Марьям Хайдарова
Процесс адаптации детей раннего возраста к условиям группы ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Как показывает практика, в большинстве случаев, поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. У ребенка, начавшего посещать ДОУ могут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность, особенно у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность. Эта ситуация требует особого внимания окружающих ребенка взрослых - родителей и педагогов.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Успешности процесса адаптации способствует профилактическая работа по психологическому обеспечению адаптационного периода к условиям ДОУ :
• беседа с родителями по проблеме адаптации;
• наблюдения за каждым ребенком;
• рекомендации родителям и воспитателям по профилактике дезадаптации.
В трудностях адаптационного периода, степени выраженности адаптационных нарушений прослеживается взаимосвязь между:
• предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной системы;
• своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, уровнем привязанности ребенка к матери;
• индивидуальными особенностями ребенка - возрастными, психологическими, психофизиологическими;
• спецификой психолого-педагогического воздействия в ДОУ, созданными социальными условиями, средой.
Некоторые индивидуальные особенности развития ребенка могут быть причиной социальной дезадаптации, конфликтности, такие как:
• отсутствие навыков общения;
• неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
• высокое требование к окружающим;
• эмоциональная неуравновешенность;
• тревожность, замкнутость, напряженность, робость.
В этой связи особую важность занимают вопросы психологической диагностики и профилактики дезадаптации. Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как педагогический коллектив - воспитатели и психолог сумеют понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно уменьшить пространство стресса вокруг ребенка, снять эмоциональное напряжение. Организация среды в группе ДОУ и взаимодействия с воспитателем, со сверстниками должно быть комфортно для пребывания ребенка. Методы и приемы, используемые воспитателями при этом:
• беседы с родителями;
• анкетирование;
• наблюдение за ребенком;
• развивающие игры.
Важно, чтобы ребенок видел в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Общение должно возникать на основе взаимодействий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатор игр всегда - взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения и т. д.
На протяжении первого месяца адаптации к условиям ДОУ (при усложненной адаптации и последующих месяцев) необходимо отслеживание периода адаптации с помощью методики «Лист адаптации» А. Остроуховой («Обруч»,№3,2000). Критериями адаптации служат поведенческие реакции ребенка: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит. Каждый из критериев оцениваться от +3 до -3, т. е. от полной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем 4 критериям можно получить +12 или -12, в интервале чего определяются уровни адаптации. Уровень, т. е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
Первые признаки того, что ребенок адаптировался :
1. хороший, стабильный аппетит,
2. спокойный послеобеденный сон,
3. желание общаться с другими детьми и взрослыми,
4. адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
5. адекватное эмоциональное состояние.