Юдеева Оксана
Проблемы реализации принципа преемственности в работе детского сада и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Юдеева Оксана Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
села Солнечная Долина» городского округа Судак
Проблемы реализации принципа преемственности в работе детского сада и школы.
Радикальные изменения, осуществляемые в ходе социально-экономических реформ в современном отечественном образовании, актуализируют проблему преемственности. Целостное развитие личности ребенка, поступательное обогащение его творческого потенциала может быть обеспечено в процессе осуществления преемственности дошкольного учреждения и общеобразовательной школы. Преемственность, являясь одним из основных принципов развития образования, коренным образом изменяет отношения между смежными образовательными ступенями, ибо требует от них не только обеспечения формального права на такого рода, переход, но и создания необходимых условий, максимально удовлетворяющих её потребности и требования.
Публикация «Проблемы реализации принципа преемственности в работе детского сада и школы» размещена в разделах
Исходя из того, что современные инновации, происходящие в сфере образования, требуют переосмысления понятия «преемственность в системе дошкольного и начального общего образования», возникает необходимость разработки интегрированных форм функционирования дошкольных и начальных образовательных учреждений, как единого комплекса.
Воспитательная работа в комплексе «Детский сад-школа», основанная на использовании прогрессивных традиций народной педагогики, где согласованы цели и задачи воспитания на всех уровнях образования, определены структура и содержание воспитательного процесса, повышает не только активность детей, но и их родителей.
Ведущей целью преемственности в Концепции непрерывного образования выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера. Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства :
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
• формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);
• развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
• развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
• совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
• специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Притом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья, снижению учебной мотивации, потере интереса к учебе и т. д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие, специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.
В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.
Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательных учреждений, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комфортно в детском саду, на протяжении всего обучения в школе и дальше при поступлении в учебное заведение. Еще сегодня у ребенка одни условия, темп и насыщенность деятельности, а завтра все по-другому. Сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звена образования к другому заключается в ее многоаспектности. Участники образовательного процесса очень часто задают вопрос: «Может ли быть идеальная преемственность между детским садом и начальной школой?» Каждое общеобразовательное учреждение по-своему решает очень непростую, но важную проблему, без которой не возможно качественно реализовывать образовательные задачи. Успехи в школьном обучении зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Преемственность это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, уже более высоком уровне.
Правильно организованная работа по преемственности - это залог успеха обучения детей начальной школы. Если ребенок в детском саду научится играть, овладеет формами общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобретет способность управлять своими эмоциями и воображением, он безболезненно перейдет в школу. Чтобы обеспечить все это ежегодно разрабатываются планы совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования «детский сад — начальная школа». Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа не навреди, и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. Неотъемлемой частью педагогической деятельности является сотрудничество с семьей, что позволяет добиваться значимых результатов во всестороннем развитии ребенка. Для эффективной работы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи. Все лучшее, что может дать семья: любовь, заботу, уход, личное общение, детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием и наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе : самостоятельность, организованность, интерес к знаниям, должно находить продолжение в семье. Только тогда улучшится качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в детском саду. Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка в детском саду и начальной школе, будет способствовать сохранению, укреплению его физического, психического здоровья, а это - одна из важнейших задач образования, ее основной результат. Анализируя психолого-педагогическую литературу и обобщая практику можно сделать вывод, что в сфере преемственности между детским садом и школой имеется ряд недостаточно разобранных вопросов. Систематизируя их, можно выделить следующее:
- осуществление образовательного процесса в каждом звене без опоры на достигнутом в предшествующем этапе;
- разрыв между конечными целями и требованиями при обучении и воспитании детей на различных этапах образовательного процесса;
- отсутствие системности при подборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням образования;
- отсутствие единой системы руководства всем процессом образования в дошкольном и школьном учреждениях.
Другими словами, проблема преемственности между детским садом и школой рассматривается учеными в малопродуктивных условиях раздельного функционирования данных общеобразовательных учреждений. В этих условиях педагогическая деятельность воспитателей и учителей по реализации принципа преемственности осложнена и обречена на разобщенность и бессистемность. Проблема эта может быть решена в условиях единого функционирования смежных образовательных учреждений, где все участники педагогического процесса поставлены в условия взаимодействия, что учебно-воспитательный комплекс «Детский сад — школа» имеет возможность реализовать единую образовательную программу, вырабатывать общие цели, содержание, методы и формы развития детской личности. Условия организации педагогического процесса в комплексе «Детский сад — школа» можно рассматривать как создание, упорядочение и эффективное использование педагогического пространства образовательного учреждения в целях эффективного обучения и развития личности ребенка.
Литература:
1. Ананьев, Б. Г. О преемственности в обучении / Б. Г, Ананьев // Советская педагогика. — 1953. -№ 2.
2. Аронина, А. И. Проблема преемственности между подготовительной группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук / А. И. Аронина. — М., 1980.
3. Астраханцева, Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : дис. канд. пед. наук / Т. Н. Астраханцева. - Чебоксары, 2002.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожца. — М: Педагогика, 1984.
5. Галаова, Б. Н. Разработка этнокультурной концепции учебно-воспитательного комплекса «детский сад-школа» : дис. канд. пед. наук / Б. Н. Галаова. — Владикавказ, 2001.
6. Гершунский, Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования / Б. С. Гершунский // Вестник высшей школы. — 1987. — N 8.
7. Годник, СМ. Процесс преемственности высшей и средней школы / СМ. Годник. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981.
8. Гончарова, И. И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников : автореф. дис. канд. пед. наук / И. И. Гончарова. — М., 1988.
9. Данилов, Д. А. Актуальные вопросы современного образования: пособие для работников образования / ДА. Данилов, А. Г. Корнилова, — Якутск, 2003.
10. Дашковская, Л. П. Преемственность в трудовом воспитании между детским садом и школой : автореф. дис. канд. пед. наук / Л. П. Дашковская. — М., 1967.
11. Джемендзюк, Л. Л. Условия преемственности в формировании позитивной «Я — концепции» дошкольного и младшего школьника : дис. канд. пед. наук / Л. Л. Джемендзюк. — Иркутск, 2001.
12. Кузь, В. Г. Педагогические основы воспитательного процесса в комплексе «школа - детский сад» : дис. д-ра пед. наук / В. Г. Кузь. — Киев, 1992.
13. Лунина, Е. Е. Особенности организации образовательного процесса в учреждении «детский сад — школа» с валеологической направленностью: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Е. Лунина. -Тюмень, 1997.
14. Лысенко, В. Д. Преемственность детского сада и школы в работе по природоведению : автореф, дис. канд. пед. наук / В. Д, Лысенко. — Минск, 1975.
15. Матвеева, Т. А. Организационно-педагогические основы развития учебно-воспитательного комплекса «детский сад-школа» в условиях села: дис. канд. пед. наук / Т. А. Матвеева. — М., 2000.
16. Лыкова, В. Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы : дис. канд. пед. наук / В,Я. Лыкова. — 1992