Заварзина Елена
Проблемы преемственности совместной организации деятельности ДОУ и семьи в вопросах обучения, досуга и оздоровления детей
▼ Скачать + Заказать документы
За долгую историю в нашей стране сложились две ветви воспитания детей : семейное и общественное. Каждая обладает своими специфическими особенностями в формировании всесторонней личности ребенка. Понятно, что невозможно отказаться от семейного воспитания ребёнка без ущерба его развития, так как сила такого воспитания не сравнится ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду. Поэтому в настоящее время перед педагогами особую важность приобретает вопрос организации работы с родителями.
Публикация «Проблемы преемственности совместной организации деятельности ДОУ и семьи в вопросах обучения, досуга и оздоровления детей» размещена в разделах
В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) общеобразовательной программы дошкольного образования ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка являются важными условиями интеграции.
Родители - основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними базируется с учётом интересов и запросов семьи. Общение педагогов и родителей строится на принципах доверия, открытости, взаимопонимания. Семья становится активным субъектом образовательного процесса. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. А от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Каждая семья имеет индивидуальные особенности, по-разному реагирует на вмешательство. Наша задача: подбирать различные технологии, соответствующее содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.
В основу преемственности и совместной деятельности между семьё й и детским садом мы заложили следующие принципы:
• родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей;
• единство целей и задач воспитания и обучения;
• уважение, доверие и помощь ребёнку со стороны всех взрослых;
• знание и взаимопринятие воспитательно-образовательных возможностей дошкольного учреждения и семьи;
• постоянный мониторинг и анализ процесса взаимодействия детского сада и семьи.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, т. к. они профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что ее успешность зависит от согласованности в воспитании детей.
Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие в:
• организации образовательного процесса;
• создании творческих групп;
• разработке планирования разных видов деятельности;
• разработке собственных программ, планов для работы с родителями;
• привлечение родителей к оценке и изучению за деятельностью ДОУ.
Для реализации этой задачи необходимо:
• внедрить методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения;
• повышать уровня психолого-педагогических знаний родителей;
• воспитывать родителей как заказчиков образовательных услуг;
• активно, систематически привлекать родителей к участию в деятельности дошкольного учреждения;
• создать комплекс необходимых условий на всех этапах образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Можно использовать следующие формы сотрудничества с семьями :
• Дни открытых дверей;
• индивидуальные и групповые беседы;
• консультации;
• Анкетирование;
• семинары – практикумы;
• родительские собрания;
• конференции;
• тренинги;
• вечера отдыха;
• оборудование библиотеки, аудио- и видеотеки, игротеки;
• совместные праздники, походы, экскурсии, спортивные развлечения;
• выявление передового опыта семейного воспитания.
Таким образом, для успешной реализации воспитательно-образовательных целей родители и педагоги должны стать партнёрами-единомышленниками. Необходимо привлекать мам и пап к жизни детского сада, а формы и методы взаимодействия подбирать в зависимости от различий в семейном воспитании, структуры общения, уровня общей культуры родителей.