Мария Суханова
Проблема обучения математике в современной жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций, но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. (Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение.) При этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей). Занятия по математике приобретают особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.
Публикация «Проблема обучения математике в современной жизни дошкольника» размещена в разделах
Как правило, учебные задачи на занятиях решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.
Для современных программ математического развития детей характерно следующее
• Развитие познавательно-творческих способностей
• Построение обучения на основе использования активных форм и методов
• Использование проблемно-игровых ситуаций
• Организация обогащенной предметно-игровой среды
• Проектирование и конструирование процесса развития математических представлений осуществляется на диагностической основе.
Для дошкольника в возрасте 4-5 лет уже освоены некоторые формы, цвета и размерные проявления. Дети вполне способны охарактеризовать значимые формы предметов. В данном возрасте ребенок способен установить простейшие связи и отношения между объектами, тем самым побуждая интерес к окружающему миру. У ребенка уже есть некоторый опыт познания окружающего мира и требует дальнейшего углубления, обобщения и систематизации. Для развития и поддержания интереса, получения новых знаний используются игры и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью широко применяются различные наборы предметов (абстрактные: геометрические фигуры; «жизненные»: шишки, ракушки, игрушки, ложки, чашки и т. п.). Основным требованием к таким наборам будет являться их Достаточность и вариативность проявлений свойств предметов. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
Перечень необходимых игр и пособий для развития математических представлений:
• Игры на сравнение предметов по свойствам (форма, цвет, материал, размер, функциональность)
• Группировка по свойствам
• Воссоздание целого из частей (пазлы (12-24 шт, «танграм», головоломки)
• Сериация по разным свойствам (матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.)
• Игры на освоение счета. Освоение счета и измерения требует использования различных мер: полосок картона разной длины, тесемок, шнуров, стаканчиков, коробок и т. п. Можно организовывать сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, ростомером.
• Для активизации интереса детей к данным материалам следует иметь разнообразные иллюстративные пособия.
• В математической игротеке могут быть размещены различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий. Для активизации детской деятельности с подобными материалами можно использовать листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты, которые также помещаются в центр математики