Татьяна Михальченкова
Проблемы построения социального партнерства с родителями детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы построения социального партнерства
с родителями детей дошкольного возраста
Михальченкова Т. А. ,
воспитатель, г. Курган
«. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проблемы построения социального партнерства с родителями детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обуславливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций. На современном периоде модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, принятый в 2013 году обеспечивает исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования. Сегодня, впервые в истории нашей культуры, дошкольное детство стало особым, самоценным уровнем образования. Стандарт выступает как своего рода социальная матрица, что позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства.
Построение взаимоотношений между детским садом и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО. Изменение нормативно-правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только ФГОС ДО, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи. Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения - это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка.
Тем не менее, сегодня можно говорить о ряде проблем в организации социального партнерства между педагогами и родителями в дошкольном образовании. И прежде всего эти проблемы связаны с готовностью педагогов и родителей к взаимодействию, к совместному решению задач воспитания и развития дошкольников.
Оценивая и анализируя из опыта работы отношение родителей к взаимодействию, социальному партнерству с педагогами дошкольных учреждений, следует отметить, что к сожалению, большинство современных родителей к реализации этих задач не готовы или недостаточно готовы. Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать ребенка, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребенка.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому возникла необходимость во внедрении разнообразных форм совместной работы с родителями.
Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи - это и требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу. В основу союза партнерства положено единство взглядов на воспитание детей : педагог не поучает, а советует и размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Вот к этому мы стремимся в своей работе с родителями. Мы считаем, что наш детский сад это открытая система, в которой создано единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Так, например, открытость прослеживается в том, что наши педагоги, приглашают родителей на «минутки общения», информируют о достижениях ребенка и его затруднениях. В этот момент он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Для установления контактов с родителями педагог должен обладать коммуникативными умениями и необходимыми личностными качествами: он должен проявлять внимание и чуткость к чужим проблемам, уметь слушать других, быть доброжелательным, отзывчивым.
Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы внесёт разнообразие пребывания детей в детском саду. Очень важно при первых контактах - заинтересовать родителей и показать работу с детьми в привлекательной форме. Предложить принять участие в спортивных праздниках и развлечениях, флеш-моб «На зарядку становись!», конкурсах рисунков и презентаций на тему «Как я провел выходные дни», «Спортивная семья», тематических выставках «Осень – дивная пора», «Новый год у ворот», фотовыставках «Мой родной город Курган», «Засветись, будь заметней!» и других мероприятиях. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом детского образовательного учреждения. В ходе таких мероприятий решаются разные задачи, но основная задача: установление доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместно с родителями.
Дальнейшее взаимодействие заключается в обмене информацией по вопросу воспитания ребенка, в обсуждении совместных мероприятий и участии в них, сообщении о работе образовательного учреждения и группы. С этой целью мы предлагаем творческие домашние задания, видеоматериалы, в рамках клуба «Семейная академия» знакомим родителей с лучшим опытом семейного воспитания. Используем активные формы работы для привлечения родителей к участию и сотрудничеству –встречи с интересным человеком «Трудовые будни города Кургана», мастер - классы «Творческие мастерские», круглые столы «Давайте обсудим». Они помогают сплотить родителей и сделать их союзниками в воспитании, активизировать потенциал семей. Многие родители испытывают определенные трудности во взаимодействии со своими детьми, потому что не могут найти время для занятий, игр и общения с ними. Для решения этих вопросов наши воспитатели и педагог-психолог предлагают информационный материал: буклеты, памятки, презентации, проводят индивидуальные консультации и психологические тренинги.
Взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач: -активизировать воспитательные возможности родителей; - привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения; - использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ; - способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения. Тесное педагогическое взаимодействие позволяет вовлечь родителей в образовательную деятельность, сделать ее гибкой, дифференцированной. Так педагоги и родители воспитанников постепенно объединяются в команду единомышленников, имеющих общую цель - вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей. Примером служит организованный родительский клуб «Здоровячок» с использованием здоровьесберегающих технологий. Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, характеризующееся общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку.
Совместная работа является наиболее эффективной. Благодаря слаженной работе детско-взрослого коллектива удается избежать многих ошибок во взаимодействиях педагогов и родителей, намного уменьшить конфликтные ситуации. У родителей появляется интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Четко проявляются единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей.
Подводя итоги и анализируя данную проблему в рамках детского сада, можно с уверенностью сказать, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить следующим образом:
- ориентировать на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка;
- использовать разнообразные формы и методы для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей;
- делать акцент на эмоциональной стороне взаимодействия;
- учитывать личностный опыт родителей.