Шолпан Шахмухамедова
Проблемы интеграции и инклюзии детей с ООП в образовательное пространство
▼ Скачать + Заказать документы
Ерекше білім беру ажеттіліктері бар балалар а арнал ан интеграция ж не білім беру ке істігіне осу м селелері
Проблемы интеграции и инклюзии детей с ООП
в образовательное пространство
Integration and Inclusion Issues for Children with Special Educational
Needs into the educational space
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ООП (особыми образовательными потребностями) и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ООП могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Публикация «Проблемы интеграции и инклюзии детей с ООП в образовательное пространство» размещена в разделах
На данном этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ООП в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников. Определенная модель инклюзии должна быть доступна и полезна ребенку. При этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям.
Когда речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы действий, при которой интеграция, объединение в одной группе детей с обычным развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь, необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни группы.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:
непрерывность, системность, обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса, индивидуальный подход, междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Проблема воспитания и обучения детей с ООП в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Наличие проблемы интеграции детей с ООП в обществе обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности. Интеграция – это процесс, который имеет определенные ограничения с точки зрения возможности и эффективности его реализации. Такими ограничениями являются условия интеграции – внешние и внутренние.
На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с возможностью реализации внешних условий интеграции :
Первое условие – раннее выявление отклонений – требует создания и законодательного оформления системы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного командного подхода к работе специалистов.
Второе условие связано с недостаточной информированностью, а также готовностью мотивационного, когнитивного и практического планов родителей детей с ООП, для которых не всегда открыт доступ к информации о возможностях интегрированного образования, условиях и формах его реализации.
Третье условие связано как с нехваткой специалистов, так и с неготовностью и нежеланием педагогов образовательных учреждений работать с «особыми» детьми.
Четвертым условием является создание вариативных моделей инклюзивного обучения, предполагающее разработку программ, технологий, организационных форм и условий, обеспечивающих эффективную реализацию интеграции ребенка с ООП в пространство общего образования.
На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.
Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются :
• все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс;
• родители детей с ОПП понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду, занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого» ребенка, педагогам, специалистам психолого-педагогического сопровождения;
• педагоги реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению и воспитанию «особых» детей, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов;
• специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ООП и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
В СОШ № 13г. Уральск на 2020-2021 учебный год – 53 класс-комплекта, из них 28 – КРО классов с русским и казахским языком обучения начиная с классов предшкольной подготовки по 9 классы.
В 2006-2007 учебном году внедрена экспериментальная площадка по теме: «Разработка экспериментальной модели инклюзивного образования», цель которой определить изменения, которые необходимо осуществить в общеобразовательной среде, для удовлетворения нужд детей с ограничениями в развитии, интегрированных в эту среду. В 2006году согласно приказу ГорОО открыт коррекционный 3-й класс, где обучалось 12 детей с диагнозом ЗПР.
Учащиеся классов КРО принимают участие в городских, областных, международных конкурсах, занимают призовые места.
В целях повышения профессиональной компетенции педагогов проводятся теоретические, обучающие семинары по линии ПМПК, ГорОО, ОблИПК.
Ежегодно на базе ОШ №13 проводятся обучающие, теоретические семинары, практикумы, мастер-классы по инклюзивному образованию, основная цель которых - организация коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе. Совместно с ЦВР в ДМОО «Досты ала ы»по линии Фонд Сорос Казахстан наша школа принимала участие в реализации социального проекта «Первые шаги к инклюзивной школе». Учителя и родители нашей школы совместно с ЦВР принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых по реализации проекта «На пути к инклюзивной школе».
В школе организован психолого-медико-педагогический консилиум. Участниками консилиума являются заместители директора, психологи, дефектологи, логопеды, учителя-предметники, классные руководители.
Обеспечение образовательного процесса в классах КРО осуществляется специалистами: тифлопедагогом, логопедами, дефектологами, психологами, а также опытными учителями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного класса.
Успешная адаптация учащихся, динамика в их развитии.
Ежегодно по решению ПМПК учащиеся коррекционных классов переводятся в классы общеобразовательной школы. В 2019-20 учебном году выведено в общеобразовательные классы 35 учеников.
Список литературы:
1. Методическое пособие «Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики» - Москва, 2012г.
2. Интернет-ресурс : allbest.ru статья «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»
3. Интернет-ресурс : nsportal.ru статья «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении».