Татьяна Егоровна Оленёва
Проект «Азбука движения, здоровья и безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : физкультурно – образовательно – творческо – оздоровительный.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной и старшей группы, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта : октябрь, ноябрь.
Проблема
Публикация «Проект „Азбука движения, здоровья и безопасности“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, дети сталкиваются с правилами безопасной жизнедеятельности дома, в детском саду, на улице: у них возникает много вопросов. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Взрослые не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Дети живут понятиями «здесь» и «сейчас», им трудно сознавать, что для них «опасно», а что «безопасно», складывается проблема: как помочь им чувствовать себя комфортно и безопасно, стремиться к здоровому образу жизни и успешно осваивать все основные гигиенические навыки, понимать их важность и привыкать систематически, выполнять их правильно и быстро. В процессе проекта детям предстоит сформировать представления: о зависимости здоровья от двигательной активности, соблюдения правил безопасности, закаливания и питания, желание заботится о своём здоровье. Понимать, что здоровый образ жизни – это основа, позволяющая быть активными в любых сферах деятельности: дома, в детском саду, на природе.
Актуальность
В рамках Федеральных Государственных Стандартов в поисках новых форм и методов работы с детьми, совершенствование разнообразных технологий, где ведущую роль деятельности дошкольника является игра, при взаимодействии с образовательными областями: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» - физическое воспитание является важнейшим звеном для развития ребёнка и реализации его психофизических возможностей в разнообразных видах деятельности. Данный проект развивает сообразительность, смекалку, воображение и творчество; объединяет общие задачи воспитания - качество знаний, двигательных умений, развитие инициативы и самостоятельной деятельности в организации игровых действий со сверстниками. В процессе проекта дети познают окружающий мир, учатся любить его и целенаправленно действовать в нём, совершенствуют опыт организации игр, творчески перерабатывают имевших место впечатлений, комбинируют построение новой действительности, отвечающей их запросам и впечатлениям.
Степень разработанности проекта
Учебные пособия, существующие на сегодняшний день, недостаточно широко раскрывают, эту крайне необходимую сферу деятельности, нацеленную на интеграцию образовательных областей для разностороннего физического развития воспитанников в доступной для их восприятия форме. Поэтому я решила раскрыть эту проблему более полно с помощью данного проекта
Объект проектной деятельности :
Практическое применение детьми полученных знаний в процессе проекта для разностороннего потенциала и раскрытия интересов, направленных на освоение основ здорового образа жизни в ходе игровой деятельности: игры путешествия, экскурсии в историю профессий медицинских работников, пожарных, спасателей; театрализацию соревнований с помощью сюжетных игр, эстафет.
Предмет проектной деятельности :
• Инновационные технологии
• Проектный метод
• Физкультурно-игровые технологии
• Условия, созданные для реализации проекта
Цель проекта :
Формирование гигиенической культуры поведения дошкольников, приобщение к здоровому образу жизни, безопасному поведению в окружающем мире, через сюжетно – ролевые, двигательные, театрализованные игровые действия.
Задачи проекта :
1. Систематизировать знания детей об основах культурно – гигиенических навыков с помощью двигательной, сюжетно – ролевой, театрализованной игровой деятельности.
2. Актуализировать имеющий у детей опыт игровой деятельности об опасных ситуациях дома, на улице и способах поведения в них.
3. Обогатить знаниями о здоровом образе жизни, гигиенической культуре, играми, эстафетами, при помощи которых в самостоятельной деятельности они будут с интересом, активностью, настойчивостью, переносить эти умения и навыки в новые условия.
4. Развивать физические качества; целеустремлённость, решительность, выдержку и самообладание.
5. Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно - гигиенических навыков.
6. Создавать условия для совместной деятельности, поощрять принятие детьми самостоятельного решения в неожиданных ситуациях.
7. Поддерживать успехи и достижения детей, испытывать чувство гордости за результаты их собственного и общего труда.
8. Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённых в ходе проекта.
9. Вовлечь родителей в творческий проект и его реализацию.
Гипотеза:
Если в ходе проекта, дети больше узнают о здоровом образе жизни, культурно - гигиенических навыках, их значении, а реализация инновационных технологий, идеи и замысел проекта будет решаться помощи средств ТСО, в соответствии с этим активизируется опыт физического развития, движения, оздоровления, формирования «Я – концепции» каждого ребёнка.
Ресурсы:
• Материально – технические
• ТСО
• Материальная база физкультурных пособий спортивного зала.
• Карточки разработок игр и эстафет.
• Материал для проведения продуктивной деятельности, игровой, самостоятельной деятельности.
2. Кадровые:
• Руководитель проекта инструктор по физической культуре.
• Исполнители проекта – воспитанники старшей и подготовительной группы.
• Воспитатели.
• Родители.
3. Информационные:
• Иллюстрированная справочная литература о здоровом образе жизни
• Информационные стенды о культурно – гигиенических правилах, стенды о здоровом образе жизни.
Принципы образовательного процесса:
• Практическое применение детьми полученных знаний и умений.
• Нежёсткое формулирование задач, их вариативность, повышающая самостоятельность и творчество детей.
• Интерес к деятельности, приносящий результат, личная заинтересованность детей в нём.
Методы образовательного процесса:
Наглядный метод:
• Наглядные приемы при обучении:
• игры – путешествия, соревнования,
• театрализованные представления, (сформулированные детям по замыслу «зачем», «почему» для решения данной проблемы)
• Имитация (подражание явлениям природы и общественной жизни);
• Использование наглядных пособий (картины, рисунки, слайды);
• Тактильно – мышечная наглядность (включение физкультурных пособий в двигательную деятельность детей);
• Слуховая наглядность, музыка (песня);
Словесный метод:
• Целенаправленная детская деятельность
• Словесные приёмы при обучении (ясное и краткое объяснение движений; пояснение, уточняющее отдельные элементы движения, указание, необходимые детям при самостоятельном выполнении).
• Беседа, вопросы к детям, уточнения правил, игровых действий и т. д.
Практический метод:
• Практические приё мы: игровые и соревновательные.
Реализация работы по проекту :
1 этап подготовительный:
• Дети знакомятся с игрой, обсуждают её замысел, распределяют роли, принимают участие в разработке игрового сюжета (для реализации игры, игрового сюжета, им ставится привлекательная игровая цель, организующая их действия и нацеливающая на конечный результат – праздник, развлечение).
• Разучиваются роли, и действия, которые используются в непосредственной деятельности детей.
• Создание воображаемой ситуации в соответствии с сюжетом игровой темы. Проведение игр в различных организационных формах: создание ситуации сопереживания игровому поведению детей, в игре присутствуют зрители – дети и родители, а также участники игры, актеры.
2 этап: практико-ориентированный
Деятельность родителей в реализации проекта :
• Помощь педагогам
• Беседы с детьми о здоровом образе жизни, гигиене
• Чтение литературы о здоровье, о здоровом образе жизни
• Рассматривание иллюстраций о спорте, фотографий о различных физических упражнениях способствующих здоровому образу жизни; просмотр передач о здоровом образе жизни, через средства массовых информаций.
• Обсуждение с детьми и родителями их совместного опыта в выполнении домашних заданий по проекту и занятиях спортом всей семьёй.
Организация работы над проектом
Предварительная работа:
1. Практическая образовательная деятельность, игры, игровые персонажи, целевые физические нагрузки. Двигательная деятельность с разучиванием основ культурно гигиенических навыков, введение игровых модулей, чтение художественной литературы.
2. Формирование гигиенической культуры, основ безопасного поведения в детском саду, в непосредственной двигательной деятельности.
3. Презентация проекта.
4. Изучение программно – методических пособий.
Программа «Детство»
Выполнение проекта :
1. Коллективная работа с детьми – подготовка игровой, театрализованной программы для детей и родителей детского сада.
2. Работа родителей и детей – реклама о витаминах и полезных продуктов.
3. Создание книжек о здоровом питании, витаминах.
4. Спортивный праздник: «Путешествие в королевство «Будь здоров»
5. Спортивное развлечение «Азбука здоровья, движения и безопасности»
Предполагаемые результаты:
1. Дети накапливают опыт и овладевают основами культурно – гигиенического поведения, безопасной жизнедеятельности дома, в саду, на улице, позволяющие им избежать неблагоприятных последствий в игровой и двигательной деятельности.
2. Приобретают определённый объём знаний и навыков бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих их людей, к чужой жизни.
3. Разучивают игры, эстафеты, игровые действия для познания окружающего мира, с помощью игровой, двигательной, сюжетной о ролевой - деятельности.
4. Смогут демонстрировать свои умения перевоплощаться в игровых персонажей, оказывать посильную помощь при нестандартных игровых ситуациях в ходе проекта на праздниках и в самостоятельной игровой деятельности.