Леся Юрьевна Ермолаева
Проблемно-эвристическое занятие «Можно ли нарисовать движение?»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент
социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений
Администрация МО ГО «Воркута»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» № 41 («Белоснежка»)
Конспект проблемно-эвристического занятия
по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Можно ли нарисовать движение?»
Автор:
Ермолаева Леся Юрьевна,
воспитатель старшей группы
г. Воркута, 2014 г.
Цель:
Публикация «Проблемно-эвристическое занятие „Можно ли нарисовать движение?“» размещена в разделах
Формирование представления о неразличимости движения и покоя в конкретную единицу времени. Развитие диалектического мыслительного действия – объединение противоположностей.
Материалы:
Альбомные листы, карандаши, фломастеры, иллюстрации с изображением движущихся объектов, плоскостное изображение солнца.
Предварительная работа:
Проведение ряд дидактических, малоподвижных, словесных игр: «Летает – не летает», «Быстро – медленно», «Покажи движение», «Земля, воздух, вода», «Назови действие».
Наблюдение за движущимися объектами на прогулке.
Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение за ростом фасоли.
Методические рекомендации:
В процессе проведения совместной деятельности воспитателя с детьми, педагог дает возможные способы изображения движущегося объекта на бумаге и демонстрирует воспитанникам, что движение отразить в рисунке очень сложно, так как движение на рисунках — продукт работы нашего воображения. В данном случае важно принятие ребенком диалектической задачи и проживание им проблемно-противоречивой ситуации, подразумевающей то, что предмет на рисунке и движется и не движется одновременно.
Ход:
Структура занятия Деятельность воспитателя деятельность детей
Приветствие,
сплочение коллектива на предстоящую деятельность
Игра на развитие коммуникативных навыков «Солнечные лучики»
Зарядка для пальцев
А теперь поздороваемся с нашими помощниками – пальчиками.
Если пальчики грустят – пальцы плотно прижимаем к ладони.
Доброты они хотят.
Если пальчики заплачут – трясем кисти.
Их обидел, кто – то значит.
Наши пальцы пожалеем – моем руки
Добротой своей согреем – дышим на них поочередно.
К себе ладошки мы прижмем – поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем – гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть
немножко – скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат.
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать (каждый палец зажимаем в кулачке) Дети складывают ладошки на ладонь взрослого и одновременно здороваются.
Дети массажируют пальчики, подготавливая их к предстоящей продуктивной деятельности.
Введение в проблемную ситуацию.
Беседа
- Ребята, как вы думаете, двигаться могут только живые объекты или неживые тоже? Наш детский сад может двигаться? Почему? А дерево? А если дует ветер, дерево движется? Как? А занавеска на окне? Назовите предмет, который может двигаться. Как он может двигаться? (Отвечая, дети применяют освоенные ранее способы аргументирования).
- Как вы думаете, можно нарисовать эти предметы в движении так, чтобы было видно, как они движутся?
Рассматривание иллюстраций
- Посмотрите на картинку. Что делает конь? Как художник изобразил движение?
– Что делают дети? Ворона? Что движется на этой картинке?
- Как можно нарисовать машину, чтобы из рисунка было видно, что она не стоит на месте, а двигается»?
- Что это? (Вулкан). Он сейчас спит или извергается? А как можно изобразить извержение вулкана? Дети отвечают на вопросы
Продуктивная деятельность
- А сейчас, придумайте какой-нибудь предмет, он может быть живым или неживым, и нарисуйте его так, чтобы было понятно, что он движется. Самостоятельная деятельность детей
Динамическая пауза
+ развитие речи.
Музыкальная игра «Мой дядя весельчак» Игра проводится в кругу:
У меня есть дядя,
Мой дядя – весельчак,
Когда мой дядя пляшет,
Руками машет так!
Эх, руки, руки, руки.
Эх, руки, делай так (играющие хлопают в ладоши и напевают)
Эх, руки, руки, руки.
Эх, руки, делай так! (любые махательные движения) Повторяют движения за воспитателем
Актуализация знаний и затруднение в проблемной ситуации.
Открытие «нового знания» Рассматривание рисунков и обсуждение
- Давайте посмотрим на рисунок, который нарисовал Рома. Действительно ли видно, что машина движется?» и т. д. (Поощряю поисковую активность детей, показывая каждую новую «находку»).
- Ребята, а скажите, машина уехала или осталась на листе? А мальчик убежал с листа? и т. д.
- Предметы на ваших рисунках неподвижные или подвижные? Они переместились куда-то в другое место с листа бумаги?
- Значит можно нарисовать движение или нет?
Воспитатель в ходе поисковой беседы подводит детей к пониманию, что движение нарисовать нельзя
В ходе обсуждения дети постепенно приходят к выводу: изобразить движение невозможно.
Рефлексия - Посмотрите, вопрос был один, а сколько мнений?
- Что вас удивило?
- Что для вас было самым трудным. Что легким?
Что мы думали в начале занятия, а к какому выводу пришли в конце?
Что для нас осталось загадкой?
Что мы можем рассказать родителям?
Ответы детей