Наталья Подгорбунская
Продуктивно-исследовательская деятельность «Воздух — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОДУКТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: «Воздух - невидимка"
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Публикация «Продуктивно-исследовательская деятельность „Воздух — невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Задачи:
Образовательные:
• дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
• познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографией, развивать творчество и воображение.
Развивающие:
• развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Воспитательные:
• воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
• воспитывать любознательность, взаимопомощь,
• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Материалы: воздушные шарики, соломинки, стаканчики с водой, стаканчики с мыльным раствором, целлофановые пакеты, цветная тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, белый лист (20\20) – пластмассовая ложечка, простой карандаш, гуашь, кисть, иллюстрации деревьев.
Активизация словаря: воздух, бесцветный, не имеет объема, прозрачный.
Предварительная работа: наблюдение дома с родителями, наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы.
Ход занятия: Звучит музыка, в танце появляется фея Воздуха, в руках у нее воздушные шарики. Здравствуйте ребята! Вы мне не подскажите, куда меня ветром принесло? (Ответы детей).
Воспитатель: Скажите, кто вы и откуда?
Фея: Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух.
Фея: Правильно воздух, а я Фея воздуха. Ребята, а вы видели когда-нибудь воздух? (Ответы детей). Как вы думаете, почему вы его не видите? (Ответы детей). Вся наша планете Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух не видим, но его можно обнаружить с помощью нашего носика, потому что носом мы вдыхаем воздух, ведь без воздуха мы не сможем жить.
А сейчас я хочу предложить вам провести опыт с воздухом.
Опыт
-Возьмите ленточки и подуйте на них. Что происходит с ленточками и почему? (Мы собираем ртом воздух и этим воздухом дуем на ленточки, они начинаются двигаться.)
- Возьмите шарики и надуйте их, что получилось и почему? (Шарики надулись, потому что мы в них задули воздух.)
- А теперь возьмите соломинку и опустите в воду. Через соломинку вдувайте воздух. Что вы видите? (Со дна поднимаются пузырьки). Что это? (Воздух). Значит, в воде тоже есть воздух.
- Ребята, эти соломинки опустите в мыльную воду, и сделайте мыльные пузыри. Что получилось и почему? (Мы вдуваем воздух через соломинку в мыльные капельки. Мыльные капельки надуваются и летят, как воздушные шарики.)
- А сейчас я хочу вам предложить поймать воздух. Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте, не надувая их, собрать в пакет воздух. Как можно поймать в пакет воздух? (Дети раскрывают пакет и набирают воздух.) Теперь раскройте пакет и выпустите воздух, что получилось? (Пакет снова стал тоненьким.) Почему? (Он пустой, в нем нет воздуха.)
Итог
Ленточки колышутся.
Воздушные шарики надулись.
Мыльные пузыри надулись и летят.
Воздух попал в целлофановый пакет.
Почему? Ленточки колышутся, потому что мы на них дуем. В воде появляются пузырьки, потому что мы дуем через трубочку. Шарики изменили свою форму, потому что мы их надули. Мыльные капельки полетели, потому что мы их надули воздухом. Целлофановый пакет изменил свою форму, потому что мы им собрали воздух.
Вывод: вокруг нас находится воздух. Он не видим, но он может попадать в предмет и изменять его.
Физминутка:
Зашагали ножки прямо по дорожке
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Фея. А сейчас, ребята усаживайтесь удобнее, и послушайте сказку об ожившей кляксе и о чудесах, которые с ней произошли. (Фея сопровождает рассказ рисунком.)
«Однажды девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую (зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Расстроилась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит – чудеса, да и только – у кляксы глаза появились. Заморгала клякса и говорит девочке: «Не расстраивайся, мы все кляксы живые и можем превращаться в разные предметы. Вот, например, я сейчас вырасту и превращусь в осеннее дерево. (Фея берет трубочку дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.)
- Ой, как здорово! Я тоже так хочу научиться рисовать, раздувая краску, только я не знаю, получиться ли у меня? – спросила Катя.
- А ты не бойся, попробуй сама и увидишь, что у тебя получиться, – ответила клякса Кате и исчезла.
Фея. Ребята, вы обратили внимание, что рисунок такой получился, благодаря потоку воздуха который выдувается из трубочки? Такой способ рисования называется кляксографией. А вы хотите научиться рисовать способом кляксографии?
Звучит музыка, дети приступают к рисованию.
Выполненные рисунки выставляются на выставку, и Фея подводит итог, что с помощью воздуха мы не только дышим, играем с пузырями, надуваем шары, но даже можем рисовать такие замечательные рисунки.