
4. Пальчики поссорились, помирились. Развести носки ног в стороны, свести вместе.
5. Пяточки поссорились, помирились. Развести пятки в стороны, свести вместе.
И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.
6. Ёжик. Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).
7. Подними платки. Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).
8. Растяни ленточку. Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).
9. Нарисуй фигуру. Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).
И. П. стоя.
10. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
11. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
12. Мишка косолапый. Ходьба на внешней стороне стопы.
13. Ходьба по различным поверхностям, бревнам и т. п.
Приложение 1
Дорожка здоровья
Крышка крупная Счет, посудка, пирамидка, катание колесиков, фишки
Крышка мелкая Счет, чашка от посудки, сравнение с крышкой крупной (больше, меньше,фишки, разучивание цветовой гаммы, констуирование
Конструктор Счет, конструирование, строительство, товары для магазина, разучивание цветовой гаммы
Шишки Прокатывание в ладонях, счет, сравнение (больше-меньше, изучение живой природы
Колпачки от фломастеров Счет, сравнение (длинне-короче, (выше-ниже, конструирование, прокатывание между ладонями, изучение цветовой гаммы
Галька Счет, изучение неживой природы, строительство, сравнение с шишкой (гладкий – шершавый, (теплый -холодный)
Щебень Строительство, счет, изучение неживой природы, сравнение с галькой (гладкий-шершавый, по форме
Листы бумаги Сминание в руках – психоэмоциональная разгрузка, различие цветов
Приложение 6
Конспект закаливания по методу босохождения на тему «Котята»
Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению после сна, активация физиологической активности организма детей, закаливание
детского организма.
Задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость, стремление общаться со сверстниками и взрослыми.
2. Активизировать двигательную активность детей, побуждая выполнять необходимые действия.
3. Воспитывать любовь к выполнению физических упражнений.
Методы и приемы: сюрпризный момент (игровой, художественное слово (словесный, наглядный показ.
Оборудование: игрушка-зайчик, дорожки здоровья, колокольчик, корзина, силуэты ягод из картона.
Предварительная работа: изготовление атрибутов, индивидуальная работа по развитию основных видов движений.
Ход
1. Пробуждение; воспитатель звенит в колокольчик.
В. : Колокольчик золотой.
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит,
«Закаляйтесь!» - всем велит.
2. Комплекс закаливающих упражнений в кровати. В. : На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх за голову, потянуться. (4р.)
Вот на спинку все легли
Расшалились тут они.
И. п. : лежа на спине, руки за головой. Выполнить упражнение «Жуки» (4 р.).
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх перед собой и потереть ладони друг об друга (4р.).
3. Комплекс закаливающих упражнений перед кроваткой.
В, : Встали мои котятки, Выгнули спинки.
И. п. : стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться (4р.).
Разгладили лапки.
И. п. : стоя, ноги вместе. Потереть руки и ноги от пальчиков вверх.
Разгладили спинку.
И. п. : то же. Потереть спину руками.
Разгладили грудку.
И. п. : то же. Погладить грудь.
Вымыли щечки.
И. п. : то же. Погладить щеки ладошками.
И пошли гулять по лесочку. Дети на носочках выходят в группу.
4. Ходьба по дорожкам здоровья.
В. : А теперь пойдем мы в лес,
Где деревья до небес.
Идем по дорожке,
Высоко поднимая ножки.
Киски по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
(Дети выполняют спокойную ходьбу на носочках).
(Выполнение ходьбы по дорожке здоровья).
(Выполнение ходьбы по звучащей массажной дорожке).
5. Босохожление.
В. : И попали на лужайку.
Где резвиться серый зайка.
Дети подходят к стульчику, на котором сидит игрушечный заяц.
В. : Зайчик быстро скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-шалунишки.
Но наш зайка ускакал,
А нам полянку показал.
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться. Дети скачут, подражая зайчишкам.
Дети переходят на спокойную ходьбу.
На полу разложены вырезанные силуэты ягод. Дети ходят, наклоняются, собирают их.
В. : Котятки мои нагулялись, закалились, земляники набрали и, конечно, устали. Давайте землянику сложим в корзиночку.
В. : А теперь котятки покружились и в ребяток превратились, а ребятки сели на стульчики и отдохнули.
Приложение 2
Рекомендации инструктора по физической культуре для родителей
О пользе босохождения
Современные ученые-медики, а также специалисты восточной медицины доказали, что хождение босиком положительным образом влияет на здоровье человека. Стопа является сильной рефлексогенной зоной человеческого организма. На ней находится множество биологически активных точек, связанных с определенными органами и системами и отвечающих за стимуляцию их деятельности.
С давних времен босохождение практиковалось врачами Древнего Египта и Древней Греции с целью укрепления иммунитета, профилактики многих заболеваний и даже развития умственных способностей. Известно, что в те далекие времена дети, не достигшие 18 лет, ходили босиком.
В условиях современной цивилизации наши ноги привыкли к комфорту и обуви. Даже дома мы предпочитаем уютные тапочки. При этом совсем не задумываемся о пользе хождения босиком и возможности закаливания. Существует мнение, что ребенок может простудиться и заболеть, если будет ходить по холодному полу или земле. Однако это как раз результат того, что ребенок почти постоянно находится в обуви. Ношение обуви создает определенный привычный микроклимат для стопы. Поэтому любое изменение температуры подошвы ног может вызвать стресс и, как следствие, заболевание.
Очень важно закалять стопы, чтобы они были менее чувствительны к температурным колебаниям. Это естественным образом повышает иммунитет.
Существует мнение, что любая обувь препятствует естественному заземлению. Постоянно находясь в обуви, ребенок лишен возможности избавиться от электрических зарядов, скопившихся на поверхности тела в процессе движения, ношения синтетической одежды, хождения по синтетическим поверхностям. Накопление статического заряда приводит к усталости, плохому сну, неврозам.
Поэтому не стоит упускать возможность походить босиком по полу, траве, земле, песку, гальке, по любым безопасным неровным поверхностям. Конечно, при этом следует учитывать основные принципы закаливания – постепенность, систематичность и непрерывность.
Помимо закаливающего эффекта, ходьба босиком способствует укреплению связок, костей и мышц стопы, а у детей – их правильному формированию, что является отличной профилактикой и лечением плоскостопия, а также любых ортопедических нарушений. Кроме того, босохождение способствует улучшению эластичности кровеносных сосудов нижних конечностей и кровообращения в ногах.
Длительная и регулярная ходьба босиком вырабатывает красивую осанку и грациозную походку. К тому же закаленные стопы быстрее прогреваются зимой в мороз и легче охлаждаются в летнюю жару. Жара переносится намного легче, если ходить разутым, так как через стопы из организма выводится излишнее тепло.
При босохождении увеличивается интенсивность деятельности практически всех мышц организма, стимулируется кровообращение, улучшается умственная деятельность. Помимо всех достоинств, босохождение – это сильный положительный эмоциональный заряд для всего организма.
Используйте хождение босиком для укрепления здоровья!