Алёна Звездина
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно-гигиенических навыков, в первую очередь, направлено на решение задач физического воспитания, в т. ч. укрепления здоровья детей, их физического развития. Вместе с тем культурно-гигиенические навыки и привычки являются одним из компонентов культуры поведения дошкольников, тем самым решается задача их нравственного воспитания. Рассматривая культурно-гигиенические навыки детей в широком аспекте, целесообразно выделить несколько групп навыков, которые позволяют детям осваивать основы гигиены и нравственной культуры: навыки еды, чистоты тела, самообслуживания, умения вести себя в обществе, поддержания порядка в окружающей обстановке. Помнить об этом наиболее важно, если учесть физиологические особенности детей дошкольного возраста: они в этот период сильно подвержены инфекционным заболеваниям. Следует также учесть, что воспитание осознанного отношения детей к гигиеническим процедурам неразрывно связано с формированием у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Дети должны понимать, что в соблюдении правил гигиены проявляется уважение к окружающим.
Публикация «Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
В своих научных трудах П. Ф. Лесгафт отмечал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать культурно-гигиенические навыки, физические упражнения. Принцип осознанности при обучении физическим упражнениям он обращал особое внимание на то, что гармоничное развитие - длительный и последовательный процесс, связанный с постепенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей ребенка.
Идеи П. Ф. Лесгафта продолжил Е. А. Аркин, знакомящий в доступной форме дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени, и один из его разделов был посвящен формированию навыков гигиены у детей.
В свою очередь, Л. И. Чулицкая углубила педагогические взгляды П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Опираясь на анатомо-физиологические и психологические особенности ребенка, она определила гигиенические нормы его воспитания и обучения в условиях семьи и детского сада.
В своих трудах А. В. Кенеман убедительно раскрыла важность фор-мирования гигиенической и двигательной культуры с раннего детства, доказывая, что в физических упражнениях развивается подвижность нервных процессов, умение ребенка быстро реагировать на изменение условий, приспосабливаться к ним, развивать активность мысли, быстроту и четкость реакции, ориентировку в окружающей среде, а культурно-гигиенические навыки обеспечивают формирование привычки к здоровому образу жизни.
Методические разработки М. Ю. Кистяковской, Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Т. П. Лесковой, Н. В. Полтавцевой, Э. Я. Степаненковой, П. П. Буцинской, В. И. Васюковой и др. обращают обязательного решения педагогами детских садов следующие задачи:
формировать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях и гигиенических процедур;
формировать самостоятельность в выполнении гигиенических процедур детьми;
воспитывать положительное эмоциональное отношения у детей к выполнению гигиенических процедур.
Решение указанных задач способствует формированию у детей культурно-гигиенических навыков, привычки к самообслуживанию.
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников должно проводиться с учетом следующих принципов:
Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям гигиеническим процедурам. Он был разработан П. Ф. Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений. Осознание техники действия и движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии.
Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип систематичности и последовательности обязателен для формирования культурно-гигиенических навыков. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность работы педагога в данном направлении на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.
Принцип повторения является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы. Система повторения гигиенических процедур строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных действий.
Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И. П. Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.
Принцип наглядности - предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности. Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом. Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем педагогического контроля.
Воспитанию у дошкольников культурно-гигиенических навыков способствует комплексное использование средств физического развития: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Так, гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, пособий; определяются СанПин. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма.
Педагоги и родители должны помнить, что привитые в детстве культурно-гигиенические навыки приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Навык представляет собой автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Навык формируется в результате многократного выполнения определённых действий. Одним из видов навыков, присущих человеку, как члену цивилизованного общества, являются культурно-гигиенические навыки, формирование которых начинается с первого дня пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Термин «культурно-гигиенический навык» соединяет два понятия: одна часть включает содержание, которое характеризует непосредственно гигиеническую его сторону, другая часть – то, что характеризует культуру человека.
На примере навыка, связанного с приёмом пищи и поведением за столом, рассмотрим его содержание. Рот надо вытирать салфеткой, пищу с тарелки следует брать понемногу и тщательно её пережёвывать – это гигиеническая сторона процедуры; есть бесшумно, аккуратно, правильно использовать столовые приборы, сохраняя определённую позу, не мешая сверстникам, проявляя внимание к их нуждам – это характеризует культуру ребёнка. При этом уместным будет подчеркнуть, что, соблюдая эти правила, ребёнок проявляет уважение к окружающим; небрежность, проявленная им во время еды, неаккуратность способны вызвать неприязненные отношения сверстников.
В любых условиях необходимо обеспечить детям возможность выполнять привычные навыки гигиены. Если ребёнок во время прогулки испачкал лицо, платье, воспитатель должен поощрять его желание привести себя в порядок. Ребёнок должен приобрести стойкие привычки: аккуратно есть, пользуясь столовыми приборами (ножом, вилкой, ложкой, полоскать рот после еды, чистить зубы и мыть ноги перед сном.
Таким образом, культурно-гигиенический навык – это часть содержания характеризующая непосредственно гигиеническую его сторону и культуру человека. По мере взросления ребёнка объём культурно-гигиенических навыков, которые ему предстоит освоить, постоянно увеличивается, усложняются требования, предъявляемые к детям, их знаниям, возможностям поведения, соответственно меняются методические приёмы педагога. Следует учитывать, что в младшем дошкольном возрасте культурно-гигиенические навыки формируются, в среднем – совершенствуются, в старших группах – навыки закрепляются и становятся привычкой.