МААМ-картинки

Проект «Архитектура нашего города»

марина гусарова
Проект «Архитектура нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработчик проекта : воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №5 «Родничок»» г. Луховицы М. С. Гусарова.

Название проекта : «Архитектура нашего города»

Тип проекта :

по доминирующему методу: творческий, исследовательский;

по характеру содержания: ребенок – педагог – семья;

– по характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов: старший дошкольный возраст в контакте с педагогами и семьей;

Публикация «Проект „Архитектура нашего города“» размещена в разделах

по количеству участников: фронтальный, групповой;

по продолжительности: среднесрочный.

Длительность проекта : полгода.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.

Итоговое мероприятие: конкурс творческих работ «Юный архитектор».

Актуальность: Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров.

Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы, а также для патриотического воспитания детей.

Проблемная ситуация: Возникшее противоречие между потенциальными ценностями ознакомления детей с архитектурой родного города и их использованием в реальном взаимодействии нашего дошкольного учреждения с семьей в воспитательно-образовательном процессе указало на необходимость практического разрешения данной проблемы. Поэтому было решено уделить внимание разработке содержания темы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города.

Целеполагание: только при совместном взаимодействии с семьей, разных форм работы: совместные экскурсии, праздники, развлечения, создание фотоальбомов, выставки совместного творчества по заданной тематике, участие в различных конкурсах, «круглый стол» (представление семейного опыта); родительские собрания, консультации, информационные буклеты, брошюры, информация на сайте учреждения, папки-передвижки, практические занятия для родителей, мы можем говорить об успешном ознакомлении старших дошкольников с культурным наследием и архитектурой города Луховицы.

Цель проекта : комплексное интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие детей, повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления старших дошкольников с архитектурой родного города, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, посредством разных форм работы, пробудив интерес к жизни детей в детском саду.

Основные задачи проекта.

1. Формировать положительное отношение к истории города, его настоящему и будущему.

2. Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.

3. Развивать интерес к изучению памятников архитектуры города Луховицы.

4. Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.

5. Повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с архитектурой города.

6. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах ознакомления детей старших дошкольников с архитектурой города Луховицы.

Практическая значимость проекта.

Предлагаемая организация партнёрских взаимоотношений между семьей и ДОУ помогает эффективной совместной работе всех субъектов дошкольного образования в процессе ознакомления детей с архитектурой родного города, повышают педагогические знания родителей, помогают решить задачи эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурных сооружений, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры. Представленный проект может быть использован в системе дошкольного образования и художественно-творческом развитии детей.

Этапы работы

Этапы реализации проекта Содержание работы Участники

Подготовительный этап Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. педагоги ДОУ,

родители, дети

Организационный этап Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов НОД, сценария итогового мероприятия педагоги ДОУ,

родители, дети

Формирующий этап Проведение НОД с детьми (комплексные, тематические, посещение выставок, музея, экскурсии по городу.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок по теме проекта. педагоги ДОУ,

родители, дети

Итоговый этап Проведение итогового мероприятия (конкурс творческих работ). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта педагоги ДОУ, специалисты ДОУ

родители, дети

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Главное, на что обращается внимание – вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Организационный этап.

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов НОД, сценария итогового мероприятия, составление перспективного плана работы с родителями по ознакомлению дошкольников с архитектурой родного города, анкетирование родителей по данному вопросу.

Формирующий этап.

Проведение НОД с детьми педагогами ДОУ (комплексные, тематические, посещение выставок, музея и т. д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок по теме проекта.

Итоговый этап. Проведение итогового мероприятия (смотр-конкурс творческих работ). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в обогащении знаний детей об архитектуре города Луховицы, но испытывают затруднения в отборе информации доступной ребенку-дошкольнику.

Мир архитектуры – это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры.

Работа с детьми

Разработано содержание деятельности с детьми по ознакомлению с краткой историей родного города, которое предполагает рассматривание следующих блоков.

О городе.

Мы живем в городе Луховицы. Луховицы – небольшой город Московской области, расположенный на реках Вобле и Черной, в 135 километрах от столицы России. Площадь населенного пункта составляет 16,1 квадратных километров.

Первое упоминание в документах о сельце Глуховичи – 1594-1597 г. Позднее село стало центром Луховицкой волости. В середине 19 века века здесь прошла железнодорожная ветка «Москва-Рязань». Вокруг новой железнодорожной станции образовался населенный пункт. Благодаря удачному транспортному расположению село получило статус волостного центра Зарайского уезда Рязанской губернии. Находясь на важных транспортных магистралях, торговые Луховицы развивались и росли. По сведениям тех времен, зажиточные луховицкие крестьяне везли в Москву из деревень щедрой Приокской поймы коровье масло, сливки, сметану, творог.

В 1931 году был образован Луховицкий район. В 1949 году в Луховицах началось строительство лётно-испытательной базы Московского авиационного завода, который позже стал Луховицким машиностроительным заводом. Главным направлением деятельности этого предприятия стало испытание новых военных самолётов.

В 1953 году в населенном пункте был испытан первый самолет Ил-28. В 1950-е годы в поселке было открыто ряд крупных предприятий, построено множество жилых домов. В 1957 году Луховицы получили статус города. В состав нового города были включены : Луховицы, Злобино, Сушково, Кунаково. Самый новый район города был назван Соцгородом.

Промышленные предприятия города : ООО «Скай-Сервис», ГУ «Луховицкий лесхоз», ОАО «Луховицы-карьер», Луховицкий молочный завод, Завод по выпуску гофрокартона, ООО «ИНКО-Телеком», ОАО «Луховицкая швейная фабрика», АО «Транснефть – Диаскан».

Социально-культурные объекты: клуб на улице Пушкина, Централизованная библиотечная система, РДК «Старт», музыкальная школа «Орфей», пять средних школ, Луховицкий авиационный техникум, Современный гуманитарный университет, центр развития творчества детей.

1. Архитектура зданий. Данный блок рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Функциональность характеризуем следующими качествами: удобство, польза; конструктивные свойства; эстетические свойства. Данный блок включает в себя следующие темы:

А) «Луховицы - храмы» - знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б) «Жилые здания» – тема рассматривается через призму истории (прошлое, настоящее: изба, коттеджи)

В) «Общественные здания» – тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий, имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, поликлиники, школы, детские сады.

Г) «Промышленные здания» – тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

2. Архитектура инженерных построек. Данный блок рассматривается через знакомство с сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объема: мостами.

3. Садово-парковая архитектура. Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города.

При отборе содержания учитываем его доступность детям, занимательность, последовательность, усложнение познавательных задач, развивающий и воспитательный характер.

Формирующий этап.

Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к культурному наследию и архитектуре города Луховицы. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что город – частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся (учителя учат, врачи лечат больных, соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют памятники архитектуры.

Для организации сотрудничества использовали разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Работа с родителями

Проведение родительского собрания «Знакомим дошкольников с архитектурой города», намечаются основные пути взаимодействия.

Деловая игра с родителями «Путешествие по родному городу Луховицы», в процессе игры участники не просто получают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В обсуждении участники игры анализируют ситуацию со всех сторон и находят приемлемое решение, как знакомить детей с архитектурой родного города.

Для изучения истории и достопримечательностей родного города оформляется папка-передвижка «Луховицы – город древний, город молодой», где размещается интересная информация для родителей и детей.

Совместно с родителями собирается материал о родном крае, о памятниках города.

Действенной формой изучения архитектуры являются путешествия, экскурсии по родному городу.

Памятник огурцу. «Огурцу-кормильцу от благодарных луховичан».

В день 50-летия подмосковного города Луховицы в нем появился необычный памятник, изображающий огромный огурец. В скульптурную композицию включена также бочка, которая, по сути, представляет собой постамент памятника. Надпись на ней выражает благодарность «огурцу-кормильцу» от лица всех жителей города.

История этого необычного памятника достаточно проста: выращивание огурцов с давних пор является одним из основных источников доходов Луховичан. Например, в 90-е годы XX века, когда экономическая ситуация в стране была крайне непростой, горожан буквально спасли огромные урожаи огурцов. Эти овощи отправлялись на продажу в Москву, и жители российской столицы оценили высокое качество Луховицких огурцов по достоинству.

Если посмотреть на памятник внимательно, между листьями огурца можно увидеть монеты: так скульптор отразил ту роль, которую сыграл полезный и вкусный овощ в укреплении благосостояния жителей Луховиц. А чтобы еще сильней выразить свою благодарность овощу-кормильцу и подчеркнуть его значимость, памятник установили в самом центре города. Огурец сегодня является символом Луховиц. Кстати, этот город и по сей день остается одним из основных поставщиков огурцов в Москву.

Говоря о Луховицах и о роли выращивания огурцов в развитии города, можно отметить, что одним только созданием памятника своему любимому овощу горожане не ограничились. В городе функционирует Музей огурца, экспозиция которого посвящена, в частности, различным сортам этого овоща, которые выращивают жители Луховиц и их окрестностей.

Памятник почтальону Печкину.

Всем, кто в детстве с интересом смотрел мультфильмы о приключениях дяди Федора в деревне Простоквашино, можно порекомендовать посетить подмосковный город Луховицы. Взаимосвязь между мультипликационной деревней и городом Московской области на первый взгляд не очевидна, но все-таки она есть: в Луховицах несколько лет назад открыт памятник почтальону Печкину.

Находится он прямо перед зданием почтового отделения. Открытие памятника было приурочено ко Всемирному дню связи. В тот день также открыл свои двери для жителей города и обновленный почтовый офис (тот, возле которого установлен памятник). Кроме того, этот день совпал с юбилеем города : Луховицам исполнилось 50 лет.

Автором памятника является скульптор П. Горбунова. Изваянный в бронзе почтальон Печкин не одинок на постаменте: рядом с ним находятся и пес Шарик, и хозяйственный кот Матроскин, и разговорчивый галчонок Хватайка. Только дядю Федора (по сути, главного персонажа «простоквашинской» серии мультфильмов) скульптор не включила в композицию. Здесь можно отметить, что в российских городах установлено несколько памятников, посвященных «простоквашинцам», и ни в одной из скульптурных композиций не присутствует дядя Федор.

Почтальон Печкин, памятник которому установлен в Луховицах, является своего рода символом российской глубинки, где сотрудники почты всегда играли особую, важную роль. Рядом с бронзовым Печкиным – его неизменный велосипед: этот вид транспорта нередко оказывал почтальонам маленьких городов большую помощь в работе.

Сады и парки нашего города

Казанская церковь

Эта церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери была построена в середине XVIII века в селе Сушково. В 1957 году село было включено в состав города Луховицы, и церковь также оказалась в его пределах.

Казанская церковь в Луховицах – один из тех редких образцов русского деревянного зодчества, сохранившихся до настоящего времени. Церковь была возведена в 1754 году, деревянное здание было поставлено на каменный подклет. Здание было двухъярусным, построенным по типу «восьмерик на четверике». К главному зданию были пристроены трапезная и колокольня. История сохранила имя храмоздателя – человека, пожертвовавшего деньги на строительство храма. Им был помещик Иван Свечин. Кроме главного престола, храм имел еще придел в честь святителя Николая Мирликийского. Это придел был устроен в честь упраздненной Никольской церкви, стоявшей на кладбище в соседнем селе Ошакове.

С Казанской церковью связана одна местная легенда, согласно которой она стояла на правом берегу реки Вобли, а затем была перенесена на нынешнее место, так как жене священника было явление Богородицы.

При большевиках храм был закрыт и использовался как складское помещение. При этом удалось сохранить, по большей части, его убранство, к примеру, стенную роспись и резной иконостас. Восстановление храма началось в конце 80-х годов.

Кроме Казанской церкви, в Луховицах есть еще три храма более поздней застройки (ХХ век и рубеж ХХI столетия) – во имя Николая Чудотворца, в честь Троицы Живоначальной и Рождества Христова.

Церковь Николая Чудотворца

Никольская церковь в Луховицах построена в начале XX века. По некоторым данным, дата ее постройки – 1903 год, другие источники называют 1913-14 годы. Храм был приписан к церкви Подлесной Слободы.

Нужно отметить, что разрешение на строительство Никольского храма в селе было получено еще в конце XIX столетия, но по каким-то причинам строительные работы начались далеко не сразу. Продолжались они примерно год.

Автор проекта здания – архитектор Федор Васильевич Рыбинский. Им было спроектировано несколько храмов в Подмосковье. Однокупольная Никольская церковь выстроена в псевдорусском стиле, но эклектика также оказала определенное влияние на облик здания.

В 30-е годы XX века богослужения в церкви были прекращены, храм был разорен. В середине 90-х годов здание было передано общине верующих. К тому времени церковь находилась в полуразрушенном состоянии: была уничтожена колокольня, здание лишилось крыши, в оконных проемах не было рам, в дверных проемах отсутствовали двери. Здание, долгое время пустовавшее, заброшенное, было фактически превращено в мусорную свалку.

Была начата реставрация храма. В начале 2000-х годов на церковной территории был восстановлен Никольский источник, который верующие с давних пор почитают как святой, целебный.

Мемориальный комплекс «Аллея Славы»

Аллея Славы – мемориальный комплекс, расположенный в северной, исторической части города Луховицы, недалеко от железнодорожного вокзала и историко-художественного музея. Рядом с Аллеей Славы также можно увидеть площадку, на которой под открытым небом экспонируется образцы военной техники. На ней представлены истребитель МиГ-21, реактивный учебно-тренировочный самолет Л-29, а также минометы, противотанковая пушка, гаубица и средний танк Т-55. Памятник Петру I был установлен перед Луховицким музеем в связи с тем, что в окрестностях города был спущен на воду первый российский военный корабль.

Сначала на месте мемориального комплекса в 1967 году в Луховицах был установлен памятник, посвященный погибшим в годы Великой Отечественной войны солдатам. Автором проекта этого монумента стал архитектор Н. Бойцун. Монумент был сооружен на средства горожан. Первой была изготовлена стела памятника, через восемь лет в Луховицах был торжественно открыт «вечный огонь» мемориала – церемония была приурочена к празднованию 30-летию Победы в Отечественной войне.

В 2005 году комплекс дополнила Аллея Славы, посвященная жителям Луховиц – обладателям звания «Герой Советского Союза».

Изучение материала происходит с использованием книги «Планета чудес и загадок», раздел «Чудеса архитектуры», компьютерной технологии: «Искусство и архитектура», «Современный деревянный дом», энциклопедии Кирилла и Мефодия раздел «Архитектура», рассматривания цветных иллюстраций, фотографий с изображением зданий.

Совместно с родителями оформляются альбомы и папка-передвижка «Луховицы – город мой родной». Родители активно участвуют в изготовлении дидактических игр по ознакомлению с жилыми, промышленными, общественными зданиями. Эти игры не только обогащают знания детей об архитектуре города, но и мотивируют их к творческому рассказыванию о памятных и интересных местах города Луховицы и созданию новых игр, например:

«Знатоки города Луховицы». Цель: формировать умение свободно использовать знания об архитектуре родного города, его достопримечательностях, формировать желание как можно больше узнать о своем городе, воспитывать чувство любви и гордости за него.

«Угадай по описанию». Цель: закреплять знания детей о жилых, промышленных, общественных зданиях.

«Где находятся памятники?». Цель: формировать навык определять пространственное расположение памятников архитектуры, закреплять название улиц.

Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Проектировщики». Цель: Уметь придумывать сюжет игры, используя рисунок чертёж, по которому строятся жилые дома.

Развивающие игры: 1) «Разные дома» ( цель: учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета); 2) «Стройка» ( цель: учить детей конструировать по схематическому образцу).

Итоговый этап.

Итоговым мероприятием является смотр-конкурс творческих работ «Юный архитектор».

Выводы. В результате реализации проекта у детей возрастает уровень знаний об архитектуре родного города. Приобщение к региональной культуре повышает познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию города Луховицы, что эффективно отражается на нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей.

Дальнейшее развитие проекта.

Изучение истории возникновения ландшафтной архитектуры России, ознакомление с приемами художественного оформления улиц и дворов города. Разработка и создание макета территории ДОУ.

Публикации по теме:

Проектная деятельность «Зимующие птицы нашего города»Проектная деятельность «Зимующие птицы нашего города» Проект «Зимующие птицы нашего города». Вид проекта: информационно – исследовательский. Тип проекта: краткосрочный (12.11. по 20.11.2018.

Презентация «Долгосрочный проект «Имена героев в истории нашего города» цель:  Выяснить историю возникновения улиц и основные принципы их называния, изучить улицы города,  название которых связаны с героями ВОВ.

Фотоотчет о проекте на тему «Улицы нашего города»Фотоотчет о проекте на тему «Улицы нашего города» Тип проекта:информационный, творческий, групповой. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети старшей.

Конспект НОД по лепке «Дома нашего города» Конспект НОД по лепке «Дома нашего города». 26.04.18 Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству.

Конспект НОД в старшей группе «Достопримечательности нашего города» Цель: Продолжать знакомить детей с малой Родиной. Задачи: Систематизировать знания детей о достопримечательностях города Маркс, природе.

Сценарий презентации проекта «Улицы нашего города» Презентация проекта «Улицы нашего города» (объявляет ребенок) Ребенок плывет на корабле Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет.

Проект «Бездомные животные на улице нашего города» Введение Каждый день по дороге в детский сад мы с мамой встречаем очень много бездомных животных. Определить их можно сразу: они не ухоженные,.

Проект «Знаменитые люди нашего города. Вторенко В. В. — художник-иллюстратор»Проект «Знаменитые люди нашего города. Вторенко В. В. — художник-иллюстратор» Выступление на методическом объединении Слайд 1 - как вы думаете уважаемые коллеги, кто этот приятный господин с котом на руках? Вторенко.

Творческий проект в средней группе на тему «Транспорт нашего города» Творческий проект на тему: «Транспорт нашего города» Выполнила: воспитатель средней группы Маркелова Е. А Миасс 2013 Типология.

Уголок ПДД. Макет «Улицы нашего города»Уголок ПДД. Макет «Улицы нашего города» Вашему вниманию представляю оформлению уголка по ПДД. В средней группе "Детского сада №23", города Миасса. С помощью макета по "Улицы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Архитектура нашего города»
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 21:23
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Архитектура нашего города»» (включая файлы) размещена пользователем марина гусарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД