Ирина Лебедева
Консультация для родителей «Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
До середины 20 века Россия была самой читающей страной. Сейчас же данные говорят о том, что 40 % населения не читает вообще. Ведь чтение необходимо, оно развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Как же приучить к чтению маленького человека?
Публикация «Консультация для родителей „Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий“» размещена в разделах
Во-первых, собственным примером. Вслух или про себя мы с вами должны ежедневно читать, чтобы дети видели нас с книгой. Пример — основа всякого воспитания. Опять же дети видят наши «компьютерные» спины и быстро понимают, что мы говорим одно, а делаем другое.
Как отмечают многие родители и педагоги, современные дети все реже берут в руки книги. Обилие гаджетов, переизбыток информации и скучные уроки в школе способны отбить охоту к чтению. Что делать, если ребенок не хочет читать?
Превратите чтение и саму покупку книги в игру. Придя в магазин, дайте малышу корзину и разрешите самому выбрать книгу. Или садитесь за книжку с чаем и сладостями и читайте по ролям. Создайте ребенку комфортную среду.
Когда дети начинают читать (старшая, подготовительная группа, ведутся такие разговоры: "Пока не прочитаешь 5 страниц, гулять не пойдешь / не сядешь за компьютер / не будешь смотреть телевизор и т. д. Вот именно здесь мы уже поднимаем значимость компьютера, интернета, телевидения на пьедестал, и роняем авторитет книги. Ребенок с такими приоритетами никогда не полюбит чтение!
А вам самим хочется делать что-то "из-под палки", по принуждению? Наверняка, нет.
Знакомство с книгой должно происходить постепенно. Начинать стоит с небольших историй, постепенно увеличивая нагрузку. Чтение будет не длительным, зато регулярным.
Это касается и родителей. Согласитесь, очень странно, когда нечитающие родители пытаются пристрастить детей к литературе. Это сродни курящим родителям, которые отговаривают детей от сигареты. Не будьте курильщиками — будьте книгофилами. Ну, хотя бы 20 минут в день. Главное, чтобы ребенок видел пример.
Помимо чтения важно заучивание. Обязательно учите с ребенком стихи. Ведь до 8 лет он поглощает информацию с бешеной скоростью и интересом. Поэтому даже удивляться не стоит, что заучивать стихи в этом возрасте очень легко. А вот к средней школе это становится уже сложнее.
Существует немало методик, которые помогут ребенку погрузиться в замечательный мир Книги и литературного слова.
Вот всего лишь некоторые из них.
1. Игровая методика
Любовь к чтению можно привить через игру. Вариантов масса.
Объясните ребенку, что вы сегодня устали и попросите ребенка почитать что-нибудь " обязательно поблагодарите его, сказав, что вы отдохнули, пока он читал". И этот ребенок сам еще не раз предложит вам подобный метод отдыха для вас. И уж конечно не потянет вас к компьютеру, т. к. в этом не будет нуждаться.
2. Создавайте книги сами!
С такой идеей выступила Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно — чтобы ребенок получал от этого удовольствие.
3. Метод Кассиля
Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали
4. Самый действенный прием это прием для родителей с названием - читайте сами!
На ночь, перед сном всегда можно уделить минут 10 для того, чтобы почитать ребенку книжку. Эта традиция воспитывает лучше всех психологических приемов.
И, конечно, ребенок вряд ли захочет брать книгу в руки, если в семье никто не читает. Увы, но мама, листающая исключительно глянцевые журналы, или папа, проводящий свободное время возле компьютера, вряд ли будут хорошим примером для малыша. А вот если ребенок часто видит родителей с книгой, он тоже начнет читать.
Чередуя приемы и игры в чтении, можно привить ребенку настоящую любовь к книге.
Существуют разные способы приобщения детей к чтению. Даже используя современные технологии, сделать это бывает очень трудно, потому что меняются приоритеты. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу, предпочёл её другим увлечениям. Это и есть главная задача библиотек.
Как приятно заходить в квартиру с хорошей мебелью и красивым ремонтом, также приятно заходить в библиотеку с хорошим интерьером. Библиотека должна быть уютной, красивой, чтобы возникало постоянное желание приходить туда как домой, т. е в уютное теплое гнездышко. В библиотеке можно организовать зоны, где малыши могут порисовать, пообщаться, пошуметь и что-то обсудить, зоны, где можно серьёзно посидеть со справочной литературой, поиграть в тихие групповые игры.
Есть очень верный способ привлечения к чтению как похвала, не будет лишним поднять авторитет ребенка при его друзьях и одноклассниках.
Компьютерные технологии, которые всё больше входят в нашу жизнь, безусловно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, обеспечивая информационный доступ. Кому как не библиотекарю, выполняющему информационную и культурную функции, необходимо помочь ребенку ориентироваться в массивах информации. Ведь очень часто ребенок, получив необходимую информацию с компьютера, получает еще массу ненужного.
С целью привлечения читателей библиотекарем организуются: тематические выставки, проводятся конкурсы рисунков, реклама новых поступлений, информирование учителей об интересных публикациях на страницах периодических изданий, просмотр видеоматериалов.
Библиотека – это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение. Вспомните, с каким трепетом и желанием мы с вами входили в школьную библиотеку. Давайте возродим этот интерес к книге, чтению, к нашей культурной традиции у наших сегодняшних детей. Интерес, хоть и небольшой к чтению у подрастающего поколения есть, надо только его разбудить и стимулировать.
Мы видим, что существует проблема детского чтения в условиях применения инновационных технологий? Без современных инновационных технологий нам уже не обойтись, да и не к чему бороться с новым. Необходимо просто идти в ногу со временем. Всегда можно найти компромисс: например, прочитав книгу, посмотреть иллюстрации в интернете к данной книге, или создать презентацию; используя энциклопедию, подготовить сообщение. Множество всяких возможностей для работы с книгой и компьютером.
И только три звена родитель, педегог и библиотекарь могут научить ребенка работать в гармонии книга-компьютер.