Яна Андреевна
Проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста нередко является основанием для беспокойства родителей и педагогов, поводом для обращения к психологам. Нуждаемость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования о причинах возникновения агрессивного поведения.
Публикация «Проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается в устойчивое качество личности. Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Современный подход к профилактике агрессивности - это не подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Есть много причин, почему дети проявляют агрессию. Агрессивное поведение ребенка чаще возникает в ответ на такие его чувства как страх, разочарование, зависть и отчаяние. Они также могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения. Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.
Выделяем несколько основных источников агрессивного поведения у детей :
1) чувство страха и недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
2) столкновение ребенка с невыполнением его желаний и запретами на удовлетворение определенных потребностей;
3) отстаивание своей личности и обретение независимости и самостоятельности.
Различие между понятиями агрессия и агрессивность важно. Во-первых, необходимо понимать, что не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности. И, во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.
Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка - это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.
Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих увлечений, агрессивные действия прекращаются при достижении поставленной цели. Кроме мотивированной агрессии у детей дошкольного возраста наблюдаются агрессивные поступки, не имеющие никакой цели, кроме причинения вреда другому человеку. В этих случаях можно говорить о психопатическом формировании личности. Считается, что на агрессивные действия ребенка могут толкнуть факторы, инициирующие у него состояние депрессии и стресса. Развиваясь, ребенок как бы нащупывает способы своего поведения в разных, особенно в конфликтных, ситуациях, формирует собственную манеру общения, и этот стиль у него закрепляется. Следуя этому наблюдению, можно сделать вывод: если ребенок реагирует агрессивно, скорее всего, он и в дальнейшем будет прибегать к подобным действиям.
Исследования показали, что родители, подавляющие выбросы негативных эмоций у своих детей, не устраняют агрессивность, а, напротив, способствуют развитию у них в дальнейшем чрезмерной агрессивности. При этом, некоторые родители искренне верят, что дети просто не могут быть агрессивными, и внушают эту мысль своему ребенку с раннего детства.
Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девочек выглядит несколько по-другому.
Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позднее. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят «пойди и дай сдачи», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.
Еще одно отличие. Девочки более впечатлительны, а грубое проявление агрессии обычно им не свойственно. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.
Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.
Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка - это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.
Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин можно использовать следующие методы диагностики: наблюдение; беседа и анкетирование родителей и воспитателей; проективные методики: «Несуществующее животное», «Кактус»
Применение разноплановых методик для исследования агрессии и агрессивного поведения детей дает возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене.