Валентина Чапурина
Проблема развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.
Публикация «Проблема развития мелкой моторики рук детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Мелкой (тонкой) моторикой называют развитие мышц пальцев, обусловливающую способность выполнять ими тонкие скоординированные манипуляции (действия с объектами). Мелкая моторика в научной литературе также обозначается понятием сложно-координированные движения, то есть такие движения, которые требуют навыка работы с мелкими предметами и выполнения точных действий.
Сложно-координированные движения - это, прежде всего, произвольные движения, которые имеют цель, планируются, контролируются и оцениваются; движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Поэтому выполнение таких движений обеспечивается сложной, интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур. Нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
В середине XX века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина и др. описывают отдельные проблемы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии.
Большая часть моторной (двигательной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли головного мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной доли и левой лобной частей головного мозга, которые отвечают за формирование многих психических функций.
Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног; рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Л. В. Фоминой на основе проведенных обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Специалистами в области детской психологии было показано, что с уровнем развития тонкой моторики руки у ребенка связано развитие таких важных показателей, как внимание, речевые способности, пространственная ориентация, зрительная координация, графические навыки. Изображения, сделанные ребенком, наглядно демонстрируют это. По результатам детских рисунков и во время наблюдения за рисованием можно легко оценить его умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, регулировать свои тонкие движения в соответствии с задачей изображения (речь идет о степени нажима, темпе рисовального движения, соразмерении пропорций рисунка и др.). На всех этапах жизни ребенка движения рук и