Наталья Шарапова
Исследовательская работа учащейся 4 класса «Проблема сохранения зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема сохранения зрения.
Введение
Я обратила внимание, что в моем окружении много ребят ходят в очках. И сама я в 4 классе стала хуже видеть. Обратились к офтальмологу. На приёме у врача узнала, что у меня близорукость. Поговорила с одноклассниками и узнала, что у некоторых учеников тоже испортилось зрение. Мне стало интересно, почему это происходит и что приводит к ухудшению зрения. Прочитала дополнительную литературу и решила рассказать ребятам о профилактике близорукости. Вместе с моим руководителем, Натальей Владимировной, составили гимнастику для тех детей, кто хорошо видит и для тех, кто стал хуже видеть.
Публикация «Исследовательская работа учащейся 4 класса „Проблема сохранения зрения“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Цель работы : изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Задачи можно прочитать на слайде.
Мы выдвинули гипотезу: если соблюдать определённые правила, выполнять гимнастику для глаз, то можно сохранить зрение.
Причинами ухудшения зрения являются :
наследственность;
большие нагрузки на органы зрения;
злоупотребление просмотром телепередач и компьютерными играми;
недостаток необходимых витаминов;
раннее чтение;
заболевания позвоночника;
недостаток физической активности;
отсутствие ранней профилактики.
По статистике наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это близорукость, дальнозоркость и косоглазие.
1)Близорукость- это, как правило, приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
2) В отличие от близорукости, дальнозоркость - это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.
Первые признаки появления дальнозоркости – ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
3)Косоглазие– положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску – расходящимся, вверх или вниз – вертикальным.
Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
Выяснив причины ухудшения зрения, узнали как заботиться о сохранении нашего зрения. Нагрузка на зрение должна быть адекватной и разнообразной. Глаза утомляет не сама работа, а то, что они работают в неверном режиме.
1. Место, где вы занимаетесь, должно быть хорошо освещено. Лампа должна стоять слева. Свет при чтении должен падать слева, и это желательна обычная лампочка накаливания, так как лампа дневного света не обладает в полной мере нужной цветопередачей. Головному мозгу будет трудно адаптировать искажения цветопередачи, иногда из-за этого могут возникать головные боли.
2. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30–35 см.
3. Нельзя читать лежа или на ходу. Читать в движущемся транспорте нельзя, потому что глаз не успевает или с трудом подстраивается под мелкие вибрации, это колоссально напрягает мышцы, удерживающие хрусталик. Со временем возникает близорукость или дальнозоркость.
4. Нельзя читать во время еды, потому что когда человек жует, происходят мелкие колебательные движения челюсти и головы, вследствие чего перенапрягаются глазные мышцы.
5. Телевизор:
- Смотреть не более 2–3 передач в неделю (по 1–1,5 ч) (не считая коротких мультиков)
- Располагаться от телевизора не ближе 2–3 м, не дальше 6–8 м
- Место для сидения должно быть удобным
- Изображение на экране должно быть четким
6. Длительность непрерывных занятий непосредственно с монитором для детей 7-10 лет составляет 15 минут, 11-13 лет - 20 минут, 14-15 лет - 25 минут и 16-17 лет - 30 минут. После такого занятия обязательно следует провести гимнастику для глаз.
7. Нельзя спать на высокой подушке, когда шея изогнута, кровоснабжение глаза меняется. Поэтому иногда после сна обнаруживается кровоизлияние на сетчатке. Спать на животе тоже небезопасно для глаз. Лучше всего спать на спине с правильной ортопедической подушкой.
8. Нельзя тереть глаза грязными руками или работать в пыльных помещениях без защиты. Глаза очень плохо восстанавливаются после химических и физических повреждений.
Изучив литературу по теме, мы решили провести опрос. Участвовало 28 уч-ся 4 «Б» класса.
Выводы: мы выяснили, что некоторые ребята превышают допустимое время работы за компьютером и просмотра телевизионных передач. Кроме того, не все опрашиваемые имеют достаточное освещение рабочего стола. Мало кто уделяет внимание гимнастике для глаз, которая является необходимой мерой профилактики. Особенно полезен для зрения свежий воздух и прогулки, ходьба на лыжах, коньки, игры в мяч способствуют лучшему кровообращению глаз и постоянному притоку к ним крови, обогащённой кислородом, но большинство ребят не обращают на это внимание.
Перечисленные факторы могут стать причиной снижения зрения.
По результатам диагностики мы провели в 4 Б классный час на тему «Проблема сохранения зрения» и дали рекомендации учащимся.
В сети Интернет мы нашли компьютерную презентацию и гимнастику для глаз. Мы предложили ребятам нашего класса принять участие в эксперименте по использованию компьютерной презентации и гимнастики для глаз. 9 ребят установили презентацию на домашних компьютерах и в течение 2-х недель регулярно использовали ее и выполняли гимнастику для глаз.
В ходе опроса по результатам применения презентации и гимнастики мы выяснили, что:
отрицательных эмоций ребята не испытывали (100%)
выполняемые упражнения помогают расслабиться (85%)
снижается утомляемость глаз (65%)
поднимается настроение (85%)
По результатам использования компьютерной презентации и гимнастики для глаз, мы сделали вывод, что регулярное использование этих упражнений благотворно влияет на зрительные органы и нервную систему человека.
Предлагаю выполнить несколько упражнений, разработанных врачами-учеными.
1. Упражнение (сидя) крепко зажмурить глаза на 3–5 с. Затем открыть на такое же время (6–8 р.)
2. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.
Эти упражнения способствуют улучшению кровообращения глаз, облегчают зрительную работу на близком расстоянии, снимают утомление глаз.
При близорукости
1. Сидя, зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
2. Закрыть глаза, массировать веки, выполняя указательным пальцем круговые движения 3-4 раза.
3. Тремя пальцами каждой руки несильно нажимайте на верхнее веко обоих глаз 1-3 секунды. 3-4 раза.
Зрение – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и постоянного наблюдения. Изучив научную литературу по теме, я научилась сама и учила своих одноклассников пользоваться правилами ухода за глазами, ежедневно проводя гимнастику для глаз и использования компьютерной презентации, соблюдая правила работы на компьютере, просмотра телепередач, правильном чтении книг, тем самым сохранять и укреплять зрение. Наша гипотеза подтвердилась: если соблюдать определенные правила, выполнять гимнастику для глаз, то это поможет не ухудшить ситуацию, а скорректировать проблемы.