Елена Трофимова
Проект «Бизиборд» как средство развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта:
Воспитатель 1 кв. категории Трофимова Е. А.
Паспорт проектной работы
Тема проекта: ««Бизиборд» как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
Типология проекта: совместный детско-родительско-взрослый творческо-информационный
Участники проекта: Администрация ДОУ, дети 2 младшей группы (3-4 года); воспитатели группы № 9; специалисты ДОУ, родители группы № 9.
Публикация «Проект „Бизиборд“ как средство развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Бизиборд
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Срок реализации: 09 октября– 30 апреля 2018 года
Пояснительная записка
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, – когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Ощущения и восприятие ребенка не должно происходить стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, иначе оно будет поверхностным, неполноценным.
Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) .
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Данный проект является частью проекта «Проект организации сенсорного пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения «Будильник»».
Проблема
С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, у детей развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика. Именно на развитии мелкой моторики в настоящее время делают основной акцент педагоги детских образовательных организаций. В настоящее время существует большое разнообразие игровых методик по этому направлению работы с детьми.
Для организации игровой деятельности воспитанников мне хотелось придумать что-то новое, интересное, красочное. Хотелось активизировать внимание воспитанников, пробудить интерес в процессе игры. Наиболее интересной из игровых технологий мне показалась идея создания бизиборда.
Бизиборды (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности.
Цель проекта:
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с помощью развивающей доски «Бизиборд».
Задачи проекта:
Воспитатель:
• Разработать и апробировать комплекс игр с развивающей доской – «бизиборд».
• Выступить с темой проекта на педсовете.
• Провести итоговое открытое занятие для воспитателей ДОУ.
Дети:
• сформировать представление у детей о функциональном назначении «бизиборда»;
• создать условия для самостоятельного практического экспериментирования детьми;
• развивать тактильные ощущения, моторику пальцев, логику и мышление.
• воспитывать усидчивость, умение сосредотачиваться.
Родители:
• познакомить с развивающей доской – «бизибордом»;
• восполнить знания родителей о педагогических возможностях развивающих игр;
• привлечь родителей к изготовлению «бизибордов»;
• активизировать участие родителей в образовательном процессе.
Актуальность данного проекта
В последнее время большое внимание уделяется сенсорному развитию детей, а так же нарушениям, связанным с его развитием. Все больше детей испытывают проблемы, связанные с развитием сенсорных способностей. В современном мире дети с раннего детства малоподвижны, постоянно находятся под влиянием всевозможных гаджетов. То есть детям не хватает различных ощущений: тактильных, двигательных, ощущений при изменении положения тела в пространстве, а ведь именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Новизна данного проекта состоит в использовании различных форм работы с родителями, детьми в единой системе развивающей, консультационной, психопрофилактической работы, а также в введении инноваций в ДОУ, посредством введения новых педагогических технологий [2].
Данный проект является инновационным для нашего ДОУ, поскольку позволяет развить, ввести и реализовать следующие здоровьесберегающие технологии:
- обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка) и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и в семье;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры психического профессионального здоровья педагогов);
- учебно-воспитательные технологии обучения здоровому образу жизни (обучающие заботе о своём здоровье и формировании культуры здоровья у детей и родителей, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);
- педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Кроме того, стоит отметить ещё одну педагогическую технологию, которая реализуется через данный проект и также является инновационной для нашего ДОУ. Это – педагогика сотрудничества [2].
Ожидаемые результаты
- создание развивающей доски - «Бизиборд».
-
- повышение педагогической компетентности участников образовательных отношений
Гипотеза: Предложенный вариант развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста позволит обеспечить гармоничное развитие детей, создать атмосферу положительных эмоций в группе, а также учесть индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, уровень активности, а также обеспечит соответствие требованиям ФГОС ДО.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный с 09.10.2018. г. – 31.10.2018 г.
1 Мониторинг Изучение методической литературы по выбранной теме -Октябрь 2018 г.
2 Методическая разработка Написание проекта ««Бизиборд» как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста». - Октябрь 2018 г.
2 этап – практический с 01.11.2018. г. – 28.02.2018г.
1 Диагностика детей Диагностика развития сенсорных способностей детей- Ноябрь 2018 г.
2 Подбор и создание собственными силами игрового, дидактического, раздаточного, исследовательского оборудования Изготовление развивающей доски - «Бизиборд» -Ноябрь 2018 г. - февраль 2018 г.
3 Методическая разработка
Разработка картотеки игр и упражнений: релаксационных, развивающих, исследовательских -Ноябрь 2018 г. – февраль 2018 г.
4 Разработка конспектов ННОД
Разработка конспектов ННОД с использованием развивающей доски «Бизиборд» - Декабрь 2018 г- Февраль 2019 г.
5 Апробация Обучение детей самостоятельной игре с «Бизибордом» и проведение развивающих занятий с детьми по сенсорному развитию. -
Январь 2019 г. – Апрель 2019 г.
6 Заключительная диагностика Заключительная диагностика по развитию сенсорных способностей детей-Апрель 2019 г.
3 этап – Заключительный с 01.03.2019 г. – 30.04.2019 г.
1 Участие в выставке "Современное оборудование для сенсорных зон в ДОУ, выполненное своими руками" - Март 2019 г.
2 Участие в фотовыставке «Сенсорные тактильные панели»-Март 2019 г.
3 Творческий отчёт Защита авторских проектов- Март 2019 г. – Апрель 2019 г.
4 Статьи на сайте ДОУ "Освещение реализации проекта по созданию сенсорного пространства в условиях дошкольного образования - Март 2019 г. –апрель 2019 г.
5 Мастер-классы «Создание развивающей доски «Бизиборд»»-Март 2019 г. –апрель 2019 г.
6 Участие в фотовыстваке «Современные подходы и технологии в организации работы с детьми в дошкольной организации по сенсорному развитию» -Март 2019 г. –апрель 2019 г.
7 Методическая разработка «Сборник проектов по сенсорному развитию детей всех возрастных групп ДОУ»- март 2019 г. –апрель 2019 г.
8 Методическое пособие «Конспекты занятий по сенсорному развитию дошкольников». Опыт работы педагогов - Март 2019 г. –апрель 2019 г.
9 Публикации статей в изданиях различного уровня: Муниципального, Всероссийского, Регионального, Международного. - Март 2019 г. –апрель 2019 г.
Проектный продукт:
• Развивающая доска «Бизиборд»
• Картотека упражнений и игр (для развивающей доски «Бизиборд»).
• Разработка конспектов ННОД с использованием развивающей доски «Бизиборд».
• Публикация статьи в изданиях различного уровня: Муниципального, Всероссийского, Регионального, Международного.
• Методическое пособие «Конспекты занятий по сенсорному развитию дошкольников». Опыт работы педагогов МАДОУ «Детский сад №48»
Библиографический список
1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ; Под ред. Л. А. Венгера – Москва : «Просвещение», 1988. – С. 7 – 12.
2. Зиновьева С. В., Шайдуллина Е. З. Проект организации сенсорного пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения «Будильник»
3. Кузнецова, М. В. Развитие восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях сенсорной комнаты / М. В. Кузнецова, Н. А. Буравлева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. – 2012. – № 4 (11). – С. 165-169.
4. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова – Москва, 2007.
5. Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому / М. Монтессори, – Москва: Издательство Карапуз, 2000.
6. Лисс О. В. Организация сенсорной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения // Современная педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/09/5817
7. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Москва: «Просвещение»,
8. Жевнеров В. Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно – методическое пособие. – СПб. : Издательство “ХОКА”, 2007. – 416 с.
9. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М. : АРКТИ, 2009. – 88 с. :
10. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М. : АРКТИ, 2008. – 80 с.
11. Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 года №1155.
12. Проскурякова И. Ю. Организация сенсорного пространства в ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Интернет-ресурс.
13. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.