Ольга Сабирьянова
Проект «Большие права — маленькому гражданину»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Большие права – маленькому гражданину!»
Воспитатель: Сабирьянова О. А.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Большие права — маленькому гражданину“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм, установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать : без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
• Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.
• Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определённого порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, ещё в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
• Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Гипотеза:
Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.
Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка».
Задачи:
• Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
• Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
• Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.
• С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями воспитанников, повысить правовой уровень культуры родителей.
• Подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребёнка, ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.
Ожидаемый результат:
• Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
• Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
• Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
• Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
• Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей.
• Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
• Повышение уровня правовой культуры родителей.
Этапы реализации проекта
Информационно-накопительный:
Цель: Создание условий для реализации проекта.
- Интернет- ресурсы.
- Подбор информационной литературы.
- Подбор произведений, сказок, пословиц и поговорок о мире и дружбе.
- Подбор наглядного материала.
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.
- Выставки книг, рисунков, поделок.
- Оформление информационного стенда для родителей по данной теме.
- Создание условий и разработка конспектов в соответствии с ФГОС ДО для проведения бесед и НОД.
Организационно-практический:
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по реализации проекта.
- Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
- Оформление наглядной и предметно-развивающей среды в соответствии с планом деятельности над проектом.
- НОД, продуктивная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, игровая деятельность, слушание музыкальных произведений по данной теме.
Работа с родителями:
- Оформление информационного стенда и другой наглядной агитации.
- Организация консультации.
- Создание «Семейного древа»
Презентационно-завершающий:
Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов.
- Выставка художественно- творческой деятельности рисунков «Моя семья»
- Подарок для мамы. (Посвященный ко Дню Матери)
- Досуг: «Права сказочных героев»
Реализация проекта
Образовательная область «Познавательное развитие»
НОД: «Твои права и Страна сказок»
Задачи: способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
продолжать формировать навыки работы с компьютером.
НОД «Конвенция о правах ребенка»
Задачи: расширять представления о том, что существуют законы, которые записаны в документах, которые помогут людям мирно сосуществовать, не нарушая права другого человека. Воспитывать уважение к другим людям. Познакомить детей с правом на имя, семью, научить применять это право в жизни, способствовать социально-нравственному развитию.
Познакомить со старинными именами, как давали их в древние времена. Закрепить и расширить представление о семье. Дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи. Воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.
НОД «Мы разные, но у нас равные права»
Задача: довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование. Рассказать детям о том, что каждый из них имеет право на охрану своего здоровья. Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.
Дидактические игры:
• «Ласковое имя»
• «Взрослые имена»
• «Цепочка имен»
• «Запрещается-разрешается»
• «Чего не стало?»
• «Я помогаю маме»
• «Кто, что делает»
• «Кто, где работает»
• «Обязанности в нашей семье»
• «Чужой за дверью»
• «Назови ласково»
• «Полезно-не полезно»
Образовательная область «Речевое развитие»
НОД Пересказ рассказа Ушинского К. Д. «Сила – не право»
Задача:
закрепить у детей понятие о добре и зле, прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества. Воспитывать положительные качества личности, учить детей быть воспитанными, доброжелательными. Развивать любознательность, активность, целеустремленность.
НОД Составление рассказов по картине «Мамины помощники»
Задача:
формировать представление о том, что любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им, конкретных делах; воспитывать любовь к маме; развивать эстетическое восприятие, мышление, речь. Познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально-нравственному развитию.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование:
НОД «Моя семья»
Задача: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании красками. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.
НОД «Дом, в котором я живу»
Задача: учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно). Закрепить представления детей о предметах, имеющих треугольную и квадратную форму. Учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать творчество, умение работать самостоятельно. Воспитывать аккуратность в работе.
Лепка:
НОД «Человек – это я!»
Задача: учить детей лепить человека из пластилина, его части (голова, руки, ноги, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать пластилин на доске, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Закреплять умение работать аккуратно.
Ручной труд: НОД «Подарок для мамы» Задача: способствовать расширению знаний о праздниках - «День матери». Развивать интерес к изготовлению поделки своими руками, умение видеть и самостоятельно выбирать способы украшения работы. Воспитывать у детей доброе отношение и любовь к своей маме, чувство благодарности за заботу и желания сделать для мамы приятное.
Слушание музыкальных произведений: «Дадим шар земной детям»; «Солнечный круг, небо вокруг.» Выучить песню: «Пусть всегда будет солнце». Слушание и обсуждение песни мамонтенка из мультфильма «Мама для мамонтенка».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры:
• «Пешеход и водители»
• «Что мы делаем – не скажем»
• «Три поросенка»
• «Мамины помощники»
• «Снежная королева»
•
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Чтение художественной литературы
Задача: стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и
общением по содержанию прочитанного; продолжать формировать интерес к чтению
произведений больших форм (чтение с продолжением); развивать способность к
эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.
Рассказ : «Сила – не право» К. Ушинский.
Загадки о правах.
Стихотворение: «Правила для воспитанных детей» Г. Шалаева; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский; «Жадина» Я. Аким; «Я – человек, ты - человек» И. Семёнова; «Ты и твоё имя» Э. Успенский.
Сказки: - «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Снегурочка»; инсценировка по сказкам «Заюшкина избушка» и «Маша и медведь», «Кот, Петух и лиса», «Похищенное имя»
Беседы:
- «Нужны ли правила поведения в обществе?»
Задача: формировать представления о правилах поведения, как общепринятых во всем мире нормах поведения. Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Формировать понимание значимости свободы для человека. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать проблемные ситуации.
- Рассматривание ситуационных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача: раскрыть понятия «плохо» и «хорошо». Развивать словарный запас у детей, формировать умение налаживать контакт с окружающими. Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.
- «Права и обязанности дома и детском саду»
Задача: формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
- «Как и зачем люди отдыхают»
Задача: дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых».
Самостоятельная деятельность детей
Сюжетно – ролевые игры:
Задача: совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов. Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов, проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности. Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.
• «Семья»
• «Школа»
• «Детский сад»
• «Больница»
Конструирование: «Такие разные дома»
Задача: уточнить и расширить знания о строительстве домов; виды домов, этажность. Формировать навыки творческого конструирования. Воспитывать самостоятельность при использовании полученных знаний; воспитывать доброжелательное отношение.
Продукт проектной деятельности :
Выставка рисунков «Моя семья»
Подарок для мамы. (Посвященный ко Дню Матери)
Досуг: «Права сказочных героев»
Работа с родителями:
Оформление родительского уголка и другой наглядной агитации (Папка – передвижка «Десять заповедей для родителей», «Права детей»)
Консультации: «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»,
«Права ребенка», «Как открыть ребенку свою любовь», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Конвенция о правах ребенка».
Участие родителей в создании «Семейного древа»
Результат реализации проекта :
Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью : свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т. к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений со взрослыми и сверстниками.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Литература.
1. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».
2. Голицына Н. С., Огнева Л. Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка».
3. Голицына Н. С «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
5. Журавлёва Л. С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет».
6. Журнал «Дошкольная педагогика» № 7-2010.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников».
8. Маханева М. Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие».
9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»
10. «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры /авт. -сост. Т. А. Харитончик.
11. «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях» /авт-сост. Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И.
12. Селихова Л. Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
13. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет».
14. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».