Светлана Лукьянова
Проект «Азбука дорожных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТ «АЗБУКА дорожных наук»
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь - декабрь 2018г)
Участники проекта : дети старшей - подготовительной группы, воспитатели, родители.
Подготовила проект : воспитатель Лукьянова С. Н.
Актуальность темы.
Публикация «Проект „Азбука дорожных наук“» размещена в разделах
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – подготовиться к жизни во взрослом мире – мире спешащих людей. Проблема ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важных направлений работы педагогов ДОУ и родителей. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.
Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма ДДТТ в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неутешительны, число детей, погибших в ДТП, значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока. Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания и обучения дошкольников по профилактике ДДТТ, проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных педагогических технологий. Поэтому в нашем ДОУ в тесном сотрудничестве с родителями был разработан проект «Азбука дорожных наук». Этот проект направлен на ознакомление детей с правилами дорожного движения, развития у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности на дорогах, воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу.
Цель проекта. Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения.
Задачи:
Формировать у детей навыки безопасного поведения и развития познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на дороге.
Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения на дороге.
Закрепить умение соблюдения правил дорожного движения по пути следования в детский сад и обратно.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Технологии: проектная деятельность, игра, моделирование.
Предполагаемые результаты
Дети Родители Педагоги
Сформированы навыки безопасного поведения на дороге, знания о дорожных знаках. Соблюдают алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»; правила дорожного движения по пути следования в детский сад и обратно.
Посвящение в пешеходы Повышение компетентности по вопросам безопасного поведения детей на дорогах. (Родители - пример)
Составление плана-маршрута «Дом- детский сад».
Оформление стенгазеты «Надо знать!» Накопление знаний, опыта работы по профилактике ДДТТ. Создание предметно - развивающей среды проекта : дорожные знаки, светофор, макет «Улицы города».
Презентация «Необычные виды транспорта в мире». Создание методической копилки «Игры по ПДД»
Этапы реализации проекта Сроки
I. Подготовительный этап (август 2018 г.)
1) Определение уровня знаний детей по ПДД. Здесь я использовала модель трех вопросов:
Что мы знаем? Что хотим узнать? Как, где, у кого узнать?
Значение сигналов светофора Какие ещё есть светофоры Спросить у папы, старшего брата
Пешеходы переходят дорогу по «зебре», по подземному переходу. Как еще можно перейти дорогу? Спросить у воспитателя, посмотреть мультфильм про Смешариков
Предупреждающие и запрещающие дорожные знаки (некоторые) Что обозначают знаки: «Вилка с ножом», «Кровать», «Ель», «Кран» на синем прямоугольнике? Сходить в библиотеку, посмотреть в специальных книгах; спросить у крестного
Нужно использовать светоотражатели на одежде, рюкзаках, сумках Кто придумал такие штучки? Посмотреть с мамой в интернете
Разный транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный… У разных машин разные колеса. Какой есть необычный транспорт в мире?
Кто придумал колеса? «Погуглить» с папой в интернете, посмотреть в энциклопедиях про машины
2). Разработка перспективного плана. Подбор методической литературы, демонстрационного материала; д/игр, сюжетно-ролевых игр, и т. д. Подготовка презентации «Необычные виды транспорта в мире». 1-2 неделя августа
3). План работы с родителями. Оформление родительского уголка: «Ребенок на улице». Родительское собрание «Безопасность на дороге или грамотный пешеход». Консультации, памятки для родителей по проекту : «Правила дорожного движения для дошкольников», «Что должен знать ваш ребенок.», «Папа! Папа! Не забудь, меня к креслу пристегнуть!», «Пешеход, засветись!», «Безопасность детей – забота взрослых», «Взрослые! Вам подражают дети!» и др. (рекомендация- смотреть сайт) 3-4 неделя августа
Интернет - источники: www.detibdd.ru, https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/about
II. Основной (практический) этап (сентябрь – декабрь 2018 г.) Реализация проекта. В течение всего проекта : просмотр мультсериала Смешарики: «Азбука безопасности», игровые ситуации на макете «Улицы города».
Месяц Тема, задачи Содержание Итоговое
Сентябрь «Улица полна неожиданностей» Закрепить понятия об улице: «проезжая часть», «тротуар», «обочина», «пешеходный переход». Развивать умение ориентироваться на плане ближайшего окружения детского сада. Формировать представления детей об опасностях на улице, о необходимости использования фликеров. Беседа «Дорога от дома до д/сада» Рисование: «Безопасный переход через улицу», «Здания поселка». Д/ игры: «Наша улица», «Что делать, если…», «Назови свой адрес». П/ игры: «Такси», «Сигналы светофора».Конструирование «Моя улица». Чтение: Н. Носов «Автомобиль», В. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек», О. Бедарев «Если бы.» и др. План-маршрут «Дом- детский сад» (с родителями)
Октябрь «Дорожные знаки, светофор» Закрепить знания детей о видах и назначении дорожных знаков, видах светофоров. Познакомить с «островком безопасности», дорожными знаками сервиса. Д/ игры: «Собери дорожный знак», «Угадай, какой знак». П/ игры: «Стоп!», «Бегущий светофор», «К своим знакам» Соревнование «Кто больше назовет дорожных знаков». Выставка рисунков «Дети, дорога, светофор». Чтение: С. Михалков «Бездельник - светофор», «Если свет зажёгся красный» и др. Развлечение «Путешествие в страну Светофорию»
Ноябрь «Транспорт. Машины специального назначения» История возникновения колеса. Познакомить с сигнализацией машин, сиреной специального транспорта. Познакомить с необычными видами транспорта. Д/ игры: «Почини технику», «Угадай транспорт». П/ игры: ««Море, небо, дорога», «Грузовики», «Такси». Рассматривание энциклопедий о транспорте. Презентация «Необычные виды транспорта в мире». С/р/ игры: «Автосалон», «Построим гараж», «Мы-пожарники» Чтение по теме. Коллективная аппликация «Машины нашего поселка»
Декабрь «Школа пешеходных наук»
Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения.
Беседа «Внимание! Пешеход!» Д/ игры: «Играй да смекай!», «Наша улица» П/ игры: «Автобусы», «Передай жезл», Встреча с инспектором ГИБДД С/р/игра «Осторожно, улица!» Чтение: О. Бедарев «Азбука безопасности»; В. Семернин «Запрещается – разрешается» и др. Викторина «Азбука дорожных наук»
III этап. Заключительный (4 неделя декабря) Цель: подведение итогов проектной деятельности. Вручение свидетельств «Грамотный пешеход». Выставка продуктов проекта : макет «Улицы города», альбом детских рисунков. Родители - оформление стенгазеты «Надо знать!». Презентация проекта на сайте ДОУ.