Низамутдинова Ольга Николаевна
Проект «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Александровск-Сахалинский колледж (филиал)
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Сахалинский государственный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема «Веселые лошадки»
МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Разработала:
Студентка заочного отделения
Группа - _405 (2) ___
Низамутдинова О. Н.
Ф. И
Александровск-Сахалинский
2016
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Публикация «Проект „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
№ Содержание Страницы
1 Паспорт проекта
• Вид проекта
• Участники проекта
• Продолжительность проекта
• Проблема
• Актуальность
• Цель
• Задачи
• Приоритетная образовательная область 3
2. Этапы и основные направления реализации проекта
• Организационный
• Содержательный
• Итоговый 4
Список литературы 7
Приложение 8
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта – познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта – воспитанники подготовительной группы МБДОУ детский сад «Островок», педагоги, родители.
Продолжительность проекта – краткосрочный,1 неделя (месяц)
Проблема - Определение педагогических условий, способствующих наиболее эффективному процессу развития у детей познавательно-творческого интереса к народной культуре.
Актуальность проекта – Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. Дети в подготовительной группе начинают знакомство с декоративно-прикладным искусством хохломы, городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками.
Тем не менее, представления у детей о русской культуре зачастую отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем городе ограничены возможности систематического приобщения детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому, актуальность данного проекта обусловлена потребностью создания условий для приобщения старших дошкольников народной культуре, а средством для этого может послужить лепка дымковской игрушки, на примере изготовления «Дымковского коня».
Цель проекта - формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта :
• Развивающие:
1. Развивать детскую познавательную активность, эмоциональную отзывчивость при восприятии
2. изделий из глины.
3. Продолжать развивать умения детей отражать полученные знания в художественном творчестве.
• Образовательные:
1. Формировать представление детей о дымковской игрушке;
2. Познакомить с процессом ее изготовления, многообразием форм дымковской игрушки.
3. Дать возможность детям при помощи взрослого выявить последовательность изготовления некоторых народных игрушек и применить на практике полученные знания.
• Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.
2. Воспитывать эстетические и этические чувства
Приоритетная образовательная область. «Художественное творчество»(лепка)
Интеграция образовательных областей - Развитие речи, Познание, Художественное творчество.
2. ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
1.1. Уточнение представлений детей о дымковской игрушке. Приложение 1
1.2. Оборудование и материалы: дымковские игрушки, пластилин, глина, дощечки, стеки, салфетки бумажные матерчатые, иллюстративный материал, таблицы с алгоритмом изготовления дымковской игрушки, презентация, ноутбук, проектор.
1.3. Привлечение специалистов ДОО:
Специалисты ДОО Формы деятельности
Музыкальный руководитель Музыкальное сопровождение
Педагог-психолог Проведение диагностики
Руководитель по физической культуре Спортивные мероприятия
1.4. Социальные партнё ры:
Социальные партнёры Формы деятельности
Детская библиотека Информационно-методическое обеспечение
Краеведческий музей Познавательно-наглядное обеспечение
2. ЭТАП СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Вхождение детей в проблему. Совместное целеполагание и планирование деятельности.
2.2. Способ реализации проекта (Модель трёх вопросов; системная паутина)
• Что знаем - Что это за игрушка; Почему так называется; Из чего она сделана.
• Что хотим узнать - Кто ее делал и как; Почему нет машинок, самолетиков; Как с ней играли; Сколько лет этим игрушкам; Почему раньше детям не покупали игрушки, а сами делали.
• У кого и в каких источниках найти информацию – библиотека, музей, презентация, информационный стенд, буклет.
2.3. Системная паутинка проекта
Образовательная область Вид деятельности Совместная партнёрская деятельность в режимные моменты
Утро, 2 половина дня Прогулка
1. Социально-коммуникативное развитие Игра Настольно-печатные игры «Русские узоры», «Собери игрушку» (разрезные картинки); «Поиграй-ка: мир народного творчества»,
Д/И «Найди нужный элемент» Д/И «Учись, играя: народные промыслы»
П/И «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», «Жмурки», «Пятнашки»
Самообслуживание и элементарный бытовой труд Изготовление игрушек и предметов из разных материалов (бумаги, картона, дерева, природного и бросового материала) по теме «Дымковская игрушка»;
Ремонт игрушек, книг;
Игры на мелкую моторику «Застёжки». Беседа «Настоящий друг» (о бережном отношении к вещам товарища, взаимопомощи)
2. Познавательное развитие Познавательно-исследовательская «Можно ли менять форму камня и глины».
Медиа-презентация «Путешествие в музей дымковской игрушки» Упражнение «Четвертый лишний»
3. Речевое развитие Коммуникативная Описательный рассказ «Моя любимая игрушка».
Разучивание стихотворений о дымковских лошадках. Д/И «Волшебный цветок»
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихотворения «Ах какая лошадка, грива черная».
Чтение и обсуждение русских народных пословиц, поговорок.
4. Художественно-эстетическое развитие Конструирование Конструирование «дымковской лошадки» из бумаги «Выразительные возможности бумаги». Работа с шаблонами (обводка, выкройка)
Конструирование из природного материала «Мастерская на прогулке»
Изобразительная Роспись шаблонов «Дымковский конь» Рисование мелками на участке
Музыкальная Разучивание песенки «Дымковская игрушка» Сценка «Ах ярмарка»
5. Физическое развитие Двигательная Спортивные соревнования «Скачки дымковских лошадок»
Упражнение «Далеко-близко» П/И «Лошадки»
Самостоятельная деятельность в центрах развития
Центр развития Самостоятельная деятельность детей Содержание развивающей среды
Центр художественного творчества Лепка из пластилина, аппликации пластилином Пластилин, картон, стеки, салфетки, трафареты для пластилинографии, шаблоны голов лошадок.
Музыкально-театральный центр Настольный театр дымковской игрушки Дымковские игрушки, декорации, заготовки и шаблоны.
Книжный уголок Рассматривание иллюстраций «Дымковская игрушка» Альбомы, открытки по теме «Дымковская игрушка»
2.4. Организованная образовательная деятельность
День недели Вид и тема ООД
Понедельник Речевое развитие «Конь мой игривый»
Вторник ФЭМП «Деление множества на части и объединении частей в целую группу»
Среда Музыка «Дымковский хоровод»
Четверг Ознакомление с окружающим миром «Тайны народной куклы»
Пятница Лепка «Дымковская лошадка»
2.5. Формы взаимодействия с семьёй, домашнее задание.
Привлечение родителей к реализации проекта Домашнее задание
Лепка фигурок «Дымковский конь» из соленого теста Изготовление игрушек с детьми
Оформление центра художественного творчества Сбор природного и бросового материала
Выставка «Дымковский конь» Помощь в оформлении и проведении выставки
2.6. Тема буклета. «Дымковская игрушка. Дымковский конь». Подставка под буклет –А4 210x250
2 ЭТАП ИТОГОВЫЙ
3.1. Презентация проекта - «Веселые лошадки»
3.2. Продукты проектной деятельности – Выставка детских игрушек.
3.3. Предполагаемые результаты:
• Для детей - Будут знать: что такое дымковская игрушка, ее историю и особенности; освоят технику изготовления дымковского коня; будут применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности; познакомятся с народными играми и песнями; пополнят словарный запас, научатся проявлять уважение к чужому труду.
• Для педагогов - Расширять знания о народных праздниках, их происхождении; пополнят личную картотеку для последующего его использования в других группах (обмен опытом); пополнят словарный запас детей; наладят взаимодействие с семьями детей.
• Для родителей – Приобретать знания о народных традициях, праздниках; укрепят внутрисемейные связи; научатся изготовлять своими руками аналоги дымковской игрушки.
3.4. Практическая значимость результатов проекта - разработана система практической работы с детьми, педагогами и родителями, обеспечивающая развитие детей в соответствии с ФГОС ДО.
Список литературы
1. Асташина Е. История глиняной игрушки. Асташина, Е. Народное творчество. 2007. №2. С. 50 -53.
2. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) Берсенева Л. Дошкольное воспитание. 2002. №2. C. 58-63.
3. Богуславская, И. Я. Дымковская игрушка И. Я. Богуславская. Л. : Художник РСФСР, 1988. 332 с.
4. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
5. Горячева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» Ярославль: «Академия развития», 1998. 192 с.
6. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка Дайн Г. Л. М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981. 190 с.
7. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010. 210 с.
8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. 168 с.
Приложение 1
Задание 1. Тема задания: «Рассматривание дымковской игрушки»
Цель: выявить представление детей о дымковской игрушке;
Материал: дымковские игрушки.
Основной метод: беседа.
Методика исследования: детям предлагается определить вид лепки, указать её характерные особенности.
Вопросы детям
• Как называются эти игрушки?
• Как вы догадались, что это дымковские игрушки?
• Из чего их лепят?
• Почему они получаются такие прочные?
• Как можно использовать игрушки в нашей жизни?
Оцениваются:
• Знание средств выразительности;
• Умение определять характерные особенности дымковской лепки;
• Умение анализировать элемент игрушки;
• Знание о месте и способе изготовления дымковской игрушки.
Задание 2. Тема задания: «Мы – дымковские мастера»
Цель: Выявить уровень владения детьми практическими навыками создания дымковской игрушки (лепка).
Материал: дымковские игрушки, пластилин, дощечки, стеки, салфетки.
Основной метод: практическая деятельность.
Методика исследования: детям предлагается в игровой ситуации рассмотреть игрушки и слепить понравившуюся игрушку или ее элемент.
Оцениваются:
• понимание цели;
• умение вычленять элементы лепки;
• соответствие элемента характеру игрушки;
• уровень творчества;
• степень завершенности;
• техника выполнения.
Анализ результатов
Таблица показателей уровня развития художественной творческой деятельности детей подготовительной группы средствами дымковской игрушки
Название уровня Содержание
Низкий - Ребёнок не знает средств выразительности, используемых в дымковской игрушке;
- не называет характерных особенностей дымковской игрушки;
- не умеет лепить элементы;
- ребёнок проявляет положительные отношения к дымковской лепке, но не может его мотивировать, проявляет незначительный интерес после напоминания взрослых;
- проявляет положительное отношение к лепке, ничем его не мотивируя;
- не придаёт значения форме и композиции;
- ребёнок допускает значительные ошибки в передаче особенностей изготовления;
- не справляется с заданием самостоятельно;
- слабо владеет навыками лепки.
Средний - ребёнок знает цвет и форму элементов дымковской игрушки;
- называет некоторые особенности дымковской игрушки;
- выделяет только яркие и крупные элементы;
- ребёнок мотивирует положительное отношение к лепке её красотой, но проявляет интерес только после напоминания взрослого;
- проявляет положительное отношение к лепке, мотивируя его красотой форм и деталей;
-ребенку нравится форма элементов, их расположение, он не может это аргументировать.
- ребёнок допускает незначительные ошибки в передаче особенностей лепки;
- часто обращается за помощью взрослого;
- в процессе изготовления в основном владеет навыками лепки, но при выполнении декоративных элементов затрудняется.
Высокий - ребёнок знает средства выразительности, используемые в дымковской игрушке;
- описывает игрушку достаточно полно, точно;
-проявляет положительное отношение к игрушке, мотивируя его яркостью цветовой гаммы и разнообразием элементов;
- ребёнок не допускает ошибок в передаче характерных особенностей дымковской игрушки;
- иногда обращается за помощью взрослого;
- в процессе изготовления владеет навыками лепки.