Папки-передвижки

Проект «Адаптация без слез»

Загумённая Елена Николаевна
Проект «Адаптация без слез»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Адаптация без слёз»

Пояснительная записка

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Публикация «Проект „Адаптация без слез“» размещена в разделах

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,5-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние. Поэтому сразу нужно подготовить родителей к адаптации ребёнка, объяснить, что его тревожность напрямую зависит от психологического состояния родителя. Также на первой встрече с родителями нужно чётко обозначить свою роль в жизни их дитя. Рассказать о своём педагогическом опыте, о системе взаимодействия с малышами и о том, что вы также, как и они желают каждому только добра. Этим вы успокоите беспокойных родителей.

I. Проблема:

Малыш подрос и уже собирается в детский сад. Родители волнуются, тревожатся о том, будет ли ребёнку хорошо, не начнёт ли болеть, расстраиваться при расставании с близкими, как будет вести себя со сверстниками, будет ли ему комфортно в незнакомой для него группе.

Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад сложный период в жизни маленького ребёнка.

Не одно десятилетие учёные и практики работали над серьёзнейшей проблемой безболезненного адаптационного периода для ребёнка. Но несмотря на все усилия, дети продолжают плакать при поступлении в детский сад. Поэтому проблема до сих пор считается плохо решаемой.

Анализ статистического опроса среди родителей помог мне прийти к выводу о целесообразности создания службы образовательного консультирования для родителей, имеющих детей раннего возраста. Так возник проект «Адаптация без слёз».

Причины детских слё з:

1. Его неподготовленность к безболезненной адаптации. Родители почти ничего не знают о том, как надо готовить ребёнка к поступлению в ДОУ.

2. Отсутствие взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей, особенно до поступления ребёнка в детский сад.

3.12 из 21 семей нашей группы - молодые семьи, не имеющие опыта семейного воспитания.

4. Возрастная незрелость организма.

По статистике, родители приводят детей в ДОУ в 1,5-2 года. Самый сложный возраст для адаптации, так как у малыша не развита речь, нет навыков по самообслуживанию и нет интереса к сверстникам, ребёнок очень зависим от взрослого.

Не устранение этих причин приводит:

-к психическому напряжению;

-становится источником стрессовых ситуаций;

-к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии и физиологических процессах (доказано, что нарушения здоровья у человека на 30% возникают в возрасте до 3-х лет).

Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Невысокий уровень педагогической грамотности родителей может стать препятствием для взаимодействия и сотрудничества с ними, особенно в период адаптации ( лишь трое из родителей из 19 ответили на вопрос: «Какую помощь вы хотели бы получить от детского сада?») Поэтому многие родители не придают особого значения последствиям тяжёлой адаптации детей, считают проблему несерьёзной и не готовят ребёнка к поступлению в ДОУ. Многие из них не посещают родительских собраний, считая, что справятся сами. Сведения с прочитанных ими или услышанных консультаций со временем забываются и чаще не передаются второму родителю. Поэтому специалисты ДОУ решили, что надо разработать и внедрить серию памяток для родителей с оповещением ключевых моментов периода адаптации, чтобы столкнувшись с определённой ситуацией, они могли взять, прочитать, переосмыслить и найти подсказку.

Цель проекта :

-Снижение эмоционального дискомфорта для сохранения здоровья детей в период адаптации через повышение педагогической грамотности родителей, взаимодействие и сотрудничество с ними.

Задачи:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Срок реализации проекта : краткосрочный (3 месяца). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с детьми:

-Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.

-Развитие культурно-гигиенических навыков.

-Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

-Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.

-Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.

Работа с родителями:

-Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

-Проведение родительских собраний.

Актуальность проекта :

Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Общеизвестно, степень адаптации ребёнка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребёнка

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребёнок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена :

- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения;

- организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;

- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

Тип проекта : информационно-творческий

Предполагаемый результат:

- Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста;

- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада;

- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ;

- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации;

- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;

- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

Этапы реализации проекта :

1. Организационный этап:

подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;

разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;

разработка анкет для родителей;

составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

анализ проведенной работы;

диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;

презентация проекта для педагогов и родителей;

публикация проекта на интернет-сайте.

План проекта

период Содержание

Август - Заключение договора с родителями;

- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Праздник «Здравствуй, детский сад»

- Организационное родительское собрание;

- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

- Анкета для родителей (социальная);

- Лист адаптации ребенка;

- Рекомендации родителям «Период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»;

- Занятие «Знакомство»

1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Хоровод».

3. Потешка «Прыгай веселей».

4. «Игра с собачкой»

5. Игра «Ладушки – хлопушки»

6. Релаксация (слушание спокойной расслабляющей музыки).

Сентябрь - Консультация для родителей «В царстве упрямства и капризов»

- Занятие «Мячики»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают»;

- Игровая деятельность: Кукольный театр «Колобок», «Репка», пальчиковые игры

7. Релаксация

- Занятие «Листопад»

1. Приветствие.

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Листопад, листопад»

5. Потешка «по ровненькой дорожке»

6. Релаксация

- Занятие «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь».

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Игра «Полетаем на пузыре» 5. 6. Релаксация «Пузырьки», слушание спокойной музыки.

Октябрь - Занятие «Зайка»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Зайку бросила хозяйка»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

- Занятие «Непослушные мышата»

1. Приветствие.

2. Игра «Наоборот»

3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это- папа – мышь…»

6. Релаксация «Мышки отдыхают».

-Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка».

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер».

6. Игра «Божья коровка и воробей».

7. Релаксация (слушание классической музыки).

- Диагностика адаптации к ДОУ.

Список литературы:

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика. Рекомендации/ авт. сост Соколовская Н. В. -Волгоград: Учитель,2011.-188с.

2. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2012. -127с.

3. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

Приложение

Публикации по теме:

Адаптация детей в 1 классе В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога.

Фотоотчет «Адаптация моих малышей»Фотоотчет «Адаптация моих малышей» Адаптация к детскому саду тяжелое время для каждого ребенка, это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму. к новым.

Фотоотчёт о работе над проектом «Добро пожаловать, малыши, или Адаптация без слез»Фотоотчёт о работе над проектом «Добро пожаловать, малыши, или Адаптация без слез» Совсем недавно проводили наших выпускников и вот опять всё сначала. Мы педагоги знаем, что поступление в детский сад - это очень важное.

Консультация для родителей «Как уложить ребенка спать без скандалов и слез» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, актуальной консультацией "Как.

Консультация для воспитателей «Адаптация без слез» ВидеоКонсультация для воспитателей «Адаптация без слез» Видео Детей не надо любить за то, что они хорошие, детей надо любить просто так. Любить вообще надо просто так! Сегодня наши дети уже в подготовительной.

Легенда о Скале слезЛегенда о Скале слез Читая публикации моих коллег на сайте, я всегда узнаю очень много интересного об истории и природе моей Родины и других стран. И всегда.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация»Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация» Тип проекта: долгосрочный, практико ориентированный, творческий, игровой. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая.

Проект «Успешная адаптация» Проект педагогической деятельности по адаптации детей I группы раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Успешная адаптация».

Адаптация детей в детском саду I. Актуальность проблемы адаптации. Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут.

Успешная адаптация в ДОУ В жизни ребёнка наступил очень ответственный период – поступление в детский сад: новое для него место с незнакомыми взрослыми. Ребёнок переживает:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Адаптация без слез»
Опубликовано: 20 мая 2021 в 06:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Адаптация без слез»» (включая файлы) размещена пользователем Загумённая Елена Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД