МААМ-картинки

Проект «Азбука здоровья» для старшей группы

Елена Кондракова
Проект «Азбука здоровья» для старшей группы

Актуальность:

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи

с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Россиян сейчас умирает так много, а рождается так мало, что, по сути, каждый ребенок является достоянием страны. Тем более что здоровье детей ухудшается год от года. Ученые утверждают, что у нас абсолютно здоровы только 3 %.

Публикация «Проект „Азбука здоровья“ для старшей группы» размещена в разделах

В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. Здоровье как общественная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. В этой связи закономерно, что дошкольное образование в последние годы тоже повернулось лицом к данной проблеме, ведь от состояния здоровья детей напрямую зависит благополучие любого общества. Если на сегодняшний день у 80% детей дошкольного возраста наблюдаются какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер, а к моменту окончания школы их число увеличивается до 90 и более % (по сведениям РАМН). Соответственно под угрозой оказывается всё взрослое население общества, поскольку ослабление здоровья подрастающего поколения в геометрической прогрессии

угрожает здоровью последующих поколений. Выдающийся педагог Я. А. Коменский ещё в свое время заметил: «Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» Дошкольники в этом отношении являются наиболее перспективной возрастной категорией. К сожалению, состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается, не смотря на

усилия родителей, медиков, педагогов.

Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.

Целью работы по организации здоровьесберегающей среды стало повышение школьной готовности детей к усвоению общеучебных умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я - мое поведение – окружающий мир»; развитие экологического стиля мышления, способности

2

детей управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей

в себя работу по оздоровлению детей через занятия, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

Концептуальность:

Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В. А. Сухомлинского: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Мы уверены в том, что здоровье ребенка напрямую зависит от выполнения, причем качественного, своих должностных обязанностей и «теплого» отношения к сохранению здоровья каждого ребенка.

Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект “ Азбука здоровья” для работы с детьми старшего возраста.

Проблема:

Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей и приобщения детей к здоровому образу жизни.

Обоснование проблемы:

- неосведомленность родителей о важности здорового образа жизни, совместной двигательной деятельности с детьми.

- недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста.

- невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Гипотеза проекта : Применение здоровьесберегающих технологий, обучение детей правилам здорового образа жизни, пропаганда ЗОЖ среди родителей и совместная работа семьи и детского сада помогут воспитать здоровое поколение.

Цели проекта :

• Пропаганда здорового образа жизни.

• Развитие потребности ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.

• Обучение детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.

•Устанавливать тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании здорового образа жизни.

•Повышение стремления родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

•Развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.

3

Задачи проекта :

1. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

2. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

3. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

4. Обогащать представления детей о строении тела человека и его функциях.

5. Обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.

6. Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью.

Этапы реализации проекта :

1. Этап – подготовительный (декабрь2019г- январь 2020г.)

- Беседа с детьми по теме проекта.

- Диагностика детей.

- Обсуждение цели и задач, обоснование, предсказание путей реализации проекта со всеми участниками проекта.

- Подборка и изучение необходимой литературы.

- Подборка материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.

2. Этап — основной (февраль- март 2020г)

- Внедрение в воспитательно–образовательный процесс инновационных и эффективных методов и приёмов по расширению знаний о здоровом образе жизни.

- Заготовка материалов для создания огорода на окне, посев и семян и посадка растений, уход за ними.

- Выставка детских работ / рисунки, лепка / «Что мы вырастили».

- Создание фотоальбома «Как мы потрудились».

- Уточнение представлений детей о том:

что такое здоровье и как его сберечь;

что такое внутренние органы, для чего они работают;

что такое режим, гигиена и закаливание;

что такое витамины, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;

что такое полезные и не полезные продукты;

какая бывает вода;

какие бывают болезни, что их вызывает, что такое микробы и вирусы;

как предупреждать болезни, некоторые правила оказания себе первой помощи;

что такое аптека, для чего она нужна;

что такое лекарственные растения, лекарственные растения нашего края.

- Разработка и накопление методических материалов, разработка консультаций по теме проекта.

3. Этап — заключительный (апрель-май 2020г.)

- Обработка результатов по реализации проекта.

- Итоги диагностики.

- Выставка книг, памятки.

4

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Создать необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о здоровом образе жизни, развитии у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Повысить заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о здоровье детей и взрослых.

Привлечь родителей к реализации проекта.

Качественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:

- что такое здоровье и как его сберечь;

- что такое внутренние органы, для чего они работают; - что такое режим, гигиена и закаливание;

- что такое витамины, в чём они содержаться и как влияют на здоровье; - что такое полезные и не полезные продукты; - какая бывает вода;

- какие бывают болезни, что их вызывает, что такое микробы и вирусы;

-как предупреждать болезни, некоторые правила оказания себе первой помощи; - что такое аптека, для чего она нужна;

- что такое лекарственные растения, лекарственные растения нашего края.

Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители, узкие специалисты

ДОУ.

Формы проведения: непосредственная образовательная деятельность, беседы,

самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.

Продолжительность проекта : 6 месяцев (декабрь 2019г – май 2020г).

Реализация проекта в работе с детьми :

Ежедневная профилактическая работа

Создание системы двигательной активности в течение дня:

- утренняя гимнастика (ежедневно);

-профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);

- гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»;

- воздушное закаливание;

- прогулки с включением подвижных игр;

- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);

- эмоциональные разрядки, релаксация;

- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение).

Профилактическая работа в течение года:

- оздоровительная площадка;

5

- рациональное питание;

- профилактика заболеваемости (ароматизацию помещений (чесночные букетики, чесночно-луковые закуски, салаты из свежих овощей и фруктов, использование оксалиновой мази перед прогулками в зимне-весенний период);

- упорядочение режима дня, проведение занятий на свежем воздухе, регулярные физкультурные занятия с использованием разнообразного спортивного инвентаря;

- организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.

Беседы, чтение художественной литературы:

«Беседа о здоровье, о чистоте». Решение проблемных ситуаций;

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;

• Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры);

«Что вкуснее таблетки или овощи?»;

• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании;

• Блиц-опрос детей «Что я знаю о здоровье;

•Беседы «Лекарственные растения», «Чтобы быть здоровым», «Здоровая полноценная пища»;

• Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни;

• Заучивание пословиц, поговорок о здоровье;

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа" А. Кутафин и др.

НОД:

«Овощи и фрукты»;

«Главный моторчик нашего тела»;

«Сколько овощей на грядке»;

«Наши защитники: кожа, волосы и ногти»;

«Для чего человеку нос?»;

«Самая быстрая улитка в мире» (органы слуха человека);

«Чудесное яблоко» или «Зеркало души»;

«Наши умные помощники — органы чувств»;

«Для чего человек ест?»;

«Как сохранить зубы здоровыми;

«Что такое витамины?»;

«Посадка лука для зелени»;

«Превращения воды»;

«Как стать сильным?»;

«Лекарственные растения»;

«Советы Айболита»;

«В поисках волшебного цветка здоровья»;

Игры:

Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Съедобное — несъедобное», «Опиши, мы отгадаем» и др.

• Организация на воздухе подвижных игры «Делай, как я», «Ловишки в кругу» и т. д.

Работа с родителями:

•Консультации (Воспитание здорового ребёнка, памятки, рекомендации).

• Выпуск газеты для родителей «Ваше здоровье».

• Оформление копилки «Бабушкины рецепты».

• Викторина «Если хочешь быть здоров».

• Фотовыставка «Я учусь быть здоровым».

• Составление кроссвордов о здоровье (спорт, витамины, правильное питание).

•Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.

• Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов».

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

• Выставка рисунков «Я учусь быть здоровым».

• Ярмарка «Урожай» (поделки из овощей и фруктов).

• Индивидуальные проекты – презентации «Как я забочусь о здоровье своего ребенка».

Перспективный план реализации проекта

«Азбука здоровья»

Декабрь

«Чудесное яблоко» или «Зеркало души».

Цели. Познакомить с органом чувств — глазом и его основными функциями. Продолжать учить способам снятия напряжения с глаз, глазной гимнастике.

Материалы и оборудование. Схемы строения глаза человека, схематичные изображения полезного и вредного для глаз.

Литература. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 197-198.

«Наши умные помощники — органы чувств».

Цели. Сформировать у детей представления о способах познания окружающего мира. Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств. Развивать умение понимать мимику человека.

Материалы и оборудование. Модели органов чувств, реквизит для игр «Узнай по запаху»,

«Узнай на вкус», «Какой инструмент звучит?»

Литература. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 225-231.

Январь

• Викторина «Если хочешь быть здоров».

«Для чего человек ест?»

Ц е л и. Сформировать у детей представления о том, что пища необходима для жизни человека, и об основных органах пищеварения. Развивать познавательный интерес к строению человеческого организма.

Материалы и оборудование. Схема пищеварения человека.

Литература. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 353-354.

«Как сохранить зубы здоровыми

Цели. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за полостью рта и зубами. Учить делать выводы. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Материалы и оборудование. Схема строения здорового и больного зуба. Литература. «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с. 24.

• Сюжетно - ролевая игра “Кафе”

Цели. Развитие потребности в полезной пище. Обогащение социального опыта. Воспитание навыков культуры поведения.

Февраль

• Беседа «Что вкуснее таблетки или овощи?»

«Что такое витамины?»

Программные задачи. Познакомить детей с понятием «витамины». Формировать познавательный интерес к витаминам и их роли в жизни человека. Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью.

Материалы и оборудование. Мнемотаблица «Доктора природы», иллюстрации продуктов, содержащих витамины.

«Посадка лука для зелени».

Ц е л и. Закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя модели. Сформировать представления о потребности растений в земле. Воспитать интерес к посадке растений.

Материалы и оборудование. Модель посадки лука, горшочек с землей, вода в лейке, лук. Литература. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 39.

• Фотовыставка «Я учусь быть здоровым».

• Экспериментальная деятельность “Превращения воды”

Цели. Расширять знания детей о различных состояниях воды. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты. Воспитывать познавательный интерес.

Март

• Выпуск газеты для родителей «Ваше здоровье».

• «Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» Цель. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».

Цели. Закреплять представление о работе аптеки, поликлиники. Воспитывать уважение к представителям профессий доктора,медсестры, аптекаря (провизора).

«Как стать сильным?»

Ц е л и. Вызвать у детей желание совершенствовать свои физические способности. Учить детей понимать, для чего нужны правила, побуждать к выполнению правил.

Материалы и оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, занимающиеся спортом.

Литература. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, с. 239-240.

Апрель

«Лекарственные растения».

Программные задачи. Познакомить детей с лекарственными растениями нашего края. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. Воспитывать осознанное отношение к употреблению в пищу лекарственных растений.

Игры. «Узнай целебную траву».

Материалы и оборудование. Иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, засушенные растения, гербарий «Растения нашего края», гербарий лекарственных растений, лекарственные сборы, мнемотаблица «Доктора природы».

Литература. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет, с. 44-47, «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с. 27, Н. О. Сизова «Валеология», с. 57.

• Консультация для родителей “Советуем посадить дома”.

«Советы Айболита».

Цели. Закреплять знания детей о пользе здоровьесберегающих условий жизни. Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формированию представления

о том, что в весеннее время особенно полезна витаминная пища и солнце. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Обобщать знания детей о закаливании. Развивать умение детей объяснять пользу гимнастики, закаливания, правильного питания.

Игры. «Порадуйся солнышку».

Материалы и оборудование. Мнемотаблица «Доктора природы», гербарий лекарственных растений.

Литература. «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с. 27, Н. О. Сизова «Валеология», с. 57, Система экологического воспитания в ДОУ. Сост. О. Ф. Горбатенко, с. 74.

Май

«В поисках волшебного цветка Здоровья».

Цель. Вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье, помочь в развитии привычки ЗОЖ. Познакомить с основными витаминами и их полезными свойствами.

Материалы и оборудование. Письмо от Непослухи, волшебный цветок с надписями, коллаж «Уход за зубами», раздаточный материал для проведения игры «Зуб – неболейка», продукты (муляжи, картинки для игры «Витаминка», диск со слайдами «Остров Тётушки Совы», аудиозаписи, мешочек с предметами личной гигиены (расчёска, зубная щётка, паста, носовой платок, мыло, полотенце, сигнальные карты с изображением зубов «больной» и «здоровый», мольберт, компьютер, угощение – фруктовый шашлычок.

• Оформление копилки «Бабушкины рецепты».

• Праздник “Азбука здоровья”

Задачи. Подведение итогов проекта “ Азбука здоровья”. Воспитание чувства ответственности за своё здоровье и необходимости заботиться о нём. Создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в воспитании дет

Диагностика эффективности проекта

«Азбука здоровья»

начало года

30

40

30

высокий

средний

низкий

В начале года дети показали следующие знания о здоровом образе жизни : высокий уровень – 30% средний уровень – 30% низкий уровень – 40%

конец года

10

50 высокий

40 средний

низкий

В конце года дети показали следующие знания о здоровом образе жизни : высокий уровень – 50% средний уровень – 40% низкий уровень – 10%

Список используемой литературы

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ) .

2. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми) .

3. Ковалева Г. А. воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника) .

4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.

5. Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М. : Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.

6. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми) .

Нормативно-правовое обеспечение

-Закон РФ «Об образовании»;

-Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным

Постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора;

-Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к

-максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных

формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16;

-Устав образовательного учреждения;

-Конвенция о правах ребенка;

-Конституция РФ, ст. 38,41,42,43;

-Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003 г. № 139.

Приложения к проекту :

1. Перспективный план реализации проекта.

2. Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».

3. Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

4. Потешки при умывании.

5. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Мяч и я – друзья».

6. Загадки, пословицы, поговорки и стихи о спорте и здоровом образе жизни.

7. Стихи про спорт и здоровый образ жизни.

8. Пословицы, поговорки, загадки фольклор считалки о лекарственных растениях.

9. Экологические игры.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о развлечении детей старшей группы «Дорожная азбука»Фотоотчёт о развлечении детей старшей группы «Дорожная азбука» Попова Валентина Безопасность имеет большое значение в жизни ребёнка. С юных лет необходимо воспитывать в детях навыки безопасного поведения.

Информационный проект «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы детского садаИнформационный проект «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы детского сада Гульназ Шагабутдинова. Информационный проект "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы детского сада. Тип проекта: обучающий,.

Краткосрочный проект в старшей логопедической группе «Азбука дорожной безопасности»Краткосрочный проект в старшей логопедической группе «Азбука дорожной безопасности» Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный. Сроки реализации: краткосрочный, одна неделя. Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Азбука здоровья» для старшей группы
Опубликовано: 21 октября 2024 в 19:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Азбука здоровья» для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кондракова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД