Иващенко Елена
Урок по окружающему миру «Природные зоны России» для начальных классов
Предмет: окружающий мир
Тип урока : урок контроля знаний.
Тема. Природные зоны России.
Цели и задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
Публикация «Урок по окружающему миру „Природные зоны России“ для начальных классов» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Природные зоны Земли
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
-формировать представление о природной зоне пустыни;
-познакомить с географическим положением этой природной зоны,
климатическими условиями, растительным и животным миром и
деятельностью человека;
-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
-работать с помощью карты и атласа-определителя;
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Давай погуляем по нашей планете,
Отправимся прямо сейчас, не робей,
Посмотрим, а что происходит на свете,
На птиц необычных и наших зверей.
Дружок, в викторине сегодня у нас
О зонах природных ведется рассказ.
Тебе отгадать непременно придется,
О ком же сегодня рассказ наш ведется.
Теперь на вопросы, дружок, отвечай
И разные зоны скорей вспоминай.
Ведь ты их немало учил, согласись.
Итак, начинаем, за ручку берись!
II. Введение в тему.
- Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок.
- Как вы считаете, какая тема нашего урока? (Природные зоны России).
Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.
Какие цели и задачи мы можем поставить перед собой на уроке?
Работа будет состоять из двух блоков.
1 блок.
Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.
- Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние.
Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.
- Наша дорожка состоит из нескольких этапов.
1 этап «Узнай меня»
- Я зачитываю описание природной зоны, а вы записываете ответ.
(дети работают на листочках)
1) Эта зона – царство снега и льда. Зимой – полярная ночь, летом – полярный день.
2) Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песками. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое, сухое. Зима короткая.
3) Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима холодная с сильными ветрами, длится 8-9 месяцев. Земля промерзает на большую глубину.
4) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима короткая. Довольно холодная, особенно на востоке. Лето жаркое, дождей выпадает немного. Почвы плодородны.
5) Зона занимает больше половины территории России. Богат и разнообразен животный и растительный мир.
Проверка (если ответ неверный, слово зачёркиваем)
Сейчас подведём итоги 1 этапа, отметим результаты на дорожке.
Если у вас все ответы правильные, заштрихуйте 6 клеточек, если 5 ответов верны –
5 клеточек и т. д. 1 клетка – это 100 км. Сколько километров вы прошли?
1 этап дорожки прошли. Привал.
2 этап «Сделай выбор»
- Природная зона арктических пустынь до конца ещё не исследована и мы будем её исследовать.
Я вам предлагаю тест, вам надо выбрать правильный ответ.
Тест
1. Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Северного ледовитого океана
2. Территория зоны…
а) густо заселена людьми;
б) не имеет коренного населения
3. В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия;
б) комфортные условия
4. В ледяной зоне растут…
а) черника, морошка, карликовая берёза;
б) лишайники, мхи, полярные маки
5. В Арктике обитают животные…
а) моржи, тюлени, белые медведи;
б) волки, бурые медведи, рыси
6. Большое скопление птиц на скалах называют…
а) «птичьи рынки»;
б) «птичьи базары»
Проверка. Ответы: б, б, а, б, а, б.
Подведение итогов 2 этапа, отметить на дорожке.
3 этап «То ли правда, то ли ложь»
- Мы посвятим этот этап зоне тундры.
Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите +, если неверно –
1) Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
2) В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.
3) Растения тундры тянутся высоко к солнцу.
4) Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола – сапсана, тундрового лебедя, белого журавля.
5) Главное занятие населения тундры – оленеводство.
6) В тундре добывают нефть и газ.
Проверка. Ответы: +, -, -, +, +, +.
Подведение итогов 3 этапа, отметить на дорожке.
4 этап «Кто здесь лишний»
- Вы должны зачеркнуть лишнее слово в каждой строчке. (У каждого ученика карточка)
1) Амурский тигр, тюлень, белый медведь.
2) Клён, лиственница, дуб.
3) Тополь, саксаул, берёза.
4) Серая куропатка, кедровка, глухарь.
5) Ковыль, верблюжья колючка, тюльпан.
6) Ящерица, черепаха, бархан.
Проверка. Дети объясняют, почему это слово лишнее.
Подведение итогов на дорожке.
5 этап «Доскажи словечко»
1) Хвойный лес называют (тайгой)
2) В степи дуют горячие сухие ветры (суховеи)
3) Лесным исполином называют (лося)
4) Растрескавшийся глинистый участок в пустыне называется (такыр)
5) Самое умное морское животное (дельфин)
6) В Арктике создан заповедник (остров Врангеля)
Проверяем. Подведение итогов на дорожке.
2 блок.
Самостоятельная работа. Контроль со стороны учителя.
Ребятам предлагается самостоятельно выполнить задания и ответить на вопросы теста.
Тест «Арктика»
1. Природная зона арктических пустынь расположена:
1) на островах Тихого океана
2) на островах Индийского океана
3) На островах Северного ледовитого океана
2. В Арктике для растений и животных сложились.
1) суровые условия
2) комфортные условия
3. В ледяной зоне растут…
1) кедры, берёзы, черёмуха
2) лишайники, мхи, полярный мак
3) бузина, орешник, айва
4. В Арктике обитают животные:
1) бобры, нутрии, хомяки
2) волки, белые медведи, рыси
3) моржи, тюлени, белые медведи
5. Найди верную цепь питания:
1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь
2) водоросли – рачки – сайки – тюлени
Тест «Тундра»
1. Зона тундры расположена.
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2. Растения тундры.
а)высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
3. К тундровым растениям относятся.
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
4. В тундре обитают.
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.
5. Укажи верную цепь питания:
а) растения - лемминги - полярные совы;
б) комары, мошки —полярные куропатки —песцы;
в) растения —кречеты - волки.
Тест «Зона лесов»
1. Природная зона лесов состоит из.
а) пяти частей;
б) двух частей;
в) трех частей;
г) одной части.
2. Самую большую территорию занимают.
а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
3. Лесным исполином называют.
а)благородного оленя;
б)лося;
в)медведя.
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а)овцебык, морж, розовая чайка;
б)краснозобая казарка, кречет, стерх;
в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
Тест «Зона степей»
1. Зона степей расположена на. нашей страны:
а) севере;
б) востоке;
в) юге.
2. На карте природных зон зона степей закрашена. цветом:
а) розовым;
б) зеленым;
в) желтым;
г) коричневым.
3. К степным птицам относятся.
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.
4. Для растений степи характерны:.
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые
мясистые стебли и такие же листья.
5. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:.
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство,
неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный
выпас оленей.
Тест «Пустыни»
1. В пустыне.
а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;
б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;
в) ярко выделяются все четыре времени года.
2. В пустыне.
а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;
б) выпадает малое количество осадков;
в) чаще всего осадков не бывает.
3. Растения пустыни.
а) высокие, широколиственные;
б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;
в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.
4. Животные пустыни.
а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни;
б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех;
в) в основном, низкорослые (грызуны, и птицы.
5. К растениям пустыни относятся:
а) ковыль, полынь, тюльпан;
б) морошка, брусника, черника;
в) колосняк, солянка, джузгун.
III.Рефлексия
Сколько километров прошли вы по дорожке знаний?
IV. Итог урока
- Кому понравился урок?
- Что особенно понравилось?
V.Домашнее задание.
Составить кроссворд и нарисовать рисунок по тему «Природные зоны России».