Елена Крисанова
Проект «Азбука здоровья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67 «Виктория»
Педагогический проект
в подготовительной к школе группе
Подготовили : Крисанова Е. В.
Аристархова Е. А.
г. Смоленск
2022
ТЕМА: «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев
Публикация «Проект „Азбука здоровья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы проекта.
Новизна проекта в интеграции знаний ЗОЖ в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми и взаимодействия с родителями воспитанников, в создании инновационной здоровьесберегающей среды.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Формирование физически здорового и социально-адаптированного ребенка через организацию единого здоровьесберегающего процесса и приобщение родителей к здоровому образу жизни.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Расширять представление детей о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится;
Приобщать воспитанников к физической культуре и здоровому образу жизни;
Формировать у дошкольников элементарные знания в области гигиены, медицины, физкультуры;
Продолжать развивать двигательные навыки и физические качества детей;
Совершенствовать физические способности детей в совместной двигательной деятельности;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей
ВИД ПРОЕКТА :
Долгосрочный, групповой
ТИП ПРОЕКТА :
Познавательно-оздоровительный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Сентябрь 2022 – май 2023
РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Информационные (методические материалы и пособия);
Материально-технические (ПК, магнитофон, физкультурное оборудование и спортивный инвентарь)
ЭТАПЫ
ПРОЕКТА
ЗАДАЧИ ЭТАПА СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРОКИ
Подготовитель-
ный этап Осуществить подбор методического материала.
1. Сбор информации по теме проекта;
2. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта;
3. Подбор иллюстраций, произведений художественной литературы, создание презентаций, предметно-развивающей среды по данной теме. сентябрь
2. Разработать программу мероприятий с детьми Подбор, разработка и составление тематических мероприятий (схем бесед, сценариев досугов, спортивных праздников, дней здоровья)
Основной этап 1. Способствовать повышению уровня физического развития и укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
2. Развивать навыки ведения здорового образа жизни.
3. Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности
4. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье Программа мероприятий с детьми, направленная на формирование привычки здорового образа жизни, повышение двигательной активности детей посредством разных форм деятельности
октябрь - апрель
Заключительный этап Систематизировать и обобщить материал по данной теме Презентация мероприятий в рамках реализации проекта. май
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети: имеют представления о том, что такое здоровье и знают, как поддержать, укрепить и сохранить его: знают и называют основные системы организма человека; имеют представления о том, что полезно и вредно для здоровья; осознанно относятся к своему здоровью; делают оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье; используют полученные знания в повседневной жизни
Родители: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
-
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
Ежедневное проведение: утренняя гимнастика, оздоровительные игры на прогулке, бодрящая гимнастика после сна, динамические паузы, пальчиковые, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми. Соблюдение режима проветривания группы, витаминизация: соки, напитки, фрукты.
ФОРМЫ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ СРОКИ
Предметно-развивающая среда *Центр здоровья ( материал по валеологии: книги, альбомы, атласы, журналы, д/игры, модели, картотека игр по ЗОЖ, пальчиковых игр).
*Центр двигательной активности ( оборудование для развития двигательной активности детей: спортивный инвентарь, детские массажёры, корригирующие дорожки, картотека подвижных игр, атрибуты к подвижным играм)
*Центр творчества (тематические раскраски)
*Центр игры (атрибуты к играм «Больница», «Поликлиника», «Аптека»)
*Уголок «Здоровья» для родителей
*Фотоальбом «Мы спортивные ребята»
в течение года
Я и мое тело
Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием. НОД: «Изучаем свой организм» (с. 87)
Продуктивная деятельность: аппликация «Мальчики и девочки»
Безопасность: «Улица полна неожиданностей»
Беседы: «Чтобы лучше видеть, чтобы лучше слышать…», «Мои помощники-органы чувств», «Наши верные друзья» (о составляющих ЗОЖ)
Составление мини-рассказов «Как мы провели выходной день»
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Составь целое», «Наши эмоции», «Человек-части тела»
Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника», «Утренняя зарядка для всей семьи».
Рассматривание плаката «Строение тела человека», энциклопедии «Человек»
Отгадывание загадок о частях тела и органах чувств.
Игра-эксперимент: «Наши помощники» (органы чувств, Что я могу? (части тела и их возможности)
Минутка безопасности «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
октябрь
Питание. Витамины
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах
НОД: «Будешь правильно питаться, со здоровьем будешь знаться»
Продуктивная деятельность: лепка «Корзинка полезных продуктов»
Безопасность: «О правилах важных – пожароопасных»
Беседы: «Полезные и вредные продукты», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» Дидактические игры: «Правила питания», «Угадай на вкус», «Вершки и корешки», «Полезно-вредно»
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин полезных продуктов», «Приготовим обед»
Пальчиковые игры «Фруктовая ладошка», «Овощной салат»;
Чтение: Л. Зильберг «Витамины», Ю. Тувим «Овощи», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», М. Безруких «Разговор о правильном питании», С. Маршак «Пожар», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»;
Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»
Минутка безопасности: «Моем перед едой овощи и фрукты»
День здоровья
КВН «Знатоки правильного питания»
ноябрь
Прогулка. Спорт Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. НОД: «Спорт – это жизнь»
Продуктивная деятельность: рисование «Мой любимый вид спорта»; лепка «Я делаю зарядку»
Безопасность:
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением разных видов спорта
Беседы: «Спорт в жизни детей», «Для чего нужна прогулка?»
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин спортивных
товаров», «Тренировка»
Дидактические игры: «Алгоритм одевания на прогулку», «Что для чего?» (спорт. инвентарь, «Сложи картинку», «Мяч в ворота» (на дыхание)
Прослушивание песен на спортивную тематику: «Трус не играет в хоккей», «Старт даёт Москва»
Отгадывание загадок о спорте, спортивном инвентаре
Чтение: Э. Успенский «Зарядка», Т. Шорыгина «Зарядка и простуда», С. Маршак «Мяч», А. Усачев «Футбольный мяч»
Разучивание пословиц и поговорок о спорте, ЗОЖ
Минутка безопасности «Как вести себя в спортивном зале», «Безопасность в нашей группе»
декабрь
Сон. Режим дня Формировать представления о здоровом образе жизни; Расширять представления о важности сна для здоровья, соблюдения режима дня. НОД «С утра до вечера"
Безопасность: «Зимние каникулы»
Беседа «Мы порядком дорожим - соблюдаем свой режим», «Для чего нужен сон»;
Массаж биологически активных зон «Снеговик».
Дидактические игры: «Разложи картинки по порядку», «Части суток», «Когда так бывает?», «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»
Рассматривание плаката «Режим дня», «Зимние забавы»
Чтение: Т. Шорыгина «Зачем соблюдать режим», Н. Лоткин «Тихий час», И. Токмакова «Колыбельная», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Минутка безопасности: «Не ешь снег и сосульки», «Как был наказан любопытный язычок»
День здоровья
январь
Гигиена. Чистота -залог здоровья Расширять представления о важности для здоровья гигиенических процедур. НОД: «Чистота – залог здоровья»
Беседы: «Что такое чистота и зачем её соблюдать?», «Для чего нужно чистить зубы?», «Что такое микробы, где они живут»
Экскурсия в прачечную
Разучивание пословиц и поговорок о чистоте.
Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Салон красоты»
Дидактические игры: «Алгоритм мытья рук», «Предметы личной гигиены», «Что для чего?»
Ситуативная беседа «Как сохранить свою кожу здоровой?»
Минутка безопасности «Правила поведения в умывальной комнате», «Чем не стоит делиться»
Трудовой десант «Большая стирка», «Скажем пыли: «Нет!»
Создание коллажа «Предметы чистоты»
Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», И. Демьянов «Руки – то у Вани…», «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», …», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»
Спортивное развлечение с родителями
февраль
Закаливание. Сам себе я помогу и здоровье сберегу. Цель: Расширять представления о важности для здоровья закаливания. Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Беседы: «Зачем и как нужно закаляться?», «Что лучше - болеть, или быть здоровым?», «Кто с закалкой дружит - никогда не тужит»
Показ презентации: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
Тренинг «Как правильно вызвать «скорую помощь» при несчастном случае?»
Игровая терапия: игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения).
Составление рассказов «Чтобы быть здоровым…»
Чтение: Т. Шорыгина «Стихи про закалку», рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!»; пословиц и поговорок о закаливании, загадывание загадок о солнце, воде, воздухе.
март
Привычки. Что такое хорошо, и что такое вредно?
Цель: воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью, систематизировать знания о привычках, закрепить правила личной гигиены. НОД: «Что такое хорошо, и что такое вредно?»
Безопасность: «В мире опасных предметов»
Беседа «Полезные и вредные привычки»
Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Раз, два, три, что может быть опасным – найди», «Отбери предметы, которые трогать нельзя»
Чтение: Г. Остер «Неправильные привычки»; С. В. Михалков «Как медведь трубку нашел», Т. Шорыгина «Сказка о принцессе Иголочке»
День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»
КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»
апрель
Сотрудничество с семьей Участие в выставке совместного творчества родителей и детей «Дары осени»
Консультация для родителей: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» октябрь
Выставка совместных детско-родительских работ «Дерево здоровья»
Консультация «Питание ребенка-дошкольника».
Памятка для родителей: «Законы правильного питания» ноябрь
Консультация «Физкультура! Когда, как и зачем?»
Стендовая информация «Спортивный уголок дома». декабрь
«Здоровая семья - счастливый ребёнок», «Весёлые прогулки зимой всей семьёй». январь
Консультация «Игры, которые лечат»
Советы родителям: «Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье» февраль
Выставка рисунков «Как я закаляюсь дома»
Консультация: Информационные перегрузки и утомление у детей дошкольников
Стендовая информация: Тренинг безопасности для родителей март
Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха апрель
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА : семинар – практикум в ДОУ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка : [Текст] как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М: Аркти, 1993 – 132 с.
2. Асташина, М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников [Текст] : учебное методическое пособие /М. П. Асташина. – Омск, 2002.
3. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения [Текст] : индивидуально-ориентированный подход /Т. В. Ахутина. - Школа здоровья, 2000, №2 - С. 21 – 28.
4. Воротникина, И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст]./И. М. Воротникова. – М. : Энас, 2006.
5. Картушина, М. Ю. Зеленый огонек здоровья [Текст] /М. Ю. Картушина. – М., ТЦ Сфера, 2007.
6. Картушина, М. Ю. Быть здоровыми хотим : [Текст] : оздоровительные и познавательные занятия для детей подг. группы детского сада/ М. Ю. Картушина. – М: ТЦ Сфера, 2004. – 384 с.
7. Конеева, Е. В. Детские подвижные игры: [Текст] : материал о занятиях физкультурой в ДОУ с акцентом на подвижные игры / Е. В. Конеева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.– 251 с.
8. Литвинова, О. М. Система физического воспитания в ДОУ [Текст] : Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры / О. М. Литвинова. – Волгоград. : Учитель, 2007.
9. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребёнка [Текст] : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений/ М. Д. Махнева. – М. :АРКТИ, 1999.
10. Оверчук, Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] /Т. И. Оверчук. – М. : Просвещение, 2004.
11. Шорыгина, Т. А. Беседы о здоровье [Текст] /Т. А. Шорыгина. - Москва, 2004.