Елена Кондракова
Проект «Азбука здоровья» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи
с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Россиян сейчас умирает так много, а рождается так мало, что, по сути, каждый ребенок является достоянием страны. Тем более что здоровье детей ухудшается год от года. Ученые утверждают, что у нас абсолютно здоровы только 3 %.
Публикация «Проект „Азбука здоровья“ для старшей группы» размещена в разделах
В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. Здоровье как общественная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. В этой связи закономерно, что дошкольное образование в последние годы тоже повернулось лицом к данной проблеме, ведь от состояния здоровья детей напрямую зависит благополучие любого общества. Если на сегодняшний день у 80% детей дошкольного возраста наблюдаются какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер, а к моменту окончания школы их число увеличивается до 90 и более % (по сведениям РАМН). Соответственно под угрозой оказывается всё взрослое население общества, поскольку ослабление здоровья подрастающего поколения в геометрической прогрессии
угрожает здоровью последующих поколений. Выдающийся педагог Я. А. Коменский ещё в свое время заметил: «Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» Дошкольники в этом отношении являются наиболее перспективной возрастной категорией. К сожалению, состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается, не смотря на
усилия родителей, медиков, педагогов.
Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.
Целью работы по организации здоровьесберегающей среды стало повышение школьной готовности детей к усвоению общеучебных умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я - мое поведение – окружающий мир»; развитие экологического стиля мышления, способности
2
детей управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей
в себя работу по оздоровлению детей через занятия, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Концептуальность:
Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В. А. Сухомлинского: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Мы уверены в том, что здоровье ребенка напрямую зависит от выполнения, причем качественного, своих должностных обязанностей и «теплого» отношения к сохранению здоровья каждого ребенка.
Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект “ Азбука здоровья” для работы с детьми старшего возраста.
Проблема:
Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей и приобщения детей к здоровому образу жизни.
Обоснование проблемы:
- неосведомленность родителей о важности здорового образа жизни, совместной двигательной деятельности с детьми.
- недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста.
- невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Гипотеза проекта : Применение здоровьесберегающих технологий, обучение детей правилам здорового образа жизни, пропаганда ЗОЖ среди родителей и совместная работа семьи и детского сада помогут воспитать здоровое поколение.
Цели проекта :
• Пропаганда здорового образа жизни.
• Развитие потребности ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.
• Обучение детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
•Устанавливать тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании здорового образа жизни.
•Повышение стремления родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
•Развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.
3
Задачи проекта :
1. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
2. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
3. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
4. Обогащать представления детей о строении тела человека и его функциях.
5. Обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.
6. Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью.
Этапы реализации проекта :
1. Этап – подготовительный (декабрь2019г- январь 2020г.)
- Беседа с детьми по теме проекта.
- Диагностика детей.
- Обсуждение цели и задач, обоснование, предсказание путей реализации проекта со всеми участниками проекта.
- Подборка и изучение необходимой литературы.
- Подборка материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Этап — основной (февраль- март 2020г)
- Внедрение в воспитательно–образовательный процесс инновационных и эффективных методов и приёмов по расширению знаний о здоровом образе жизни.
- Заготовка материалов для создания огорода на окне, посев и семян и посадка растений, уход за ними.
- Выставка детских работ / рисунки, лепка / «Что мы вырастили».
- Создание фотоальбома «Как мы потрудились».
- Уточнение представлений детей о том:
что такое здоровье и как его сберечь;
что такое внутренние органы, для чего они работают;
что такое режим, гигиена и закаливание;
что такое витамины, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
что такое полезные и не полезные продукты;
какая бывает вода;
какие бывают болезни, что их вызывает, что такое микробы и вирусы;
как предупреждать болезни, некоторые правила оказания себе первой помощи;
что такое аптека, для чего она нужна;
что такое лекарственные растения, лекарственные растения нашего края.
- Разработка и накопление методических материалов, разработка консультаций по теме проекта.
3. Этап — заключительный (апрель-май 2020г.)
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Итоги диагностики.
- Выставка книг, памятки.
4
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Создать необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о здоровом образе жизни, развитии у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Повысить заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о здоровье детей и взрослых.
Привлечь родителей к реализации проекта.
Качественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:
- что такое здоровье и как его сберечь;
- что такое внутренние органы, для чего они работают; - что такое режим, гигиена и закаливание;
- что такое витамины, в чём они содержаться и как влияют на здоровье; - что такое полезные и не полезные продукты; - какая бывает вода;
- какие бывают болезни, что их вызывает, что такое микробы и вирусы;
-как предупреждать болезни, некоторые правила оказания себе первой помощи; - что такое аптека, для чего она нужна;
- что такое лекарственные растения, лекарственные растения нашего края.
Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители, узкие специалисты
ДОУ.
Формы проведения: непосредственная образовательная деятельность, беседы,
самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.
Продолжительность проекта : 6 месяцев (декабрь 2019г – май 2020г).
Реализация проекта в работе с детьми :
Ежедневная профилактическая работа
Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
-профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
- гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»;
- воздушное закаливание;
- прогулки с включением подвижных игр;
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение).
Профилактическая работа в течение года:
- оздоровительная площадка;
5
- рациональное питание;
- профилактика заболеваемости (ароматизацию помещений (чесночные букетики, чесночно-луковые закуски, салаты из свежих овощей и фруктов, использование оксалиновой мази перед прогулками в зимне-весенний период);
- упорядочение режима дня, проведение занятий на свежем воздухе, регулярные физкультурные занятия с использованием разнообразного спортивного инвентаря;
- организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Беседы, чтение художественной литературы:
• «Беседа о здоровье, о чистоте». Решение проблемных ситуаций;
• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;
• Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры);
• «Что вкуснее таблетки или овощи?»;
• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании;
• Блиц-опрос детей «Что я знаю о здоровье?»;
•Беседы «Лекарственные растения», «Чтобы быть здоровым», «Здоровая полноценная пища»;
• Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни;
• Заучивание пословиц, поговорок о здоровье;
• Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа" А. Кутафин и др.
НОД:
• «Овощи и фрукты»;
• «Главный моторчик нашего тела»;
• «Сколько овощей на грядке»;
• «Наши защитники: кожа, волосы и ногти»;
• «Для чего человеку нос?»;
• «Самая быстрая улитка в мире» (органы слуха человека);
• «Чудесное яблоко» или «Зеркало души»;
• «Наши умные помощники — органы чувств»;
• «Для чего человек ест?»;
• «Как сохранить зубы здоровыми?»;
• «Что такое витамины?»;
• «Посадка лука для зелени»;
• «Превращения воды»;
• «Как стать сильным?»;
• «Лекарственные растения»;
• «Советы Айболита»;
• «В поисках волшебного цветка здоровья»;
Игры:
• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».
• Дидактические игры: «Что лишнее?», «Съедобное — несъедобное», «Опиши, мы отгадаем» и др.
• Организация на воздухе подвижных игры «Делай, как я», «Ловишки в кругу» и т. д.
Работа с родителями:
•Консультации (Воспитание здорового ребёнка, памятки, рекомендации).
• Выпуск газеты для родителей «Ваше здоровье».
• Оформление копилки «Бабушкины рецепты».
• Викторина «Если хочешь быть здоров».
• Фотовыставка «Я учусь быть здоровым».
• Составление кроссвордов о здоровье (спорт, витамины, правильное питание).
•Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
• Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов».
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
• Выставка рисунков «Я учусь быть здоровым».
• Ярмарка «Урожай» (поделки из овощей и фруктов).
• Индивидуальные проекты – презентации «Как я забочусь о здоровье своего ребенка».
Перспективный план реализации проекта
«Азбука здоровья»
Декабрь
• «Чудесное яблоко» или «Зеркало души».
Цели. Познакомить с органом чувств — глазом и его основными функциями. Продолжать учить способам снятия напряжения с глаз, глазной гимнастике.
Материалы и оборудование. Схемы строения глаза человека, схематичные изображения полезного и вредного для глаз.
Литература. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 197-198.
• «Наши умные помощники — органы чувств».
Цели. Сформировать у детей представления о способах познания окружающего мира. Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств. Развивать умение понимать мимику человека.
Материалы и оборудование. Модели органов чувств, реквизит для игр «Узнай по запаху»,
«Узнай на вкус», «Какой инструмент звучит?»
Литература. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 225-231.
Январь
• Викторина «Если хочешь быть здоров».
• «Для чего человек ест?»
Ц е л и. Сформировать у детей представления о том, что пища необходима для жизни человека, и об основных органах пищеварения. Развивать познавательный интерес к строению человеческого организма.
Материалы и оборудование. Схема пищеварения человека.
Литература. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 353-354.
• «Как сохранить зубы здоровыми?»
Цели. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за полостью рта и зубами. Учить делать выводы. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Материалы и оборудование. Схема строения здорового и больного зуба. Литература. «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с. 24.
• Сюжетно - ролевая игра “Кафе”
Цели. Развитие потребности в полезной пище. Обогащение социального опыта. Воспитание навыков культуры поведения.
Февраль
• Беседа «Что вкуснее таблетки или овощи?»
• «Что такое витамины?»
Программные задачи. Познакомить детей с понятием «витамины». Формировать познавательный интерес к витаминам и их роли в жизни человека. Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью.
Материалы и оборудование. Мнемотаблица «Доктора природы», иллюстрации продуктов, содержащих витамины.
• «Посадка лука для зелени».
Ц е л и. Закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя модели. Сформировать представления о потребности растений в земле. Воспитать интерес к посадке растений.
Материалы и оборудование. Модель посадки лука, горшочек с землей, вода в лейке, лук. Литература. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 39.
• Фотовыставка «Я учусь быть здоровым».
• Экспериментальная деятельность “Превращения воды”
Цели. Расширять знания детей о различных состояниях воды. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты. Воспитывать познавательный интерес.
Март
• Выпуск газеты для родителей «Ваше здоровье».
• «Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» Цель. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».
Цели. Закреплять представление о работе аптеки, поликлиники. Воспитывать уважение к представителям профессий доктора,медсестры, аптекаря (провизора).
• «Как стать сильным?»
Ц е л и. Вызвать у детей желание совершенствовать свои физические способности. Учить детей понимать, для чего нужны правила, побуждать к выполнению правил.
Материалы и оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, занимающиеся спортом.
Литература. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, с. 239-240.
Апрель
• «Лекарственные растения».
Программные задачи. Познакомить детей с лекарственными растениями нашего края. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. Воспитывать осознанное отношение к употреблению в пищу лекарственных растений.
Игры. «Узнай целебную траву».
Материалы и оборудование. Иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, засушенные растения, гербарий «Растения нашего края», гербарий лекарственных растений, лекарственные сборы, мнемотаблица «Доктора природы».
Литература. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет, с. 44-47, «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с. 27, Н. О. Сизова «Валеология», с. 57.
• Консультация для родителей “Советуем посадить дома”.
• «Советы Айболита».
Цели. Закреплять знания детей о пользе здоровьесберегающих условий жизни. Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формированию представления
о том, что в весеннее время особенно полезна витаминная пища и солнце. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Обобщать знания детей о закаливании. Развивать умение детей объяснять пользу гимнастики, закаливания, правильного питания.
Игры. «Порадуйся солнышку».
Материалы и оборудование. Мнемотаблица «Доктора природы», гербарий лекарственных растений.
Литература. «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с. 27, Н. О. Сизова «Валеология», с. 57, Система экологического воспитания в ДОУ. Сост. О. Ф. Горбатенко, с. 74.
Май
• «В поисках волшебного цветка Здоровья».
Цель. Вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье, помочь в развитии привычки ЗОЖ. Познакомить с основными витаминами и их полезными свойствами.
Материалы и оборудование. Письмо от Непослухи, волшебный цветок с надписями, коллаж «Уход за зубами», раздаточный материал для проведения игры «Зуб – неболейка», продукты (муляжи, картинки для игры «Витаминка», диск со слайдами «Остров Тётушки Совы», аудиозаписи, мешочек с предметами личной гигиены (расчёска, зубная щётка, паста, носовой платок, мыло, полотенце, сигнальные карты с изображением зубов «больной» и «здоровый», мольберт, компьютер, угощение – фруктовый шашлычок.
• Оформление копилки «Бабушкины рецепты».
• Праздник “Азбука здоровья”
Задачи. Подведение итогов проекта “ Азбука здоровья”. Воспитание чувства ответственности за своё здоровье и необходимости заботиться о нём. Создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в воспитании дет
Диагностика эффективности проекта
«Азбука здоровья»
начало года
30
40
30
высокий
средний
низкий
В начале года дети показали следующие знания о здоровом образе жизни : высокий уровень – 30% средний уровень – 30% низкий уровень – 40%
конец года
10
50 высокий
40 средний
низкий
В конце года дети показали следующие знания о здоровом образе жизни : высокий уровень – 50% средний уровень – 40% низкий уровень – 10%
Список используемой литературы
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ) .
2. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми) .
3. Ковалева Г. А. воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника) .
4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.
5. Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М. : Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми) .
Нормативно-правовое обеспечение
-Закон РФ «Об образовании»;
-Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным
Постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора;
-Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к
-максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных
формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16;
-Устав образовательного учреждения;
-Конвенция о правах ребенка;
-Конституция РФ, ст. 38,41,42,43;
-Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003 г. № 139.
Приложения к проекту :
1. Перспективный план реализации проекта.
2. Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
3. Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
4. Потешки при умывании.
5. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Мяч и я – друзья».
6. Загадки, пословицы, поговорки и стихи о спорте и здоровом образе жизни.
7. Стихи про спорт и здоровый образ жизни.
8. Пословицы, поговорки, загадки фольклор считалки о лекарственных растениях.
9. Экологические игры.