Ирина Анатольевна Франченко
Консультация «Проблемное обучение и воспитание в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время невозможно решить проблему качества обучения и воспитания в начальной школе привычными способами. Педагогический процесс находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. Перед школой стоит задача развития мышления и творческих способностей обучающихся. Сегодня необходимо вводить в практику начальной школы принципы проблемности,открывающие возможности для активизации учебно-познавательной и внеурочной деятельности младших школьников. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных и внеурочных занятий,которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению,в результате чего и происходит творческое овладение знаниями,умениями и навыками,а также и развитие мыслительных способностей. Творческое усвоение знаниями и способов деятельности обучающимися предполагает : -видение новых проблем в знакомых стандартных условиях; -видение структуры объекта,подлежащего изучению; -видение новой функции знакомого объекта; -умение видеть альтернативу решения,подхода к его поиску; -умение комбинировать ранее известные способы решения в новый способ; -умение создавать оригинальный способ решения при известных других. Проблемные методы-это методы,основанные на создании проблемных ситуаций,активной познавательной деятельности обучающихся,состоящей в поиске и решении сложных вопросов,требующих актуализации знаний,умения видеть за отдельными фактами законы. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций :психологическую и педагогическую. Создание проблемной ситуации и ее закрепление в сознании обучающихся,т. е. заинтересованность проблемой-необходимое условие решения проблемы. Существуют следующие приемы создания проблемной ситуации : 1. Педагог подводит школьников к противоречию и предлагает самим найти способ его разрешения. 2. Сталкивает противоречия практической деятельности. 3. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. 4. Предлагает обучающимся рассмотреть явление с различных позиций. 5. Побуждает школьников делать сравнения,обобщения,выводы,сопоставлять факты. Итак,что необходимо для реализации проблемного обучения и воспитания : а) отбор актуальных задач; б) определение особенностей проблемного обучения в различных видах деятельности; в) построение оптимальной системы проблемного обучения,создание учебных и методических пособий; г) личностный подход и мастерство педагога,способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.