Загумённая Елена Николаевна
Проект «Адаптация без слез»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Адаптация без слёз»
Пояснительная записка
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Публикация «Проект „Адаптация без слез“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,5-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние. Поэтому сразу нужно подготовить родителей к адаптации ребёнка, объяснить, что его тревожность напрямую зависит от психологического состояния родителя. Также на первой встрече с родителями нужно чётко обозначить свою роль в жизни их дитя. Рассказать о своём педагогическом опыте, о системе взаимодействия с малышами и о том, что вы также, как и они желают каждому только добра. Этим вы успокоите беспокойных родителей.
I. Проблема:
Малыш подрос и уже собирается в детский сад. Родители волнуются, тревожатся о том, будет ли ребёнку хорошо, не начнёт ли болеть, расстраиваться при расставании с близкими, как будет вести себя со сверстниками, будет ли ему комфортно в незнакомой для него группе.
Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад сложный период в жизни маленького ребёнка.
Не одно десятилетие учёные и практики работали над серьёзнейшей проблемой безболезненного адаптационного периода для ребёнка. Но несмотря на все усилия, дети продолжают плакать при поступлении в детский сад. Поэтому проблема до сих пор считается плохо решаемой.
Анализ статистического опроса среди родителей помог мне прийти к выводу о целесообразности создания службы образовательного консультирования для родителей, имеющих детей раннего возраста. Так возник проект «Адаптация без слёз».
Причины детских слё з:
1. Его неподготовленность к безболезненной адаптации. Родители почти ничего не знают о том, как надо готовить ребёнка к поступлению в ДОУ.
2. Отсутствие взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей, особенно до поступления ребёнка в детский сад.
3.12 из 21 семей нашей группы - молодые семьи, не имеющие опыта семейного воспитания.
4. Возрастная незрелость организма.
По статистике, родители приводят детей в ДОУ в 1,5-2 года. Самый сложный возраст для адаптации, так как у малыша не развита речь, нет навыков по самообслуживанию и нет интереса к сверстникам, ребёнок очень зависим от взрослого.
Не устранение этих причин приводит:
-к психическому напряжению;
-становится источником стрессовых ситуаций;
-к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии и физиологических процессах (доказано, что нарушения здоровья у человека на 30% возникают в возрасте до 3-х лет).
Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Невысокий уровень педагогической грамотности родителей может стать препятствием для взаимодействия и сотрудничества с ними, особенно в период адаптации ( лишь трое из родителей из 19 ответили на вопрос: «Какую помощь вы хотели бы получить от детского сада?») Поэтому многие родители не придают особого значения последствиям тяжёлой адаптации детей, считают проблему несерьёзной и не готовят ребёнка к поступлению в ДОУ. Многие из них не посещают родительских собраний, считая, что справятся сами. Сведения с прочитанных ими или услышанных консультаций со временем забываются и чаще не передаются второму родителю. Поэтому специалисты ДОУ решили, что надо разработать и внедрить серию памяток для родителей с оповещением ключевых моментов периода адаптации, чтобы столкнувшись с определённой ситуацией, они могли взять, прочитать, переосмыслить и найти подсказку.
Цель проекта :
-Снижение эмоционального дискомфорта для сохранения здоровья детей в период адаптации через повышение педагогической грамотности родителей, взаимодействие и сотрудничество с ними.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Срок реализации проекта : краткосрочный (3 месяца). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Работа с детьми:
-Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
-Развитие культурно-гигиенических навыков.
-Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
-Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
-Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
Работа с родителями:
-Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
-Проведение родительских собраний.
Актуальность проекта :
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребёнка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребёнка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребёнок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена :
- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения;
- организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Тип проекта : информационно-творческий
Предполагаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста;
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада;
- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ;
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации;
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
Этапы реализации проекта :
1. Организационный этап:
подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
разработка анкет для родителей;
составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
анализ проведенной работы;
диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
презентация проекта для педагогов и родителей;
публикация проекта на интернет-сайте.
План проекта
период Содержание
Август - Заключение договора с родителями;
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
- Праздник «Здравствуй, детский сад»
- Организационное родительское собрание;
- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;
- Анкета для родителей (социальная);
- Лист адаптации ребенка;
- Рекомендации родителям «Период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»;
- Занятие «Знакомство»
1. Игра «Доброе утро»
2. Игра «Хоровод».
3. Потешка «Прыгай веселей».
4. «Игра с собачкой»
5. Игра «Ладушки – хлопушки»
6. Релаксация (слушание спокойной расслабляющей музыки).
Сентябрь - Консультация для родителей «В царстве упрямства и капризов»
- Занятие «Мячики»
1. Приветствие.
2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».
3. Игра «Прятки с мячом»
4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»
5. Игра «Наш мячик»
6. Релаксация «Мячики отдыхают»;
- Игровая деятельность: Кукольный театр «Колобок», «Репка», пальчиковые игры
7. Релаксация
- Занятие «Листопад»
1. Приветствие.
2. Игра «Топ-топ»
3. Игра «Дождик и солнышко»
4. Стихотворение «Листопад, листопад»
5. Потешка «по ровненькой дорожке»
6. Релаксация
- Занятие «Мыльные пузыри»
1. Приветствие.
2. Игра «Поймай пузырь».
3. Песенка «Ладушки - ладошки»
4. Игра «Надувайся пузырь»
5. Игра «Полетаем на пузыре» 5. 6. Релаксация «Пузырьки», слушание спокойной музыки.
Октябрь - Занятие «Зайка»
1. Приветствие.
2. Стихотворение «Зайку бросила хозяйка»
3. Потешка «Зайка серенький сидит»
4. Игра «Лиса и заяц»
5. Игра «Найди морковку»
6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»
- Занятие «Непослушные мышата»
1. Приветствие.
2. Игра «Наоборот»
3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»
4. Игра «Мышки и часы»
5. Упражнение «Это- папа – мышь…»
6. Релаксация «Мышки отдыхают».
-Занятие «Божья коровка»
1. Приветствие Божьей коровки.
2. Игра «Поймай жучка».
3. Потешка «Божья коровка».
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Игра «Божья коровка и ветер».
6. Игра «Божья коровка и воробей».
7. Релаксация (слушание классической музыки).
- Диагностика адаптации к ДОУ.
Список литературы:
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика. Рекомендации/ авт. сост Соколовская Н. В. -Волгоград: Учитель,2011.-188с.
2. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2012. -127с.
3. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
Приложение